Виктория Попова
Проект для второй младшей группы «В лесу родилась елочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Приобщение ребенка с раннего возраста к народной культуре посредством календарно — обрядовых праздников. Побуждать детей украшать елки (искусственные, вырезанные из бумаги, сделанные из бросового материала) к празднику в совместной деятельности с взрослыми, через создание условий работы с семьей.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с общенародным праздником Новый год и его традициями.
2. Расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к народным традициям.
Публикация «Проект для второй младшей группы „В лесу родилась елочка“» размещена в разделах
4. Укрепить связи дошкольного учреждения с семьей.
5. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми. 6. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц - декабрь)
Участники проекта : дети 2 младшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, он только учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитатели. Именно в этом возрасте ребенок начинает знакомиться с растительным миром, у него формируются первые представления о деревьях, и, несомненно, одним из самых ярких представителей является ёлка. Ёлочка для ребенка не просто дерево, но еще и главный атрибут новогоднего праздника. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В рамках проекта дети получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют, а также с новогодними атрибутами и персонажами: Новогодней елочкой, подарками, Снегурочкой и Дедом Морозом. Совместное с родителями изготовление поделок и сувениров «Новогоднее чудо» вызовет положительные эмоции у детей. Поэтому, обеспечив комплексный подход и последовательную структуру образовательной деятельности, мы сможем вызвать у детей интерес и сформировать представления о вечнозеленой красавице – ели.
Прогнозируемый результат:
1. Обогатить представления детей о празднике Новый год, украшении новогодней ели, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
2. Демонстрация творческих способностей детей и родителей, сформированных творческих умений и навыков через выставку поделок и сувениров «Новогоднее чудо».
3. Появление интереса у родителей к совместной с детьми познавательно-творческой деятельности через выполнение поделки «Новогодняя игрушка».
Этапы работы над проектом :
1 этап: подготовительный
• Ввод детей в проблемную ситуацию.
• Составление тематического планирования мероприятий.
• Организация предметно-развивающей среды: подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр, приобретение искусственной елки и игрушек в группу.
2 этап: основной
Реализация проекта в различных видах деятельности
Формы работы Задачи
Игровая деятельность
Дидактические игры
- «Украсим елочку»
- «Собери елочку» (разрезные картинки)
- «найди пару»
- «Елочка – какая…»
- «Что будет если…»
- «Собери бусы для елочки»
- «Расставь елочки по высоте»
- «Подскажи словечко» Формировать умение при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер)
Подвижные игры
«Маленькой елочке холодно зимой» «Раз-два-три, к елочке беги»
«На лесной лужайке»
«Большие и маленькие елки» Развивать умение выполнять подражательные движения, двигательную активность, получать радость от совместных игр, способствовать развитию физических качеств ребенка
Пальчиковые игры
«Елочка»
«Наряжаем елку»
«Снег»
«Наша елка» Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию памяти, речи, активизировать словарь.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения
«Познакомимся с елочкой» Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами) Познакомить детей с ёлочкой, которая растет на территории детского сада, уточнить знания детей об особенностях внешнего вида ёлочки, воспитывать любовь к природе
«Сравнение искусственной и настоящей елочки» Формировать умение сравнивать живое и искусственное дерево, вызвать желание беречь все живое
Проведение познавательно-исследовательской деятельности «Ёлка в гости к нам пришла» Обследование искусственной елочки.
Изобразительная деятельность
Рисование «Праздничная елочка» учить детей рисовать праздничную елочку. Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
Аппликация «В гости елочка пришла» учить детей изображать аппликативное изображение елочки из треугольников, показать приемы украшения елки цветными «игрушками»
Нетрадиционное
рисование - пальцеграфия
«Шарики для ёлочки» познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; учить различать цвета; развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность
Лепка «Наряжаем ёлочку» продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; вызвать желание украсить елочку игрушками самоделками.
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок «Елочка», «Елочные игрушки», «Дед Мороз», Рисование елочек по образцу. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей
Музыкальная деятельность
Разучивание песни
«В лесу родилась елочка» сл. Р. Кудашева муз. Л. Бекмана. ;
хоровод «Маленькой елочке холодно зимой» сл. З. Александрова муз. М. Красева Продолжать знакомить детей с новыми песнями о елочке, Развивать умение интонировать мелодию песен, создавать радостное настроение
Речевая деятельность
Беседа «В гости елочка пришла» учить детей составлять описательный рассказ, упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже, активизировать в речи прилагательные.
Рассматривание иллюстрации «Праздник елки в детском саду» Развивать умение рассматривать картину, эмоционально откликаться на изображение, отвечать на вопросы по содержанию картин, делать простейшие выводы, развивать словарный запас
Чтение (восприятие) художественной литературы
Чтение стихотворений:
Петрова «Мама елку украшала», Трутнева «Вырастала елка в лесу на горе…».
