Анастасия Васильевна Алиева
Проект «В гостях у сказки» в младшей группе
Проект "В гостях у сказки" в младшей группе
Тип проекта: художественно- эстетический
Сроки реализации: с 04 февраля по 15 февраля 2019 года
Возрастная группа: 1 младшая
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Актуальность проблемы: одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ в младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими малышами.
Гипотеза: сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Они с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если?». Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать источником формирования нравственных ценностей.
Цель проекта: формировать интерес к устному народному творчеству (сказкам); создание условий для активного использования сказок в разносторонней деятельности детей.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о сказках; формировать нравственное представление детей на эмоционально-чувственной основе через содержание сказок; учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра.
Развивающие: развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
Воспитательные: воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями.
Ожидаемый результат: работа над проектом позволит повысить интерес к сказкам и их активное использование в разносторонней деятельности детей. В итоге реализации проекта планируется создание альбома рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Результат работы над проектом:
В процессе реализации проекта:
1. Дети научатся:
- проявлять интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, перчаточных кукол, масок; умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности;
- эмоционально откликаться на прочитанный воспитателем текст сказок, активно отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривать иллюстрации к художественному произведению, рассуждать, приобретать умения решать проблемные ситуации, сопереживать героям сказок;
2. Повысится уровень активности родителей в участии в проектной деятельности. Привлечь родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
В итоге реализации проекта будет создан альбом рисунков «Мой любимый сказочный герой», лепбук «Сказки».
Этапы работы над проектом
Первый этап подготовительный
1. Подбор литературы и методических рекомендаций для педагогов МДОУ в методическом кабинете, определение проблемы и актуальности проекта; постановка цели и задач; определение форм и методов работы; сбор информации, литературы, дополнительных материалов; работа по составлению этапов и плана по реализации проекта.
2. Внести в книжный центр русские народные сказки; создание дидактических игр по проекту; пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр; подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»
Задачи: Расширить и пополнить развивающую среду группы
Второй этап работы. Основные направления работы
ОО «Речевое развитие»
Сказка «Как Язычок лепил снеговика»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат. Добиваться правильной постановки и удержания артикуляционной позы. Развивать силу дыхания. Мимику.
ОО «Речевое развитие»
Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Совместная деятельность педагога и детей
лепка «Избушка для Лисички»
Цель: Вызывать интерес к жанру устного народного творчества: сказке; учить использовать средства выразительности драматизации. Закреплять приемы работы с пластилином. Развивать речевую активность детей, умение вести диалог. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству
ОО «Речевое развитие»
Образовательная ситуация «Какие вы сказки?»
Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы, способствовать развитию воображения. Развивать память и мышление. Формировать стремление к выполнению самостоятельных игровых действий
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
Показ настольного театра «Теремок», «Колобок», «Репка»
Цель: Вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действий, о которых говориться в сказке; эмоционально и заинтересованно следить за развитием действий при показе настольного театра; повторять знакомые фразы из сказки.
ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»
Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу»
Цель: Формировать знания основ личной безопасности, понимание слов «свои», «чужие», «знакомые»; умение рисовать карандашами. Развивать память, внимание, мышление. Воспитывать любовь к сказкам
ОО «Речевое развитие»
Рассматривание книг со сказками
Цель: Вызвать интерес детей к любимым книгам и сказкам; прививать любовь к художественному слову, уважение к книге; развивать поэтический слух; развивать образную речь
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Дорожка к домику»
Цель: Учить правильно держать карандаш, проводить дорожку от заданного места; развивать умение раскрашивать предметы
ОО «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «Сказочная гостиница»
Цель: Формировать сенсорные эталоны, цвет, расположение в пространстве, знакомить с днями недели, развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление, восприятие, упражнять в употреблении предложенных падежных конструкций порядковых числительных, воспитывать творческое воображение.
Дидактическая игра «Какая сказка снится мишке?», «Четвертый лишний», «Любимые сказки», «Найди тень», «Двойняшки»
Цель: Научить детей видеть образ сказки, которая снится мишке, учить детей находить лишних героев, учить детей находить заданные силуэты путем наложения; учить детей находить парного героя сказки; развивать познавательную деятельность, зрительное восприятие, внимание, мышление; развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость
Дидактическая игра «Разукрась героя сказки»
Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук
Дидактическая игра «Собери сказку»
Цель: Развитие мелкой моторики; целостного восприятия
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
Цель: Учить детей находить героев нужной сказки, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, наблюдательность
Игра – лото «Сказки»
Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Лепка «Варежка»
Цель: Продолжать совершенствовать знания о цвете, учить раскатывать комочки пуговички круглой формы, развивать умение работать с пластилином, воспитывать любознательность, умение оценить работу
ОО «Физическое развитие»:
Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса» и другие из картотеки
Цель: Учить согласовывать текст с движениями, действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга
Третий этап работы. Заключительный
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
- Оформление альбома «Мой любимый сказочный герой»
(с опорой на авторские рисунки детей совместно с родителями);
- Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»;
- Создание лепбука «Сказки»
Цель: Рисование любимого героя сказки с помощью родителей
Формы работы с родителями:
- консультации «Роль сказки в воспитании детей», «Воспитание сказкой»
- Буклеты: Памятка для родителей «Сказка – это важно»
- Рекомендации «Какие сказки читать детям 3-4 лет?»
- Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстраций к сказкам, раскрасок, мультфильмов по теме
- Предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать любимого героя сказок.
Формы работы с детьми:
- непрерывно-образовательная деятельность,
- подвижные игры,
- дидактические игры,
- пальчиковые игры,
- театрализованные игры,
- игровые образовательные ситуации,
- изобразительная деятельность,
-чтение художественной литературы, загадки.