Марина Александрова
Проект «В гостях у Капельки воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Темочки:
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Вода
В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время исследовательской деятельности дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.
Совместно с детьми мы проводили опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводили и игры с элементами экспериментирования
• игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
• игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
• игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды : вода может быть теплой и холодной
• игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
• наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды : течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
• игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды : прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
Темы занятий-экспериментирований с водой в младшей группе
1. Вода льется из крана.
2. Вода жидкая – может течь.
3. Свойства воды.
4. Узнаем какая вода.
5. Вода бывает холодная и горячая.
6. Вода прозрачная.
7. Вода не имеет формы.
8. Растворимость веществ в воде.
9. Разноцветная вода.
Экспериментирование с водой.
Тема: Вода льется из крана.
Цели: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: стаканчик.
Ход занятия-экспериментирования
I. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Ребята, а где у нас в группе живет вода (Высказывания детей.) Давайте проверим.
II. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Мы пришли в умывальную комнату, а воды нет. Что надо сделать, чтобы была вода? (Открыть кран.)
- Правильно, вода в доме живет в этом кране. Когда кран открываем, то мы выпускаем из него воду.
Воспитатель просит ребенка открыть кран.
- Что вы видите? (Льется вода.)
Вывод. Вода из крана льется, течет, бежит струйкой вниз.
- Давайте наберем воды в стаканчик.
Ребенок помогает воспитателю налить в стаканчик воды.
- Посмотрите и скажите, какую воду мы налили в стакан? (Чистую.)
- Ребята, посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите? (Ответы детей.)
- Я вас тоже вижу.
Вывод. Вода в стакане чистая и прозрачная.
- Подойдите к раковине, откройте воду и поставьте под нее свои руки. Вы их видите?
(Ответы детей.)
- Почему вы их видите? (Ответы детей.)
- Почему вы их видите, какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.)
Вывод. Да вода чистая и прозрачная, сквозь воду видны руки и мыло.
- Посмотрите какая вода стекает с ваших рук? (Грязная.)
- Вот какие грязные были у вас руки. Так что же смывает грязь с рук? (Вода и мыло.)
-Нужна ли нам вода? Кому нужна вода? (Взрослым, детям.)
Вывод. Вода течет из крана. Она чистая, прозрачная. Вода смывает грязь. Вода нужна всем, воду надо беречь. Кран не надо открывать сильно. Дома расскажите родителям, бабушкам, дедушкам о том, что надо воду беречь.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Где живет вода в доме? (В кране).
- Что происходит с водой, когда открываем кран? (Она льется.)
- Можем ли мы видеть руки через воду? (Да вода чистая и прозрачная.)
- Что смывает грязь с ваших рук? (Вода и мыло.)
- Как нужно относится к воде? (Бережно.)
Тема: Разноцветная вода.
Цели: уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: вода, краска.
Оборудование: стаканчик, аквариум, формочки.
Ход занятия – экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Дети, вспомните какая вода льется из крана? (Чистая, прозрачная.)
-А если воду окрасим, сможем через нее увидеть окружающие предметы? (Высказывания детей.)
- Проверим.
2. Выполнение 1-ой части эксперимента. (Вода. Свойство воды – прозрачность.)
Воспитатель. Нельзя пить воду.
Воспитатель предлагает ребенку открыть кран и в стаканчик налить воду. Ребенок выполняет задание.
Воспитатель. Какая вода? (Чистая, прозрачная, через нее все видно.)
- Посмотрите и скажите, где у нас в группе есть чистая вода? Походите по группе и поищите ее. (Дети свободно передвигаются по группе и высказывают свои предположения.)
- Правильно, в нашем аквариуме вода чистая. Рыбки могут жить только в чистой воде. И в лейке тоже чистая вода, ею мы поливаем комнатные растения. Им тоже нужна чистая вода. Так кому нужна чистая вода? (Взрослым, детям, рыбам и растениям) Да, чистую воду надо беречь, она нужна всем.
Воспитатель предлагает детям снова сесть на стульчики.
3. Выполнение 2-ой части эксперимента. (Подкрашенная вода не прозрачная. В холоде она замерзает.)
Воспитатель демонстрирует детям баночку с водой.
Воспитатель. Что у меня налито в этой баночке? (Чистая вода.)
- А это что? (Краска.) Посмотрите, я взяла и добавила немного красной краски в воду. Что, вы видите? Какая стала вода? (Красная.)
Воспитатель демонстрирует другую баночку с водой.
- В эту баночку я добавлю синюю краску. Какая стала вода? (Синяя.)Воспитатель демонстрирует другую баночку с водой.
- В эту баночку я добавлю желтую краску. Какая стала вода? (Желтая.)
Воспитатель демонстрирует другую баночку с водой.
- В эту баночку я добавлю зеленую краску. Какая стала вода? (Зеленая.)
- Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? (Высказывания детей.)
- Проверим. Сейчас я что-то брошу в банку. (Воспитатель, не называя предмета, бросает его в банку.)
- Скажите, что я бросила? (Высказывания детей.)
Воспитатель просит ребенка бросить в окрашенную воду предмет, не называя его.
- Видно, что лежит в банке? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная.)
-Из какой воды мы можем сделать цветные льдинки для украшения нашей елочки на улице. Давайте нальем ее в формочку и поставим на улицу, на холод. Помогайте мне.
Дети помогают воспитателю разлить окрашенную воду в емкости разной формы, а затем воспитатель выставляет формочку с окрашенной водой на холод.
4. Фиксирование результатов эксперимента.
Рассматривание разноцветных льдинок.
Вывод. Подкрашенная вода не прозрачна. В холоде вода замерзает.
5. Итог занятия.
Воспитатель. Какая вода течет из крана? (Чистая, прозрачная.)
- Кому нужна чистая вода? (Она нужна рыбкам, комнатным растениям, людям.)
- Для чего нужна чистая вода? (Пить, быть аккуратными.)
- Как нужно относится к воде? (Бережно.)
- Видно ли воду через окрашенную воду? (Нет.)