«Перед праздником зима.»Т. Волгина
Чтение рассказов и сказок о елочке : К. Чуковский «Елочка»,
С. Михалков «Елочка»,
М. Шкурина «Сказка про елочку»
, М. Богдан «Сказка про елочку»,
В. Коловрат «Старая сказка», «Новогодняя детская сказка про одинокую елочку», «Новогодняя сказка». Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям
Загадывание загадок о елочке и елочных игрушках Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет малых форм фольклора – загадок, развивать речь и мышление.
Работа с родителями
Ознакомление родителей с целями и задачами проекта. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Совместная деятельность детей и родителей : изготовление елочек из различных материалов дома вместе с детьми для выставки совместных работ Развитие творческой активности детей и родителей
Консультация для родителей «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт! Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности.
Помощь в пополнении книжного уголкакнигами по новогодней тематике Создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы, привлечение родителей к составлению материальной базы уголка.
Разучивание стихотворений с детьми про елочку. Приучать активно участвовать в подготовке праздника в детском саду. Вызвать у родителей и детей удовольствие от совместного заучивания стихотворения
Помощь в изготовлении атрибутов для утренника. Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
3 этап заключительный
1. Организация выставки совместных работ детей и родителей «Новогоднее чудо».
2. Новогодний праздник «Здравствуй, праздник Новогодний».
Благодаря проекту дети были ознакомлены с хвойным деревом - «ель». Узнали его строение и отличительные особенности. Научились выполнять некоторые поделки своими руками, используя при этом различные материалы. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности. Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе. Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Проведение познавательно-исследовательской деятельности
«Ёлка в гости к нам пришла» (обследование искусственной елочки)
Сюрпризный момент: появление с утра елочки в группе.
- Что это за дерево ребята? ( дети: это елка).
Воспитатель рассказывает:
Ёлку называют елью.
Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться красивый шар.
Словесная игра «Какая елка?»
Ответы детей: нарядная, пушистая, колючая, стройная, необыкновенная, волшебная, сказочная (на каждый ответ детей, воспитатель вешает на елку красивый шар).
Воспитатель: Посмотрите на ветках у ели – иголки (просит детей подойти поближе и рассмотреть иголки).
Эти иголки - называются хвоя. Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери.
Говорит, что перед ними сейчас не настоящая, а искусственная елочка, сделанная из пластмассы. А настоящие живые елки растут в лесу.
Предлагает послушать сказку «Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка»
Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы (пение птиц). Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу.
И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом:
- Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете.
Человек задумался.
- Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем. А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам.
Вопросы по тексту:
- Где родилась елочка?
- Какой она стала, когда подросла?
- Кто пришел в лес и зачем?
- Какие слова произнесла елочка? –
Что вы поняли из этой сказки?
- Как называются иголки?
- Как называют широкие ветви?
Рисование
(нетрадиционная техника - пальцеграфия)
«Шарики для ёлочки»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками; продолжать учить различать цвета; развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность.
Оборудование: контур ёлочного шарика из альбомного листа у каждого ребенка, гуашь, салфетки, искусственная ёлочка, несколько ёлочных шариков, письмо от лесных животных.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а под дверью лежит письмо. Как вы думаете, от кого оно?
Давайте прочитаем и узнаем:
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишут вам письмо лесные жители. Мы готовимся к Новому году, и елку выбрали, вокруг которой будут водить хоровод. Но вот случилась беда, все игрушки для елки наши разбились. Просим вас о помощи, что бы нарисовали нам новогодние шарики для елки. До свидания! Будем ждать!»
- Ну, что, согласны помочь лесным жителям? (соглашаются)
Вот у нас есть шарики из бумаги.
- Посмотрите, какого они цвета? (белого)
- Чем мы будем раскрашивать шарики? (Красками)
- А где же наши кисточки? (Их нет)
- Наши кисточки спрятались и мы сегодня будем рисовать пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики у нас попляшут: вот они, вот они.
В кулачки мы пальцы спрячем: в кулачки, в кулачки.
Пальчики опять попляшут: вот они, вот они.
Пальчиками мы помашем уходи, уходи.
Показ воспитателем способ закрашивания шариков.
Выбираете краску, которая вам нравится больше всего и закрасьте шар. (Дети раскрашивают свои шарики пальчиками. Воспитатель следит, оказывает индивидуальную помощь).
Предлагает оставить шарики подсыхать, а потом отправить их почтой в лес.
Итог занятия.
-Что мы сегодня с вами делали?
- Чем закрашивали шарики?
- Вам приятно, что вы помогли другим?
Хвалит детей, благодарит за помощь.
Лепка «Наряжаем ёлочку»
Цели: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материалы: трафарет из картона зелёного цвета; пластилин разных цветов.
