Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок окружающего мира.
Тема: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»
3 класс
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.
Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру „Золотое кольцо России“ в 3 классе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитательная: содействовать воспитанию любви к России, интереса к её духовному наследию.
***
Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.
Задачи:
1. Познакомить со старинными городами России.
2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.
Оборудование для учителя:
• мультимедийный проектор;
• учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь;
• энциклопедии
Оборудование для учащихся:
• учебник;
• тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;
• информационные листы
• лист самооценки
• смайлики
• памятки работы в группе
• роли в группе
Медиаматериалы:
• Аудизапись «Звон колокола»
• Презентация «Золотое кольцо России»
• Музыкальная физминутка
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
• воспитание чувства любви к своей родине.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД:
• умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);
• умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД:
• умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
• умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;
• умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;
• умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм
План урока :
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Постановка темы и цели урока.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия
Этапы урока Ход урока Примечания
1. Орг. момент
1-2 мин - Добрый день.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
- Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.
-Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)
-А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)
- Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.
смайлики
2. Мотив. момент
2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи: рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.
- Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)
(Для путешественника, туриста)
- Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке? (мы отправимся в путешествие).
- А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо)
- Как называется наша страна? (Россия)
- Итак, какая же тема нашего урока? Путешествие по Золотому кольцу России. (Тема урока на доске.)
Работа с листком самооценки.
- Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)
Лист самооценки
Начало урока Конец урока
Знаю всё Знаю всё
Знаю, но не всё Знаний стало больше
Знаю мало Ничего нового не узнал
Ничего не знаю Могу рассказать другим
-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?.
Что такое Золотое кольцо России? (на доске)
-Почему кольцо? Почему Золотое? (на доске)
Какие города входят в Золотое кольцо России?
Местоположение этих городов на карте.
Достопримечательности этих городов.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг.
Чтение журналисткой заметки.
- Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах
1 ряд:
В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..
2 ряд.
Маршрут журналиста был таким: Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России. Каждый очерк был посвящен отдельному городу.
3 ряд:
С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.
С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.
«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».
Молодцы!
Рюкзак,
записная книжка, ручка,
карандаш,
фотоаппарат,
компас
кольцо
Тема урока на доске.)
Золотое кольцо России
Лист самооценки
Вопросы на доске
Заметки на каждой парте.
Задание по рядам.
(1 на парту)
Читают парой.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте. Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.
- Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.
Игра «4-й лишний» в парах.
(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.
Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России)
Составьте флаг России.
Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)
Что оказалось лишним? Где находится эта башня?
Молодцы!
Презен.
Карта Золотого кольца.
Карточки
Достопримеч
Москвы
Карточка Князь Юрий Долгорукий
1147год
Изучение нового Итак, мы отправляемся дальше. Сначала мы поработаем в группах. Каждая группа будет изучать свой город, а потом познакомит нас всех.
- Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать
- Сегодня на уроке вам поможет учебник, рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.
Перед работой вспомните правила работы в группе.
Распределите роли в группе.
Энциклоп.
Учебник, рабочая тетрадь, информа
тивные листы.
Памятки «Правила работы в группе»
«Роли в группе»
Работа в группах.
Каждая группа получает своё задание.
(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)
(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)
Время работы – 10 минут.
Физминутка. (муз.)
-Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца.
Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.
Первый город Сергиев Посад.
(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.
(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.
(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм
Оцените смайликами свою работу в группе. Как вы поработали. Докладчик выступает.
Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.
Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти
Закрепление изученного
Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.
А сейчас давайте вернёмся к началу урока. Нашли ли мы ответы на наши вопросы?
-Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)
-Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)
-Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?
-Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России.
-Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.
Рефлексия Работа с листком самооценки.
- Оцените свои знания в конце урока в листке самооценки в правом столбике. Что у вас получилось?
Д/ З: по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.
2. Придумать вопросы к викторине.
3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.
Понравилось ли вам сегодня на уроке? Покажите соё настроение смайликом.
Спасибо.
Я благодарю вас за урок. Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.
Урок окончен. Работа с листком самооценки
синквейн
Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.
Заслушиваем 1-2
Д/ З: по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.
2. Придумать вопросы к викторине.
3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.
синквейн
Лист самооценки
Начало урока Конец урока
Знаю всё Знаю всё
Знаю, но не всё Знаний стало больше
Знаю мало Ничего нового не узнал
Ничего не знаю Могу рассказать другим
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг
Погляжу на мир вокруг.
1 ряд:
В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников
культуры и истории.
2 ряд.
Маршрут журналиста был таким: Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России. Каждый очерк был посвящен отдельному городу.
3 ряд:
«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».
- С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.
- С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.
Князь
Юрий Долгорукий
Год основания Москвы
1147 г