Паршина Юлия Геннадьевна
Проект «В гостях у сказки» для второй младшей группы
Наименование проекта В гостях у сказки
Сроки реализации 4-8 октября 2021 года
Адресация проекта Дети второй младшей группы
Участники проекта Воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы
Проблема В ФГОС ДО предполагается обязательная работа с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой, в частности, с русскими народными сказками, которые оказывают влияние не только на речевое, но и нравственное, познавательное развитие детей. В соответствии с ПООП «От рождения до школы», одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является такой, как «знаком с произведениями детской литературы», а также «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний…». В содержание психолого-педагогической работы ОО «Речевое развитие» входит раздел «Приобщение к художественной литературе», в рамках которого детей второй младшей группы (3-4 года) знакомят с русскими народными сказками, литературными героями, встречающимися в этих сказках их особенностями, характером, поступками. При этом в примерном комплексно-тематическом планировании работы по данной программе тема «В гостях у сказки» не отражена. Опрос родителей воспитанников показал, что большая часть семей читают книги или рассказывают детям русские народные сказки, но подбор сказок для чтения или рассказывания осуществляется случайным образом, без опоры на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и особенности восприятия художественной литературы детьми на данном этапе возрастного развития.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Актуальность проекта Сказки являются важным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Сказки позволяют получить детям первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, увидеть добро и зло. Персонажи сказок близки детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Недостаточное внимание со стороны родителей воспитанников к использованию русской народной сказки в качестве средства речевого и нравственного развития детей.
Тематическое поле Сказки, русские народные сказки, герои русских народных сказок
Вид проекта Групповой, краткосрочный
Проблемный вопрос Какие еще есть сказки и кто их придумывает?
Цель Подготовка и проведение совместно с воспитателем инсценировки сказки «Колобок»
Задачи
Для детей:
- расширять представления детей младшего дошкольного возраста о русских народных сказках;
- учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание;
- учить детей слушать русские народные сказки, рассуждать, применять полученные знания в беседе, добиваться от детей построения связных высказываний;
- формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и театр масок при передаче содержания сказки;
- развивать у детей связную речь, обогащать словарь, учить отображать свои впечатления в продуктивной деятельности;
- развивать у детей воображение, творчество;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Для родителей:
-Повышать педагогическую компетентность родителей, привлекать их к участию в подготовке и проведении праздника «В гостях у сказки».
Для воспитателей:
- Через подготовку и проведение совместного праздника «В гостях у сказки» для детей второй младшей группы и их родителей обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений в процессе создания условий для расширения представлений детей о русских народных сказках и развития связной речи.
Подготовительный этап
Организация РППС:
По центрам детской активности:
- пополнение книжного уголка (русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Теремок»;
- пополнение инвентаря и оборудования для организации дидактических игр («Расскажи сказку по сюжету», «Из какой сказки герой?», «Узнай, чья тень», музыкально-дидактической игры «Покажи, что это»;
- пополнение инвентаря и атрибутов для показа сказок («Колобок» - настольный театр, «Волк и козлята» - театр рукавичек, «Кот, петух и лиса» - настольный театр, «Гуси-лебеди» - настольный театр, «Теремок» - настольный театр);
- пополнение атрибутов для драматизации эпизодов сказок «Колобок», «Теремок».
Основной этап
Деятельность детей.
Самостоятельная деятельность в центрах детской активности
- дидактические игры «Расскажи сказку по сюжету», «Из какой сказки герой?», «Узнай, чья тень»;
- музыкально-дидактическая игра «Покажи, что это»;
- строительная игра «Избушка для лисички», «Теремок»;
- пальчиковая игра «Будем пальчики считать, будем сказки называть»;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- просмотр сказки (по выбору детей).
