Евгения
Проект в младшей группе «Маленькие огородники»
▼ Скачать + Заказать документы
Радость труда - могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
глубоко пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта.
Вид проекта - краткосрочный с 10.04.2018г. по 15.10.2018г.
Участники проекта - дети, воспитатели, родители.
Целевая аудитория - дети от 4-5 лет.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект в младшей группе „Маленькие огородники“» размещена в разделах
Зима в самом разгаре. На дворе мороз, разыгрываются вьюги и метели, а в группе, на подоконнике - весна. Здесь появился мини-огород, доставляющий в детском саду радость всем, от мала до велика. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Не изобилием славятся грядки на окне, а возможностью живого общения с растениями.
Объект проекта – процесс выращивания томатов.
Предмет проекта - выращивание овощей.
Проблема: познакомить детей с процессом выращивания томатов и правилами ухода за ними.
Цель проекта.
Формировать знания детей о процессе роста, ухода за томатами в комнатных и уличных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с выращиванием томатов и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход); учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки).
2. Развивать воображение, речь, фантазию, старательность, желание аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов; воспитывать любовь к труду; создавать положительный эмоциональный фон от общения с природой. Способствовать взаимодействию с семьями и детского сада. Учиться создавать продукт своими руками и получать удовлетворение от проделанной работы.
Ожидаемые результаты.
Получение знаний детей о жизни растений. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. Сформировать представления о выращивании томатов и правила ухода за ними. Сформировать знание детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Развить старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Создать положительный эмоциональный фон от общения с природой. Привить любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться практического результата. Получить практическое и моральное удовлетворение от труда.
Ресурсное обеспечение:
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта :
- старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
- дети младшей и средней группы;
- родители воспитанников (совместная деятельность и практическая помощь);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон
Активизация словаря.
Существительные: семя, посадка, плод, росток, корень, полив, подкормка, пикировка, растение, грядки, лаборатория, опыт, всходы, урожай, ярмарка, прибыль.
Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, полезный, лабораторный.
Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.
Список литературы
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.
Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по Экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы проекта :
1 ЭТАП
Подготовительный.
Приобретали семена, землю, контейнеры, емкость для водоема, родители напилили спилы деревьев, соорудили скамейку, готовили инвентарь. «Подбирали» художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Продумывали оформление огорода. Разбивали огород. Высадка семян овощей в почву. Рассматривание иллюстраций и наборов «Овощи», загадки об овощах, беседа «Польза овощей». Дидактические игры «Что растет на огороде?», «Две корзины», «У меня в огороде», «Растения леса, сада, огорода».
Рассматривали семена томатов. Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Создание коллекции семян. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка). Детям хочется сделать огород привлекательным и веселым, для этого создается импровизированная лужайка с животными на ней.
2 ЭТАП
Основной.
Непосредственная работа в огороде Подготовка почвы вскапывание удобрение. Высадка рассады в грунт. Знакомство с рабочим инвентарем (лопата, грабли, мотыга).
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) :
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать грядки, бороздки и т. д. ; сосчитать сколько в корзине овощей.
Игровые задания и поручения на порядковый счет.
Игровые задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Игровые задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Что нам дарит огород».
Беседы: «Для чего человеку овощи».
«Насекомые помощники».
Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?», «Что спрятано в хлебе»
Вопросы для обсуждения:
— Можно ли есть немытые овощи? Почему?
— Можно ли немытыми руками брать овощи и? Почему?
- «Что делают с зерном?»
Рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника» «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму», «Печём помидоры».
Проведение семейного конкурса поделок из природного материала.
Образовательная область «Речевое развитие»
Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …».
Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
Где выращивают фрукты? (в саду)
На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
Словесные игры:
«Овощное, фруктовое и мучное» : суп — овощной, компот — фруктовый, печенье – мучное и т. д.
«Подбери слово» : к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, морковный и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат»и другое.
«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Примерные вопросы для интервью:
— Как вы думаете, что такое огород?
— А что такое сад?
— В чем отличие между садом и огородом?
— В чем польза овощей и фруктов для человека?
— Ваш любимый овощ? Почему?
- Зачем людям томаты?
Составление рассказа по картине «В огороде».
Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,
разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах
Образовательная область «Художественное –эстетическое развитие»
1. Рисование:
Рассматривание репродукций картин: А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной», «Натюрморт с дыней».
Рисование с «натуры» в группе : «Натюрморт с овощами и фруктами», Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры, «Части растения».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары», «Декоративное панно» (коллективная работа); «Что бывает из муки?»; «Насекомые помощники».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация, «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
4. Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище», (Зернохранилище).
Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей».
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Труд: Посадка семян томатов; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); «Почему у куклы болит живот?».
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты с бегом: «Собираем урожай», «Разгрузи машину», «Варим борщ» и другие.
Подвижные игры: с мячом — «Назови, что это (фрукт или овощ)», с бегом — «Огуречик, огуречик» и другие.
3 ЭТАП
Заключительный.
Уход и наблюдение за ростом растений. Просмотр мультфильма «Огород» и заучивание песенки из мультфильма. Оформление среды на огороде. Дети укладывали камни вокруг грядки, облагородили мини прудик спилами деревьев. Установили табличку с информацией о культуре которая растет, ростовые персонажи сказки Репка изготовленные при помощи родителей. Так же рядом появилась скамейка для отдыха.
Оценочно-деятельностные мероприятия:
Сбор урожая и плодов для получения семян. Дети с радостью собирали урожай, срывая его с веток. Оценили количество собранных плодов. Экскурсия по другим мини-огородам, обсуждение отличия растений друг от друга и количества плодов на других огородах. Выставка рисунков «Краски осени».
Получение продукта:
Ярмарка продажа «Дары осени» дети с родителями продавали плоды. На вырученные деньги от продажи томатов была приобретена дидактическая игра для детей.
Оформление материалов проекта. Анализ и обобщение полученных результатов. Оформление выставки рисунков, «Краски осени», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили рассаду и собрали такой большой урожай. Провели конкурс «Угадай название овоща». Изготовление фотоколлажа «Маленькие огородники». Праздник «Осени».
Вывод
Деятельность по проекту получилась очень занимательной и поучительной для детей. Проект прошел по плану в рамках поставленных сроков, все задачи были достигнуты. Продуктами деятельности стали семена томатов, игра - купленная на деньги вырученных от продажи томатов на ярмарке, удовлетворение от понимания полезности от проделанной работы. Детьми получены знания на основе деятельностного подхода, который является самым эффективным в процессе получения и закрепления любой информации.