Вероника Глыбина
Проект «В чем секрет стихов Агнии Львовны Барто?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
Автор проекта : воспитатель МБДОУ детский сад № 34
п. Селекция Глыбина Вероника Сергеевна
Тип проекта : образовательно- исследовательский.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели и родители.
Время проведения: с 08.02.2016 г. по 20.02.2016 г.
Актуальность:
Публикация «Проект „В чем секрет стихов Агнии Львовны Барто?“» размещена в разделах
- Барто А.Л. Проекты
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Проекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Детская литература занимает особое место в жизни ребенка. Книга это средства всестороннего развития ребенка. Она способствует развитию у детей любви к родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Все это оказывает большое внимание на развитие ребенка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привитие любви к книге - это проблема нашего времени. Видя актуальность данной проблемы, президентом был подписан Указ о том, что 2015 год в России объявлялся годом литературы. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребностей в чтении книг. Данный проект дает возможность познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно поймет кому следует подрожать, а на кого лучше быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, подмечая черты детской психологии. На прозведениях Агнии Барто выросло ни одно поколение детей. Осмысливая ее произведения, ребенок учится жить, мыслить, и оценивать свои поступки.
Проблема: необходимость формирования у дошкольников исследовательских навыков, отсутствие у детей интереса к стихам.
Цель ребенка: выяснить, в чем секрет стихов Агнии Барто, почему их любят и помнят и взрослые и дети, вызвать интерес у детей к стихам А. Барто.
Цель педагога:
1. Создание педагогических условий для формирования предпосылок познавательно-речевого развития и исследовательских навыков дошкольников при исследовании стихов А. Барто.
2. Развивать ребенка как личность, формируя его положительные качества и отношение окружающей жизни.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством Агнии Барто, обогащая читательский опыт за счет ее произведений. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.
2. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм и методику поэтического текста.
Развивать память, художественно - речевые и исполнительские умения.
3. Формировать устойчивый интерес к художественной литературе, воспитывать интерес к книге.
4. Развивать умение детей участвовать в коллективных разговорах, обсуждать содержание стихотворения, поведение и характеры героев.
5. Развивать познавательные интересы детей, желание проводить исследование: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, делать простейшие выводы.
Методы: наглядные, словестные, практические, игровые.
Формы и приемы:
-Непосредственно образовательная деятельность:рассказывание,чтение,объяснение
заучивание,беседа,рассматривание иллюстраций,творческие задания,литературные викторины.
-Образовательная деятельность в режимных процессах:беседа,рассказ, чтение, дидактические игры,подвижные игры, досуге,игры драматизации,выставка в книжном уголке,литературные праздники,просмотр кинофильмов,прослушивание аудиозаписей
-Самостоятельная деятельность детей:просматривание иллюстраций, игры,инсценировки,раскраски,изготовление книг самоделок
Образовательная деятельность в семье:беседы,чтение,рассказы,просмотр мультфильмов.
Предполагаемые результаты:
Сформированность социальных умений и навыков.
Умение устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Сформированность желания знакомства с художественной литературой, российской и иностранной.
Сформированность инициативности, любознательности, живого воображения и заинтересованности в изучении окружающего мира.
Развитость самостоятельности и уверенности в себе.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
«Детская книга, при всей её простоватости, вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого, доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книга.»
А. Токмакова
Принести в группу портрет А. Барто. Принести книги этой писательницы.
Рассмотреть иллюстрации, предложить детям прочесть стихи. Вспомнить ее стихи, прочтенные и заученные ранее.
Рассказать детям о жизни писательницы и о том, что она очень много писала для детей.
Рассмотреть иллюстрации и предложить детям вместе с родителями поискать дома книги со стихами А. Барто.
Побеседовать с родителями о нашей теме и предложить им сходить вместе с детьми к родственникам, знакомым, в библиотеку и принести в д/с книги А. Барто.
Устроить выставку книг писательницы.
Предложить детям выучить стихи А. Барто
Сходить с детьми в библиотеку и попросить работников библиотеки рассказать о жизни и творчестве писательницы.
Обыграть содержание понравившихся стихов через театральную деятельность.
На первом этапе родители помогли собрать разнообразный литературный и наглядный материал: книги А. Барто, иллюстрации к стихам, фотографии, материалы о биографии поэтессы, ее творчестве и деятельности и т. д… Информационный материал дети приносили из дома, каждый ребенок принес свою книжку. Был оформлен стенд.
Родители принесли для просмотра кинофильмы «Слон и веревочка» и «Подкидыш», снятые по стихам и сценариям Агнии Барто. Дети с удовольствием посмотрели фрагменты этих фильмов.
