Шакирова Алия
Проект в группе раннего возраста «Мы друзья природы»
Вид проекта : познавательно - творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации: 1 месяц
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, педагог, родители.
Возраст детей : 2 - 3 года
Актуальность.
В ходе ежедневных игр с детьми, восприятия художественной литературы, рассматривания картинок, я выявила, что дети не имеют достаточных знаний о животных и птицах ближайшего окружения. А именно не все дети могут назвать животное или птицу на картинке и назвать их характерные особенности. Так же затрудняются имитировать повадки животных и звукоподражание. Поскольку дети проявляют непосредственный интерес к животным и птицам, возникла идея реализовать данный проект. Я решила обогатить представления детей о животных, птицах встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Постаралась раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются. Участие детей в проекте «Мы друзья природы» позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных и птицах, словарный запас и творческие способности детей.
Публикация «Проект в группе раннего возраста „Мы друзья природы“» размещена в разделах
Цель: формировать элементарные представления детей о домашних и диких животных.
Задачи:
Образовательные:
Создавать условия для формирования интереса детей к природе.
Формировать умение узнавать на картинках, в игрушках домашних и диких животных и их детенышей и называть их. Отмечать характерные признаки животных.
Формировать умения детей имитировать повадки животных и птици звукоподражание.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, память, речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.
Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Предполагаемый результат:
В группе будет накоплен и систематизирован наглядный, дидактический материал по природному окружению.
У детей будут сформированы представления о животных и птицах ближайшего окружения, начнут проявлять интерес к объектам природы.
Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Этапы реализации проекта.
1 этап, подготовительный: изучение литературы, определение целей и задач проекта, разработка плана реализации проекта, подбор и изготовление дидактических игр и пособий, стихотворений, загадок.
2 этап, основной: проводятся запланированные мероприятия по реализации проекта : (беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с играми по теме,
3 этап, заключительный: проведение организованной образовательной деятельности «Путешествие в лес» и «У бабушки в деревне», презентация проекта для родителей.
План реализации проекта «Мы друзья природы»
1 этап подготовительный
• изучение литературы;
• определение целей и задач проекта;
• разработка плана реализации проекта;
• подбор и изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап (основной)
1 неделя
Беседа «Хорошо зимой в лесу». Цель: продолжать формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе.
Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы». Цель: продолжать формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по картине, закреплять названия предметов одежды, активизировать словарь по теме «Зима».
Настольно – печатная игра «Собери снеговика» Цель: упражнять в составлении целого из двух частей
Пальчиковая игра «Снег, снег, снежок» Цель: развивать координацию и мелкую моторику, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Подвижная игра «Снег кружится, падает» Цель: развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Рисование ватными палочками «Тихо падает снежок» Цель: побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными пятнами. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Восприятие художественной литературы:
Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег, снег…» Цель: поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого, развивать память, активизировать речь.
Работа с родителями. Консультация «Веселые прогулки зимой» Цель: педагогическое просвещение родителей
2 неделя
Беседа «Что это за птичка, птичка – невеличка» Цель: продолжать закреплять умение различать и называть птицу воробья, имитировать звукоподражание и повадки птицы.
Рассматривание иллюстрации с изображением птицы (воробей). Цель: формировать умение выделять характерные особенности птицы.
Наблюдение за птицами на прогулке «Покормим птиц». Цель: приобщать детей к наблюдениям за природой; формировать бережное отношение к окружающей природе.
Пальчиковая игра «Сорока – ворона» Цель:развивать координацию и мелкую моторику, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Настольно – печатная игра «Разрезные картинки. Воробей». Цель: упражнять в составлении целого из двух частей.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место на стульчике – «гнёздышки для птичек».
Лепка «Зернышки для птичек» Цель: продолжать формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать шарики между ладонями; Развивать познавательный интерес и любознательность; проявлять заботу о птицах зимой.
• Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
• Поэзия Г. Лагздынь. «Петушок»
Цель: продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
3 неделя
Познавательная беседа «Кто, кто в лесочке живет?» Цель: продолжать закреплять умение различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса; формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пушистый хвост, медведь косолапый и т. д.).
Рассматривание картинок с изображением животных (медведь, лиса, заяц)
Подвижная игра «Лиса и зайцы» Цель: развивать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей.
Дидактическая игра «Скажи, какой» Цель: обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину.
Дидактическая игра «Кто это?» Цель: закреплять умение узнавать на картинках, в игрушках диких животных.
Настольно – печатная игра «Разрезные картинки. Медведь, лиса, заяц» Цель: упражнять в составлении целого из двух частей.
Восприятие художественной литературы:
Потешка «Заяц Егорка…» Н. Поэзия Пикулева «Лисий хвостик», сказка «Теремок» обраб. М. Булатова. Цель: продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
Рисование печатками «Следы на снегу» Цель: расширять представления о жизни животных зимой, развивать память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Хорошо зимой в лесу»
Образовательная область: познавательное развитие Цель: формировать умение различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса; выделять их характерные особенности.
4 неделя
Познавательная беседа «Кто, кто во дворе у бабушки живет?». Цель: продолжать знакомить детей с животными ближайшего окружения; формировать умение узнавать на картинках (кошку, собаку, корову и др.); отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т. д.).
Рассматривание панорамной декорации «Деревенский двор» Цель: приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, побуждать их называть знакомых животных, показывать их по просьбе воспитателя.
Дидактическая игра «Кто, как кричит?» Цель: развивать у детей умение различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам.
Дидактическая игра «Петушок и его семья» Цель: закреплять и расширять представления о домашних птицах и их детенышах.
Восприятие художественной литературы:
Проза В. Сутеев «Кто сказал „мяу“», поэзия А. Барто «Лошадка», В. Берестов. «Котенок», Н. Пикулева. «Надувала кошка шар.» Цель: продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
Дидактическая игра с прищепками «Накорми животных» Цель: продолжать знакомить с домашними животными, и чем они питаются.
Дидактическая игра «Скажи какой». Цель: обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими характерные особенности домашних животных и птиц.
Настольно – печатная игра «Разрезные картинки. Кошка и собака» Цель: упражнять в составлении целого из двух частей.
Дидактическая игра «Мамы и детеныши» Цель: обогащать словарь детей существительными, обозначающими домашних животных и их детенышей.
Рисование «Клубочки для котят» Цель: закреплять умение рисовать предметы округлой формы.
Лепка «Зернышки для цыплят» Цель: продолжать формировать умение отщипывать от большого куска пластилина маленькие комочки и скатывать их в шарики.
Подвижная игра «Кот и мыши» Цель:развивать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей.
Организованная образовательная деятельность
Тема: «У бабушки в деревне»
Образовательная область: познавательное развитие Формировать умение узнавать на картинках (кошку, собаку, корову) Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т. д.).
По результатам проекта «Мы друзья природы» получены следующие результаты:
1. В группе накоплен и систематизирован наглядный, дидактический материал по ознакомлению дошкольников с миром природы. Созданы панорамные декорации «Деревенский двор», «Лес». Собран альбом детских работ.
2. Дети познакомились с животными и растениями ближайшего окружения.
3. В группе поселился персонаж зайка «Пушок»