Валентина Плахотнюк
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми раннего возраста «В гостях у сказки» с учетом внедрения ФГОС в практику работы дошкольной организации.
Воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАДОУ №5 «Колокольчик» г. Советск, Калининградская область.
Описание материала: Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Сегодня каждый педагог ДОУ занят решением по созданию условий для возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты дошкольного образования.
Мною педагогом Плахотнюк В. И., был выбран и реализован проект «В гостях у сказки» с детьми раннего возраста с использованием театрализованной деятельности на базе МАОУ №5 «Колокольчик» г. Советск.
В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию речи, развитию правильного произношения, физическому развитию, художественно-эстетического развития, познавательного развития.
Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию ребенка.
Актуальность проекта
В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.
Актуальность темы в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Сказки помогают развить речь, память, мышление, мелкую моторику ребенка;
Дают представление об окружающем мире;
Учат ориентироваться в пространстве;
Учат считать;
Расширяют кругозор.
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста и развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. И так, сказки для детей несут в себе кроме развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:
- развивают связную речь
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников
Вид проекта : Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта : Дети, педагоги, родители.
Цель: Развитие речи, правильного произношения и культуры речи дошкольника
Речевое – развитие:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов из знакомых сказок, пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства со сказкой, фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Привлекать родителей к совместной развитию речи детей.
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;
Художественно-эстетическое развитие
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия сказок и фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведения.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.
Этапы реализации проекта
Цели этапа Содержание
Вводный (Сентябрь)
Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала по проекту. 1. Обследование уровня речевого развития детей.
2. Анкетирование родителей
3. Ознакомление с литературой по теме «Сказка первый друг» «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения», «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
4. Создание предметно-развивающей среды в группе.
5. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
6. Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
7. Подготовка консультаций для родителей «Сказка глазами детей и педагогов», «Роль книги в жизни ребенка», «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье»; и педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
8. Подготовка презентаций «Угадай сказку»
Основной (Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь)
Накопление представлений по теме
Продолжать знакомство с русскими сказками и их героями.
Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:
- привлечение к активному участию в праздниках и развлечениях,
- настольный театр к сказке своими руками.
Раскрыть значимость фольклора в развитии речи детей для педагогов. Работа с детьми Работа с родителями Работа педагогов
Октябрь
Чтение сказок «Репка», «Колобок».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, театра «Репка».
Ознакомление с художественной литературой: «Репка».
НОД по развитию речи: «Наша дружная семья» по мотивам русской народной сказки «Репка»).
Дидактические, пальчиковые игры.
Буклет «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».
Организация выставки «Моя любимая сказка».
Ноябрь
Показ кукольного театра «Колобок».
НОД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка, «Путешествуем с Колобком».
Театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Консультация «Домашний кукольный театр».
Самодельный театр «В гостях у сказки»
Декабрь
Чтение сказок «Теремок», «Курочка Ряба».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, пальчикового театра «Теремок», настольных, «Курочка Ряба».
Ознакомление с художественной литературой: «Сказочный сундучок».
НОД по развитию речи: «Кто как кричит?», «В гости к бабушке»,
Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?»
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Консультация
«Читаем дома»
Информация.
«Почитайте детям сказку»
НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
Театрализованное развлечение «Весёлый теремок»
Январь
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
НОД для детей по развитию речи: «К бабушке в гости на оладушки!»…
Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят».
Театрализованное развлечение «Сказочные узелки».
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры. Консультация «Сказки в жизни детей»
Фотовыставка «Наши маленькие артисты»
Консультация «Сказка учит говорить»
Игротека «Театр, театр, театр» (показ самодельных театров)
Итоговый (Февраль)
Представление продукта деятельности 1. Обобщение результатов по проделанной работе над проектом «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста.
2. Презентация опыта работы «В гостях у сказки».
3. Картотеки и сборники НОД:
• НОД по развитию речи по ознакомлению с художественной литературой;
• Праздник развлечение с театрализованной деятельности;
• Дидактических игр по развитию речи младших дошкольников;
• Подвижных игр;
• Хороводных игр;
• Пальчиковых игр и упражнений;
• Игровой гимнастики после сна.
Сказка – прекрасное творение исскуства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Ее можно использовать, как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто. Иными словами, сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным». А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста? Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Детям младшего дошкольного возраста необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. Культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Чтение, рассказывание и перессказывание сказки ребенку -дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, а также влияет всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Знакомство со сказкой развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но сейчас время «трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.
Воспитатель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык — это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому — сказка. Сказки предназначены для детства.
В результате проведенной нами работы, мы пришли к выводу, что приобщение к устному народному творчеству - сказке, способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, а также развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Также в рамках проекта, для развития речи мы использовали игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков раннего онтогенеза, общей моторики. Эти игры дети воспринимали радостно, с воодушевлением, с удовольствием выполняли инструкцию.
В своей работе мы выполнили поставленные цели и задачи. Исходя из выше изложенного и благодаря систематической работе, и работе в рамках проекта «В гостях у сказки» развивающим играм и упражнениям, можно улучшить степень речевого развития детей.
Мы надеемся, что данный проект даст в дальнейшем положительные результаты так как работая над развитием речи младших дошкольников, можно определенно сказать, что использование сказок в проектной деятельности эффективно и актуально.
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез -2010.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-синтез, 2010.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозайка-синтез, 2010.
6. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011.
7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (1 младшая группа) : Учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : Центр педагогического образования, 2009.
8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
10. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб. : Детство-Пресс.
11. Бутарина Е. Г. Как мы играем :Учеб. -наглядное пособие.
12. А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Москва 2003 г.
13. О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»
14. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста». Т. И. Тимофеечева
15. Как развивать речь малыша // Дошкольное воспитание.
16. Основные задачи речевого развития дошкольника // Дошкольное воспитание.
17. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина, изд. 3-е.
18. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – Горбушина Л. А. Николаичева А. П. М. : Просвещение. 1983.