Познакомившись с библиографией А. Барто, дети узнали, что скоро у нее юбилей: 110 лет со дня рождения и решили устроить посвященную этой дате выставку книг и рисунков.
2. Практический.
Для знакомства детей с жизнью и творчеством А. Барто разместить на стенде фотографии из ее жизни.
Побеседовать с родителями о новой теме в знакомстве с художественной литературой в старшей группе.
Подобрать иллюстрации к произведениям А. Барто.
Предложить детям дома читать с родителями произведения А. Барто, обсуждать поведение героев, после прочитанного.
Для выполнения плана провести следующие мероприятия с детьми и родителями:
Создать выставку книг А. Барто;
Из чтения биографии писательницы дети узнают о ее жизни и творчестве;
Знакомить детей с произведениями А. Барто;
Учить с детьми стихи поэтессы;
Провести творческий вечер стихов А. Барто «Наши любимые стихи»;
Предложить родителям читать стихи А. Барто дома, учить вместе с детьми;
Предложить детям с родителями самостоятельно нарисовать иллюстрации к произведениям поэтессы;
Устроить выставку иллюстраций художников к произведениям А. Барто;
Устроить выставку рисунков детей и родителей по мотивам произведений писательницы;
Включать произведения в театрализованную деятельность детей вне регламентированной деятельности;
Использовать сюжеты стихов для художественного творчества, а также в сюжетно-ролевых играх детей.
Организация образовательной деятельности:
1) Ознакомление с окружающим миром:
- знакомство с различными видами художественной литературы, ее
жанрами;
- знакомство с писателями, поэтами и сказочниками, пишущими для детей;
- знакомство с произведениями А. Барто;
- рассмотрение портрета и знакомство с биографией;
- заучивание и обыгрывание стихов;
- инсценировка стихов;
- чтение и обыгрывание стихов и ситуаций из них
2) Художественное творчество:
- Аппликация: создание аппликации по мотивам произведений А. Барто
- Конструирование: подготовка необходимых атрибутов для обыгрывания отрывков из произведений А. Барто
- Лепка: подготовка атрибутов для обыгрывания. Лепка по теме стихотворений А. Барто
3) Театральная деятельность:
- Подготовка к обыгрыванию стихов А. Барто;
- Подготовка атрибутов к театральным постановкам;
- Репетиции отрывков из стихов;
- Обыгрывание ситуаций из стихов.
Работа в познавательном центре:
- Предоставить как можно больше иллюстраций и книг различных поэтов и писателей;
- Рассмотреть иллюстрации к книгам А. Барто;
- Побеседовать о значении художественной литературы в нашей жизни;
- Оформление выставки детских рисунков;
- Оформление экспозиции детских работ и работ, сделанных вместе с детьми.
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Узнай по картинке» и «Литературное лото»;
- Сюжетно-ролевые игры по различным сюжетам из произведений А. Барто;
- Настольно-печатные игры: лото, угадай-ка, отгадки-загадки
Работа с родителями:
- Анкетирование
1. Какое значение имеет чтение литературы в вашей семье?
2. Ребенок и сказка или стихотворение?
- Семинар:
1. Чтение стихов детям
2. Как правильно разучивать стихи
Консультация:
Как читать детям стихи
Индивидуальные беседы о подборе литературы дома
Оформление стенда «что мы читаем дома»
Совместная деятельность детей и родителей:
Развлечение с детьми и родителями «Литературная викторина по произведениям А. Барто»
Фотовыставка интересных моментов
Мастер-класс для родителей «В стране счастливого детства» по стихам А. Барто
Литературный досуг «А. Барто – любимый детский писатель»
Оформление творческих работ по теме «Творчество А. Барто»
Совместное разучивание стихов
Подготовка иллюстраций родителями вместе с детьми для творческого вечера по стихам А. Барто
На втором этапе, после изучения собранных материалов вместе с детьми были выделены следующие темы стихотворений :
«Игрушки», адресованные самым маленьким. Сюда вошли стихотворения : «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Кораблик», «Бычок» и т. д.
«Я расту» - о детях дошкольного возраста. Стихотворения : «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка», «Снегирь», «Я выросла», «Веревочка» и т. д.
«Вовка – добрая душа» - о добрых поступках мальчика. Стихотворения : «Как Вовка бабушек выручил», «Вовка, кошка и черепаха», «Шел вчера я по Садовой», «Как Вовке ветер помог» и т. д.
«О школе» - о первоклассниках, об обучении в школе. Стихотворения : «Первый урок», «Сережа учит уроки», «Что делать с Алексеем» и т. д.
«Мы с Тамарой» - веселые стихи о детских играх и поступках. Стихотворения : «Любочка», «Катя», «Очки», «Мы с Тамарой», «Болтушка».
