Борисова Елена
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Сравнение домашних и диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе
Борисова Елена Леонидовна
Программное содержание:
Закрепить знание об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать познавательную активность.
Ход :
Ребята, послушайте загадки, отгадайте и найдите картинки отгадки.
У меня есть к вам вопрос –
Публикация «Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе „Сравнение домашних и диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (свинья).
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт? (корова)
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
С детства он к труду приучен.
Пахать землю он научен.
Запрягай его в соху,
Он пропашет борозду (Лошадь)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
Молодцы ребята, а теперь распределите картинки отгаданных животных в две группы – дикие и домашние животные.
-Ребята, назовите ещё домашних животных.
-Почему их называют домашними?
-Правильно домашние животные живут у людей не боятся человека, а человек создает им условия для жизни: кормит, строит жилье, лечит.
Все домашние животные приносят пользу в хозяйстве (кормят -молоко, мясо; одевают - шерсть помогают в работе- лошадь).
-Скажите, чем дикие животные отличаются от домашних
-Все без исключения дикие животные живут самостоятельно. Дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как они лишены привычных условий жизни, требую много мясной пищи, бояться человека, образ жизни диких животных (ночной образ жизни, спячка и др.) не совпадает с образом жизни человека. Домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они не умеют строить себе жильё, самостоятельно добывать себе корм, защищаться от врагов и природных условий.
Пусть будет так, как устроила природа. Каждое животное хорошо и полезно на своём месте.
Многие звери живут в лесу: белка, олень, лось медведь, заяц-беляк. Они питаются разнообразной растительной пищей.
-Присмотритесь к окраске этих животных.
-Ежи серо-коричневые почти сливаются с землей и травой, у них иголки на теле -защита от врагов. Белка –тоже не видна на фоне сосен, елей. В момент опасности прячется за ствол дерева. На земле белка беспомощна, хотя быстро бегает. Но при опасности молниеносно взлетает на дерево.
Скажите как дикие животные приспосабливаются к зимним условиям жизни (ежи, медведи толстеют и впадают в спячку, белка делает запасы).
-Ребята сравните свинью и кабана.
-Что будет со свиньей, если она окажется в лесу, сможет ли она выжить
(не сможет быстро бегать, т. к. толстая, ноги короткие, у нее светлая окраска - ее хорошо видно в лесу, она погибнет от холода нет щетины, как у кабана, от голода - не может сама добыть корм и построить убежище. Свинья привыкла к заботе человека о ней.
Воспитатель: Где живут зайцы?
Чем питаются зимой, летом?
Дети:
Зайцы живут в лесу.
Зайцы – травоядные животные.
Воспитатель:
Что это значит?
Дети:
Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие.
Воспитатель:
Что вы можете сказать о заячьих зубах?
Дети:
Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних.
Воспитатель:
Есть ли у них враги и как они от них спасаются?
Дети:
Их много. Это лисы, волки, сороки, вороны, куницы.
Воспитатель:
Давайте зайчику расскажем про кролика.
Дети:
Кролики это совсем другое животное – домашнее. Имеют сходство с зайцем. Тело покрыто шерстью. Имеют длинные уши, короткие хвосты, передвигаются прыжками. У них очень острые и длинные передние зубы. И кролики, и зайцы являются растительноядные. Кроме различных растений, любят обгрызать кору с деревьев.
Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разных цветов (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как заяц.
Воспитатель:
Я вам расскажу, какие различия есть у зайцев и кроликов.
Заяц летом серый, а зимой белый. Он не копает нор и долго не может жить на одном месте. Зайцы крупнее, и у них длиннее лапы и уши. Зайчата рождаются зрячими, покрытыми шерстью.
Кролики имеют разнообразную окраску. Кролик норы копает, постоянно их достраивает. Уши и передние лапы короче, чем у зайца. Крольчата рождаются голыми и слепыми, мать ухаживает за ними.
Предлагаю отдохнуть. «Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.)
Аналогично сравниваем лося и корову.
Воспитатель:
Дети, а где живет корова? С человеком или в лесу?
Дети:
С человеком.
Воспитатель:
А боится ли корова своего хозяина?
Дети:
Нет, человек о ней заботится.
Воспитатель:
А как человек о ней заботится?
Дети:
Строит жилье, кормит, поит, заготавливает сено.
Воспитатель:
А как ухаживает за ней?
Дети:
Убирает у нее в помещении, моет и чистит саму корову, вовремя доит, чтобы корова не заболела.
Воспитатель:
А какую пользу приносит корова?
Дети:
Она дает молоко, мясо, из шкуры делают кожу для изготовления различных вещей.
Воспитатель:
Да, правильно. А какие продукты можно получить из молока?
Дети:
Творог, сметану, сыр.
Воспитатель:
Дети, так как корова живет с человеком, он заботится о ней, она приносит пользу, значит корова какое животное?
Дети:
Домашнее животное.
Воспитатель:
Верно. А сейчас я загадаю вам еще одну загадку. Слушайте внимательно.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети:
Это лось.
Воспитатель:
Совершенно верно.
Воспитатель вывешивает на доске картинку с изображением лося. По признакам, указанным выше, дети вместе с воспитателем определяют домашнее это животное или дикое.
Воспитатель:
А смогла ли корова выжить в лесу?
Дети:
Нет, не смогла бы.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Зимой она может замерзнуть без жилища; она не приспособлена питаться сухими ветками и корой; не может копытами разрывать снег, чтобы отыскать себе траву; у коровы яркая окраска – враг увидит ее издалека, и она не умеет быстро бегать.
Воспитатель:
Верно, корова не приспособлена для жизни в лесу. Ведь все домашние животные, которые живут рядом с человеком, нуждаются в его заботе и не смогли бы выжить на воле.
Воспитатель: : Итак, для одних животных домом остался лес - дикая природа, а для других жильё рядом с домом человека, жильё любого животного - и домашнего, и дикого носит своё название, давайте вспомним как называется жилище некоторых животных.
Дидактическая игра "Кто где живёт"
(Педагог называет животное, дети - называют его жилища: собака - конура, белка - дупло, корова - хлев, волк - логово, медведь - берлога и т. д.)
Далее педагог отмечает удачные выступления детей. Уточняет, что запомнилось детям.
Сегодня на занятии мы рассказывали о животных, сравнивали их, поиграли. Занятие окончено.