Ирина Животова
Проект «В гостях у сказки» средняя группа
Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду - речевое развитие детей. Сказки являются прекрасным материалом для обучения дошкольников. Сказочный мир манит детей удивительными приключениями, необычными превращениями и героями. Со сказки начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром, с миром литературы. Язык сказок выразителен, ярок и красочен. Роль сказок велика. Они побуждают ребенка фантазировать, развивают воображение, вовлекают ребенка в активную речевую работу.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ средняя группа» размещена в разделах
Актуальность этой темы побудила меня разработать проект "В гостях у сказки". На первом этапе разработала карту проекта, обогатила предметно - развивающую среду, провела мониторинг родителей.
Дети с удовольствием принимали активное участие в проекте, так как эта тема близка и знакома детям. Знакомство с новыми сказками способствовало проявлению творческой активности детей: разыгрывание сюжетов по сказкам в игровой, театрализованной деятельности. Дети придумывали новые сказки. В рисунках отображали свои впечатления. Для лучшего запоминания сказок использовала прием мнемотехники, схематичного изображения текста. Дети участвовали в викторине, отгадывали загадки по теме, играли в дидактические и настольные игры, что так же способствовало развитию связной, диалогической речи, пополняло словарный запас.
Как итог для родителей подготовили театрализацию сказки "Красная шапочка" Ш. Перро. В ней приняли участие все дети группы, для театрализации разработала танцы, подготовила музыкальное сопровождение. Родители были в восторге.
Родители то же проявили инициативу изготовив для группы книжки - малышки, сюжетом которых были сказки.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проект
" В гостях у сказки "
Тип проекта:
познавательно - творческий
Участники проекта:
дети средней группы, педагог, родители.
Сроки проведения:
краткосрочный.
Пояснительная записка.
Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Актуальность проекта
В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, не обсуждают с детьми прочитанный материал, недооценивают пользу чтения в развитии речи, что влияет на качество речи и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания, у него расширяется кругозор, формируется познавательная активность.
Проблема
Снижение уровня речевого развития дошкольников.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Цель проекта:
Развитие творческой речевой активности детей посредством приобщения к литературному жанру - сказке.
Задачи:
для детей
Расширять представление детей о сказках.
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Развивать связную речь, ее выразительность.
Формировать умение слушая сказку сопереживать, побуждая детей анализировать поступки героев.
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
для родителей
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащению домашней библиотеки.
Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение обсуждая с ним прочитанную литературу ;
Развивать интерес родителей к жизни группы и детского сада, желание участвовать в ней;
Ожидаемый результаты:
для детей
Повышение у детей интереса к сказкам.
Расширение и пополнение активного, пассивного словаря детей новыми словами и понятиями.
Умение детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, умение пересказывать текст.
Умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях.
для родителей
У родителей появится понимание важности чтения детям художественной литературы.
В семье будут созданы благоприятные условия для эффективного развития речи ребенка;
Этапы реализации проекта.
I. Организационно – подготовительный
II. Познавательно - практический
III. Заключительный этап
I Этап проекта
Анкетирование родителей
Постановка проблемы, целей и задач.
Составление плана работы.
Подбор методической и художественной литературы.
Обогащение предметно – пространственной среды в группе.
Информационно – просветительская работа с родителями.
Анкета для родителей:
"Роль сказки в речевом развитии ребенка.
1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
а) родители;
б) детский сад.
2. Как оцениваете речь вашего ребенка в целом?
а) неудовлетворительно;
б) удовлетворительно;
в) хорошая
3. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
а) телевидению
б) компьютерным играм
в)сказкам
г) мультфильмам
д) чему- то другому ___
4. Читаете ли вы своему ребенку сказки?
а) читаем очень много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
5. После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?
а) да; б) нет; в) иногда.
6. После чтения сказки может ли ребёнок ее рассказать?
а) да, рассказывает как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
7. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
а) да б) нет в) иногда
8. Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка?
а) развлекательную б) развивающую
8. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказки?
а) интеллект
б) речь
в) творческие способности
г) что-либо другое ___
Анализ результатов анкетирования
С целью выявления отношения родителей к проблеме развития речи детей посредством сказки было проведено анкетирование, в котором участвовали 20 родителей.
Вывод: необходимо донести до родителей в доступной форме информацию о влиянии
литературного жанра – сказка на речевого развитие и познакомить с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.
II Этап проекта
Слушание и запоминание сказок с детьми, беседы по прочитанным сказкам.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Пересказывание сказок с помощью схем, мнемотаблиц.
Придумывание сказок.
Проведение настольно – печатных, дидактических, сюжетно – ролевых игр на основе сказок.
Викторина: «Путешествие по сказкам».
Загадывание загадок по сказкам.
Дидактические игры:
• «Герои сказок» Цель: Развивать связную и диалогическую речь, активизировать словарный запас детей.
• «Что сначала, что потом» Цель: Развивать память, восприятие, воображение.
• «Собери разрезные картинки по сказкам».
Цель: Развивать умение детей видеть целостный образ в отдельных частях.
• «Встреча героев сказок». Цель: Закреплять знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок.
Продуктивная деятельность:
Рисование, лепка, аппликация, конструирование (из строительного материала, из бумаги)
Театрализованная деятельность.
Работа с родителями.
Информационно – консультативная работа.
Участие в создании книжек малышек.
Открытый показ сказки «Красная шапочка» для родителей.
Выставки детских работ.
III Этап проекта
Подведение итогов
Создание мнемотаблиц, схем сказок.
Создание картотеки пальчиковых игр.
Перспективы на будущее
Продолжать работу по образовательной области «Речевое развитие» посредством сказок используя проектную деятельность.
Обогащать развивающую среду группы.
Продолжать сотрудничество, сотворчество с родителями.