Совместная с воспитателем деятельность
- Беседа «Что случилось с Колобком, который ушел гулять без спроса» (правила безопасного поведения);
- Образовательная ситуация «Какие вы, сказки»;
- чтение любимых сказок, отгадывание загадок о героях сказок;
- постановка сказки «Колобок»,
- драматизация сказки «Теремок»; проведение дыхательной гимнастики «Курочка», «Гуси летят»;
- проведение подвижных игр «Гуси-гуси», «У медведя во бору»;
- выставка книг в книжном уголке «Русские народные сказки»;
- изготовление элементов оформления для праздника «В гостях у сказки»;
Деятельность родителей
Совместное с ребенком изготовление маски для итогового мероприятия (инсценировка сказки «Колобок»)
оказание помощи воспитателям в оформлении материалов для проведения проекта (иллюстрации к русским народным сказкам, материалов для проведения дидактических игр, картотеки загадок о героях русских народных сказок).
Деятельность педагогов
Для родителей:
Подготовить и разместить в приёмной:
Консультация «Ценность русских народных сказок в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Папка-передвижка «Рассказываем детям русские народные сказки»
Рекомендации:
«Какие русские сказки можно читать детям младшего дошкольного возраста»
Библиотечка для семейного чтения:
«Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской,
«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля, «Бычок -черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Для детей:
Подготовка, проведение НОД
ОО «Познавательное развитие» «Любимые сказки»
ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- лепка «Горошек для Петушка»
- аппликация «Теремок»
- рисование по сказке «Колобок»;
- конструирование «Избушка для лисички»
ОО «Физическое развитие» сюжетное по сказке «Колобок»
ОО «Речевое развитие» Пересказ сказки «Теремок»
Наполнение центров детской активности
Иллюстрации к русским народным сказкам (Теремок, Колобок, Репка, Волк и козлята» и др. ;
- «Хрестоматия для чтения детям 3-4 года»;
- Дидактические игры: («Расскажи сказку по сюжету», «Из какой сказки герой?», «Узнай, чья тень»
- Музыкально-дидактическая игра «Покажи, что это»;
- атрибуты для драматизации сказки «Теремок», «Колобок»;
- атрибуты и герои для показа сказок детям (сказки («Колобок» - настольный театр, «Волк и козлята» - театр рукавичек, «Кот, петух и лиса» - настольный театр, «Гуси-лебеди» - настольный театр, «Теремок» - настольный театр);
- иллюстрации построек («Избушка для лисички», «Теремок»).
- маски для драматизации сказок «Теремок», «Колобок».
Для сотрудников
Подготовка иллюстраций к русским народным сказкам Теремок, Колобок, Репка, Волк и козлята» и др.
Изготовление атрибутов и героев для показа сказок детям («Колобок» - настольный театр, «Кот, петух и лиса» - настольный театр);
- иллюстрации построек («Избушка для лисички», «Теремок»).
Подбор музыкального сопровождения
Оформление группового помещения для проведения праздника «В гостях у сказки»
Продукт проекта Совместная с воспитателем инсценировка сказки «Колобок»
Форма презентации проекта Выход в макро-среду – выставка фотографий с праздника «В гостях у сказки» в холле ДОУ
Практическая значимость проекта Данный проект позволит познакомить с некоторыми русскими народными сказками, дети смогут узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, пересказывать содержание небольших сказок, смогут участвовать в играх-драматизациях, проект окажет влияние на повышение уровня речевой активности детей, расширение словарного запаса.
Ресурсы проекта
Информационные
Альбом «Русские народные сказки»
Интернет-ресурсы (https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-skazki/
https://ollforkids.ru/skazki-s-kartinkami.html
http://www.detskiy-mir.net/
Человеческие
Руководитель проекта – сама
Менеджер проекта – родитель
Исполнители проекта – дети, родители, муз. руководитель…
Партнёры проекта – сотрудник центральной городской библиотеки (помощь в поиске информации)
Финансовые
Хрестоматия для чтения детям 3-4 года» - 450 р.
Цветная бумага для принтера – 600 р.
Белая бумага для принтера – 300 р.
Итого: 1350 р.
Материально-технические
ПК с выходом в сеть интернет
Цветной принтер
Камера для съемки видео
Фотокамера
Музыкальный центр для прослушивания аудиозаписей
Книги (русские народные сказки) для организации выставки