наталья бигбашева
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Куликовская битва
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о Куликовской битве, подвигах защитников Руси.
Задачи:
- познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.
- формировать умения определять последовательность исторических событий.
- развивать умение работать с текстом;
- воспитывать у детей интерес к изучению истории.
Темочки:
- Куликовская битва, 21 сентября
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий) :
Личностные результаты:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
- знать ход Куликовской битвы.
Метапредметные:
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на изученное предыдущих уроков
Коммуникативные:
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем
Регулятивные:
- освоение способа решения проблемы поискового характера.
Оборудование урока :
учебник; презентация к уроку; задания для работы в группах; индивидуальные карточки; на доске иллюстрация; лист самооценки;
Ход урока.
1. Организационно – мотивационный момент.
учитель:
- Встали дружно, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Настроенье каково?
дети (хором) :
- Во!
учитель:
- Все такого мнения?
дети:
- Все, без исключения!
- Что вы хотите сегодня на уроке пожелать себе, друг другу, гостям?
- Садитесь.
II. Актуализация знаний.
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
Сегодня мы проведем урок – исследование. Что значит - исследовать?
(поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов)
Оценивать будете на листах самооценивания; 5 баллов – справился сам,
4 –с помощью товарищей, учителя, 3 – много было затруднений.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Историческая разминка
Назовите исторические события ….
Расположите данные события по порядку в соответствии с тем, в какой последовательности они происходили.
Образование Киевской Руси
Крещение Руси
Нашествие монголо - татар
Ледовое побоище
У вас есть еще даты. Расставьте их в соответствии с этими событиями
(882г., 988 г., 1237 г., 1242 г., 1380 г.)
(вывешивается на доске лист с правильными ответами)
Образование Киевской Руси 882г.
Крещение Руси 988г.
Нашествие монголо - татар 1237г.
Ледовое побоище 1242г.
1380г.
Проверьте и оцените работу в группе.
III. Постановка проблемы урока и вывод темы и целей урока.
Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
Прочитайте эту дату. 1380 год.
Какой это век? (14 век).
1380 год - особый год для Руси.
Посмотрите видеофрагмент и подумайте, что же происходило на Руси в 14 веке?
(включается видео) (2 мин. 10 сек.)
Так что происходило на Руси в это время?
О чём же пойдёт сегодня речь?
Правильно о великой битве, которую историки назвали Куликовская битва.
(на доску вывешивается иллюстрация о Куликовской битве)
Что вы знаете о Куликовской битве? (мнения детей)
Из каких источников? (И. С. Никитин «Русь», ОРКС)
Запишите вопросы: что бы вы хотели узнать об этом событии.
(пока пишут вопросы открыть презентацию)
Озвучьте ваши вопросы.
На какие вопросы можете сразу ответить?
Отложим в сторону.
Прочитайте те, которые остались.
Это проблема урока.
По ходу изучения темы найдите ответы.
IV. Работа по теме урока.
8 сентября 1380 года произошло незабываемое событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточенной битве, каких немного было в истории, разбили более многочисленного врага.
Куликовская битва (1 слайд)
Лето 1380 года (2 слайд) .
Почему произошла эта битва?
Найдите ответ из учебника на стр. 31
Внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович, Правитель Золотой Орды – Мамай
(3 слайд)
Известные личности человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными интеллектуальными, эмоциональными, волевыми качествами:.
На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. (4 слайд)
Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябя.
Пересвет и Ослябя (5 слайд)
Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон (6 слайд)
И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.
План Куликовской битвы (7 слайд)
Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты.
Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?
(мнения детей)
Ответить на этот вопрос нам помогут карточки, лежащие у вас на партах.
На карточках написаны три предложения. Перед каждым предложением имеется пустой квадратик. В нём вы должны поставить номер предложения, чтобы получился правильный ответ на вопрос.
Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.
Военная мощь татар – конница.
(1. Военная мощь татар – конница.
2. Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
3. Поэтому Дмитрий избрал для сражения Куликово поле).
Оцените работу
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)-
Наступило утро 8 сентября 1380 года (8 слайд)
С чего началось сражение?
Как об этом сказано в учебнике? Прочитайте на стр. 31
Как звали русского богатыря?
Челубей и Пересвет (9 слайд)
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке (11 слайд)
Чем закончилась битва?
Какое значение имела победа русского войска на Куликовом поле?
Найдите ответ на вопрос на стр. 32
8 дней хоронили мёртвых (12 слайд)
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались полки с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского.
Дмитрий Донской (13 слайд)
А как вы думаете, почему князя Дмитрия народ стал называть Донским?
(в память победы на Дону)
- Напишите синквейн Донскому.
Озвучьте вопросы, которые остались без ответа.
Ответьте. (озвучивание ответов на вопросы)
Оцените свою работу
V. Этап закрепления новых знаний.
А сейчас проверим усвоение темы. Проведём тест, вы должны выбрать правильный ответ.
(Раздаются тесты)
В каком году произошла Куликовская битва? 5 апреля 1242, 8 сентября 1380, 15 апреля 1380
Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича? Пересвет, Ослябя, Батый, Александр
Кто благословил Дмитрия Ивановича перед битвой? Сергий Радонежский, Нестор, Мономах
Как звали ордынского воина участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой? Челубей, Мамай, Батый
Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? Донской, Невский, Чудской
Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы? хан Мамай, хан Батый
Проверьте ваши ответы.
8 сентября 1380
Пересвет, Ослябя
Сергий Радонежский
Челубей,
Донской
хан Мамай
Оцените свою работу.
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они – честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Хотелось бы озвучить слова поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
(рассказывает Юлиана)
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справиться с тобой!
VI. Рефлексия
На листах самоооценивания сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
19-20 – 5
17-18- 4
15-16- 3
VI. Домашнее задание.
1. Р. Т. стр. 15-16 № 24,25
2. Учебник стр. 32-33 прочитать о Сергии Радонежском
Запишите в словариках новые понятия.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке.
Поднимите руку, если для вас все понятно и у вас не осталось нерешенных вопросов
Оцените свою деятельность
Сегодня на уроке я…