Юля Берникова
Проект «В курсе событий» (самообразование)
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагога — одна из важнейших составляющих его профессиональной деятельности
Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В. В. Путин.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Проект „В курсе событий“ (самообразование)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога и перспектив его роста.
Меняющаяся ситуация в системе дошкольного образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого воспитателя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и воспитателе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.
Цель: – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании.
Задачи:
1. Наметить пути эффективного профессионального роста педагога.
2. Обозначить пути накопления и обобщение полученного профессионального опыта
3. Открыть новые возможности самообразования. Нацелить педагогов на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.
4. Осуществить диагностику критериев профессиональной деятельности педагогов.
Для реализации данного проекта необходимо, в первую очередь - создание условий для постоянной возможности самообразования педагога, создание квалифицированного ядра кадров, которые применительно к сегодняшней ситуации в перспективе дадут возможность эффективного развития дошкольного учреждения, формирования педагогического коллектива как команды единомышленников, поскольку качество образования достигается интеграцией действий и усилий всего сообщества.
Проект является долгосрочным, рассчитан на один год с поэтапной реализацией отдельных ступеней исследования:
1. Аналитическо-ориентированный – который включает в себя создание мотивационных условий постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
2. Исследовательно-практический этап - суть данного этапа заключается в том, что бы научить педагога самостоятельно добывать знания из различных источников, использовать эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Научить плодотворно, владеть знаниями в области психологии, педагогики, иметь общий высокий уровень культуры, обладать общей эрудицией, умение педагога накапливать, обобщать и распространять накопленные и апробированные занятия и умения на практике.
3. Инновационно-преобразующий этап – умение педагога внедрить разработанный опыт работы в деятельность дошкольного учреждения, уметь анализировать и оценивать полученные результаты.
1 этап «Аналитическо-ориентировочный» -
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:
-обучение на курсах (один раз в пять лет);
-самообразование;
-участие в методической работе, семинарах - практикумах дошкольных учреждений города и области.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
2 этап – Исследовательно-практический
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием :
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
3 этап – Инновационно-преобразующий.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования воспитателя :
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
^ Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Организация процесса самообразования
^ Тема, над которой работает воспитатель.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
^ Личный план самообразования воспитателя.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.
Таким образом, организация самоконтроля дает возможность :
• Четко планировать свою работу;
• Осуществлять систематический контроль за своей работой;
• Организовывать дифференцированный подход к деятельности воспитанников;
• Более эффективно осуществлять работу по самообразованию;
• Улучшить самоорганизацию, повысить качество своей работы;
• Найти потенциальные возможности для собственного роста и роста воспитанников.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег.
Папка по самообразованию воспитате ля.
Папка по самообразованию, которую ведет педагога индивидуально, как и любой документ, состоит из нескольких обязательных разделов (страниц). (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Страница №1 - носит информационный характер и включает в себя сведения о педагоге, его месте работы, стаж педагогической деятельности, курсы прохождения аттестации и сведения об образовании.
Страница №2 - включает в себя название темы по самообразованию, цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, дату начало работы над данной темой.
Страница №3 – данная станица является условной (их может быть несколько, состоит из таблицы, которая включает в себя следующие разделы: - подбор видов деятельности – методические разработки (как свои, так и передавай педагогический опыт, который педагог применяет в своей деятельности, используемые педагогические технологии, техники, методы и приемы, которые применяются в работе, проектная деятельность, праздники, развлечения, показные занятия, работа с родителями и т. д., с обязательным указанием сроков реализации данных видов деятельности.
Страница №4 - Подбор источников самообразования – включает в себя научные, литературные и газетные издания, интернет ресурсы используемые педагогам в своей работе.
Страница №5 – результаты самообразования педагога состоит из результатов достижения целевых ориентиров воспитанниками, отчетов о проведенной работе по самообразованию, отзывов родителей и коллег, фотоотчетов, конспектов занятий и проводимых мероприятий, методических разработок, консультаций, выпускаемых брошюр, листовок, буклетов, справок о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях.
Условно данную папку можно разделить на несколько разделов. Например - «Работа с детьми» - куда могут войти конспекты занятий, праздников, развлечений, проекты, проводимые с детьми, фотоотчеты конкурсов, интересных мероприятий, экскурсий и целевых прогулок.
«Информация для педагогов» - консультации, конспекты выступлений на педсоветах и семинарах, мастер- классы, методические разработки, проекты с участием педагогов, фотоотчеты, буклеты, папки и т. д.
«Работа с Родителями» - отчеты о работе родительских клубов, конспекты проводимых собраний, встреч за круглым столом, отзывы родителей о проводимой педагогом работе, фотоотчеты о совместных детско-родительских рейдах, акциях, слетах и т. д.
СТРАНИЦА №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСТКИЙ САД № 29 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПАПАКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ф. И. О___
Стаж работы___
Курсы прохождения аттестации___
Образование (что и когда закончил)___
СТРАНИЦА №2
Тема самообразования___
Цель___
Задачи:
1___
2___
3___
Дата начала работы над темой ___
Страница № 3 и. т. д.
№ п. п Подбор видов деятельности
(необходимых для достижения поставленной цели) Срок выполнения
1. Методические разработки (как авторские, так и передовой педагогический опыт)
2. Педагогические технологии
3. Проекты
4. Проведение праздников, развлечений
5. Работа с родителями
6. Показные выступления для педагогов (отчетные)
Страница №4
Подбор источников самообразования
Например:
Беседа «Ножницы, катушки – это не игрушки» книга Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», стр 37.
Презентация «Огонь не игрушка» - браузер Яндекс ссылка на адрес сайта.
Страница №5
Результаты самообразования
- Достижение целевых ориентиров воспитанников.
- Отчет о проведенной работе по самообразованию.
- Отзывы родители и коллег.
-Фотоотчеты.
- Конспекты занятий и проводимых мероприятий.
- Методические разработки.
- Консультации.
- Выпускаемые брошюры, листовки, буклеты.
- Справки о выступлениях на внутри садовских, городских и областных семинарах и конференциях