Далее дети провели опрос своих родственников и сотрудников детского сада. Ответы на вопросы: «Какие стихи АгАгнии Барто вы помните (знаете? Чем вам они нравятся? В чем секрет ее произведений?» учитывали при выделении признаков, по которым сразу можно узнать стихи А. Барто. Многие отмечали, что стихи у нее веселые, выделив такую характеристику, как юмор. Доброта – стала другим признаком ее стихотворений. Дети удивились, что близкие им взрослые: родители, бабушки и дедушки помнят и любят ее стихи. Так был сформулирован признак «легко запоминаются». Так как большинство стихотворений А. Барто о детях : об их играх, интересных событиях жизни, это и стало следующим признаком.
В ходе проектной деятельности дети с удовольствием слушали самые разные стихотворения А. Барто, эмоционально реагировали на описанные события, с интересом их обсуждали. Дети охотно обыгрывали понравившееся стихотворения, заимствуя из них образные выражения, меткие слова, обороты речи. Свои впечатления отражали в рисунках.
В процессе знакомства с творчеством писателя, были организованы дидактические речевые игры «Угадай, как зовут героя», «Дай характеристику герою», «Узнай о каком стихотворении рассказ» и др. В игре «Я – начну, а ты – продолжи» дети сами с легкостью вспоминали строчки из когда-то прочитанных стихотворений.
Послушав песни, написанные известнейшими композиторами Д. Б. Кабалевским, С. С. Прокофьевым и другими к стихам Барто, дети выделили еще один их признак «музыкальность». А песенки современных композиторов «Резиновая Зина», «Любитель-рыболов». «Я расту!» сразу вошли в детский репертуар.
Анализируя содержание стихотворений, дети пришли к выводу: стихи не просто шутливые и веселые, они заставляют задуматься о детских поступках. Учат правилам вежливости («Медвежонок-невежда», дисциплине («Сережа учит уроки», трудолюбию («Катя», доброте и заботе («Уехали», «Вовка – добрая душа») и т. п.
Выявленные в ходе исследования характеристики стихотворений легли в основу модели «Стихи Агнии Барто», которая стала своеобразным алгоритмом составления рассказа о стихотворениях поэтессы.
Модель объединила следующие признаки стихотворений :
Они про детей: больших и маленьких
Веселые, шутливые, задорные
Добрые
Легко и надолго запоминаются
Музыкальные
Заставляют задуматься детей над поведением
Интересные, по ним сняты кинофильмы.
Сформулированные и отраженные в модели признаки стихотворений и стали ответом на вопрос «В чем секрет стихов Агнии Барто?»
3. Заключительный.
Завершением проектной деятельности стала викторина «Что мы знаем о творчестве А. Л. Барто». Затем дети оформили выставку, посвященную юбилею поэтессы, где собрали ее книги, поместили портрет, альбом своих рисунков, выпущенную стенгазету, посвященную ее творчеству.
Была подготовлена драматизация стихотворения А. Барто «Как Вовка стал старшим братом», выучена понравившаяся больше других веселая песенка «Я расту!» и составлен рассказ о проведенном исследовании творчества писателя. Самостоятельно оформив приглашения, ребята пригласили на презентацию своих родителей и других членов семьи.
На презентации родители увидели практические результаты работы:
- ребятам полюбились стихи Агнии Львовны Барто, она писала о том, что интересно детям, о том, что им понятно и знакомо;
- у детей появился устойчивый интерес к стихотворным текстам, они
стали улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов;
- на основе анализа поступков персонажей они стали более уверенно высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится, не нравиться и почему);
- дети научились сопоставлять услышанное с реальными фактами жизни, при анализе поступков и характеров героев проявляют отзывчивость и сопереживание, стремятся быть справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
После проведения презентация проекта для родителей, она была представлена для старших дошкольников и для педагогов детского сада
Подведение итогов
Проведение литературного вечера по произведениям А. Барто. взрослые вручают детям дипломы «Лучший чтец», «Лучший артист», «Знаток стихов Агнии Львовны Барто».
Познавательно-исследовательская деятельность по реализации проекта «Организация художественно-речевой деятельности как условие социально-личностного развития детей».(см. фото 2)
1. Мастер-класс для родителей «В стране счастливого детства»
2. Литературный досуг «А. Барто – любимый детский писатель»
3. Выставка детских и взрослых творческих работ-иллюстраций по теме произведений А. Барто
Литература:
1. «Агния Львовна Барто» Алла Тюкова//журнал «Биография» февраль
2006 г.
2. А. Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литература,
1981 г.
3. Агния Барто. Избранные стихи. Москва: Планета детства, 1999.