Тамара Мартынова
Проект «Устами народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Устами народа»
I. Тип проекта :
по доминирующей в проекте деятельности - творчески-информационный;
по содержанию - познавательный;
по числу участников - групповой: дети, родители, педагоги ОУ;
по времени проведения - долгосрочный;
по характеру контактов - в рамках группы с привлечением родителей.
II. Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Устами народа“» размещена в разделах
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах ребенка раннего возраста: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Цель проекта : объединить усилия педагогов и родителей по развитию речи детей с помощью произведений устного народного творчества.
Задачи проекта :
1. повысить эффективность работы по всестороннему развитию речи детей с помощью произведений устного народного творчества при взаимодействии всех участников образовательного процесса;
2. способствовать обогащению речи, активизации словаря детей, развитию грамматического строя речи, навыку диалогической, монологической речи;
3. развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки;
4. развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
5. развивать совместную творческую деятельность детей и родителей;
6. воспитывать интерес к живому слову;
7. воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения);
8. помочь родителям понять ценность произведений устного народного творчества, их особую роль в воспитании и развитии детей.
9. способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию атмосферы сотрудничества.
V. Обеспечение проекта :
Методическое:
1. ФГОС ДО.
2. Комплексная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
3. ООП ДО;
4. Интернет ресурсы.
VI. Ожидаемый результат:
1. Дети познакомятся с разными видами устного народного творчества (песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки).
2. обогатиться речь детей за счет образных выражений, активизируется словарь, усовершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, будет развита эмоциональная выразительность речи.
3. будет создана развивающая-предметно-пространственная среда, способствующая приобщению детей к произведениям устного народного творчества;
4. у детей будет сформирован познавательный интерес, навык общения;
5. установлен эмоциональный контакт между всеми участниками проекта.
6. у детей и взрослых сформируется представление о пользе совместного чтения, совместного времяпровождения, альтернативных способах семейного отдыха.
VII. Гипотеза проекта. Предположим, что созданные условия для привития детям любви к устному народному творчеству, будут способствовать развитию речи детей.
VIII. Этапы управления проектом :
1. Концептуальный
2020-2021 уч. год Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулировка цели и задач проекта, определение направлений осуществления проекта.
2. Технологический:
2021-2023 уч. год
Мероприятия по направлениям проектной деятельности : мероприятия с родителями, детьми, родителями.
3. Защита проекта.
Май 2023 г. Коллективная оценка результатов проекта. (Педагогический совет)
IX. Основное содержание проектной деятельности по направлениям на 2022-2023 год:
с детьми:
Вид деятельности Сроки
- заучивание текстов произведений устного народного творчества : песенок, замысловатых загадок, пословиц, закличек, приговорок, потешек, прибауток, перевёртышей, считалок, скороговорок, дразнилок, сказок. 2021-2023 уч. год
- проведение бесед, режимных моментов, чтений книжек, розыгрываний сюжетов сказок в свободной деятельности детей 2021-2023 уч. год
- реализация театрального кружка «Лукошко сказок» 2022-2023 уч. год
с родителями:
Вид деятельности Сроки
- проведение анкетирования для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»; 2020-2021 уч. год
- подготовка консультативного материала для папок-передвижек, закрытой группы Вконтакте:
• «Устное народное творчество как средство развитие речи детей»;
• «Устное народное творчество : потешки, песенки, прибаутки»
• «Устное народное творчество : сказки»
• «Что читать дома?»
• «Развитие театральных способностей ребенка с помощью сказки» 202
обновление материала 1 раз в квартал
- участие родителей в пополнении РППС группы (театральный уголок, книжный уголок) в течение всего проекта
- участие родителей в театрализованной деятельности в рамках планирования работы кружка «Лукошко сказок» 2022-2023 уч. год
- участие родителей с детьми в фотовыставке «Я герой русской народной сказки» февраль 2023 г.
- участие в конкурсе по изготовлению книжек-малышек по русским народным сказкам март 2023 г.
с коллегами:
Вид деятельности Сроки
- осуществление отчета по теме самообразования на «Творческих гостиных», проводимых в Учреждении ежегодно
- открытый коллективный просмотр на районном методическом объединении (далее РМО) групп дошкольного возраста по развитию речи март 2023 г.
- выступление с сообщением на РМО групп дошкольного возраста «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» март 2023 г.
- выступление на Педагогическом совете с итогами работы по проекту. май 2023 г.