Приемы лепки: отщипывание, скатывание, надавливание.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
- Давайте сделаем новогоднюю елку - красивую, нарядную!
Чтение стихотворения про елочку :
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки
- Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.
(Е. Благинина)
2. Лепка шариков.
Предлагает посмотреть, как сделать шарик из пластилина.
Для начала выбирает цвет.
Спрашивает: Какой я выбрала цвет? (дети называют цвет пластилина).
Показывает, как отщипывает кусочек пластилина, а затем катает его между ладонями, до получения шара.
Затем этот шар прикладывает к елочке, и указательным пальцем надавливает на него.
Пальчиковая гимнастика
«Елочка».
Елочка, елочка, (шевелят всеми пальчиками).
Колкая иголочка. (указательным пальцем «колют» ладошку).
Протянула ветки, (вытягивают руки вперед).
А на них конфетки, (вращают кулачками).
Звездочки, фонарики, (сжимают, разжимают пальчики).
Самостоятельная деятельность детей.
Оказывает помощь при затруднении. После завершения работы, обращает внимание детей на елочки.
- Много на елке ярких разноцветных шаров
— она стала красивой и нарядной!
- Какого цвета у вас шарики?
3. Рефлексия
- Из чего мы сегодня делали шарики?
- Что мы нарядили шариками?
Консультация для родителей
«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт!»
Как хороши предновогодние деньки! Многие очень любят новогодние праздники и ждут с нетерпением подарков и сюрпризов. Пора наряжать новогоднюю ёлку, украшать игрушками, гирляндами. Однако, простая небрежность и беспечность могут омрачить радостное событие и праздничное настроение. Но чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду нужно соблюдать простые правила. Ёлки бывают натуральные и искусственные. Натуральные ёлки приносят в дом запах зимнего леса и хвои. Нельзя ставить ёлку около батарей, от них идёт тепло и ёлка быстро сохнет, желтеет, осыпается. Обычно ёлку ставят посредине комнаты, чтобы можно было водить хороводы. Искусственная ёлка не высыхает, не желтеет, не роняет иголки. В первые дни натуральная ёлка ещё влажная, она горит плохо, но когда высохнет, может стать причиной пожара, а искусственная ёлка выделяет ядовитый газ которым можно отравиться.
Дорогие родители!
Давайте поговорим о том, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле ёлки чтобы не случилось беды- пожара.
1. Прежде чем её устанавливать с пола нужно убрать ковёр, ведь если искра попадет на ковёр, он может загореться.
2. Ёлку нельзя ставить около дверей, двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было выйти.
3. Прежде чем украшать ёлку гирляндами, их надо проверить не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправна ли вилка.
4. Нельзя украшать восковыми свечками, ,это опасно и может привести к беде, нельзя украшать ватой не пропитанной огнезащитным составом - она легко воспламеняется.
5. Во время праздника возле ёлки нельзя зажигать бенгальские огни.
Запомните! Нельзя оставлять детей одних в комнате, где стоит ёлка. Несоблюдение правил пожарной безопасности может стать причиной пожара.
Конспект дидактической игры
«Найди каждому снеговику елочку»
Цель: Формировать умение сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».
Материал: Елки 2 штуки (большая и маленькая, 2 снеговика (большой и маленький)
Ход игры :
Воспитатель (показывает детям фигурку елки, спрашивает) .
- Что у меня в руке? (Елка)
(воспитатель выкладывает на стол фигурки большой и маленькой елкок и комментирует)
Поставим большую елку и маленькую елку
-Это какая елка? (показывает на большую)
- Большая.
- А это какая елка? (Показывает)
-Маленькая. (Воспитатель берет в руки фигурку снеговика.)
- Что у меня в руке? (Снеговик)
Из чего делают снеговика? (из снега)
Зимой дети делают снеговика из снега.
Воспитатель спрашивает :
- «Кто делает снеговика?» (Дети)
(Воспитатель на столе выставляет большого и маленького снеговиков)
Это большой снеговик. (Показывает).
-Это маленький снеговик (Показывает).
Покажите большую елку.
(просит к большой елке поставить большого снеговика, затем к маленькой елке поставить маленького снеговика)
Дидактическая игра «Собери ёлочку»
Цель:
1. Выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве.
2. Развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников, используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался, скок-скок-скок,
Белый маленький зверёк.
Зайка живёт в лесу. Он белый. У него длинные уши и короткий хвост. Он всех боится. Зайка прыгает скок-скок-скок под ёлочкой.
По лесу ходит серый голодный волк. Волк большой, страшный, злой. У него большой хвост, большие зубы. Все его боятся.
-Давайте поможем спрятаться зайке от волка.
Где сможет спрятаться зайчишка?
- За ёлкой.