Оксана Вележанцева
Проект «Уральские сказы Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Тема Уральские сказы П. П. Бажова
2 Адресация проекта Проект адресован воспитателям ДОУ. Может быть реализован в образовательной и свободной деятельности.
3 Руководитель проекта Вележанцева Оксана Анатольевна, Конева Ирина Александровна
4 Участники проекта Воспитатели – познакомить с культурой и традициями уральского народа, с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Воспитанники – активно участвуют в образовательных мероприятиях по формированию культурных традиций урала.
Публикация «Проект „Уральские сказы Бажова“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Урал - наш край родной
- Темочки
Родители – оказывают помощь в оформлении выставки рисунков «Мудрые сказы П. П. Бажова», в создании мини – музея «Уральская мастерская»
5 Возраст воспитанников Дошкольники (6-7 лет) подготовительная группа
6 Особенности типа проекта - по характеру создаваемого продукта: познавательно – исследовательский, творческий
- по количеству участников – групповой
- по продолжительности – краткосрочный
- по содержанию – ребенок и окружающий мир
- по профилю знаний – межпредметный
- по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения
7 Цель проекта углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
8 Задачи проекта
• формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
• познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
• создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
• развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
• формировать чувство гордости за свой родной край;
9 Ресурсы проекта
- Художественная лит-ра: сказы П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка – поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»
Стихи и загадки про Урал.
- Д/И «Четвертый лишний», «Назови героя сказа», «Собери бусы», «Разгадай узор»
- Презентации: «Богатство Урала»
- Мультфильмы: «Серебряное копытце»
10 Предполагаемые результаты проекта -обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители - активные участники реализации проекта.
Пояснительная записка
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной «природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Идея проекта заключается в следующем:
- Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но в рамках непосредственной образовательной деятельности не возможно полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
- Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
- Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта:
углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
• формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
• познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
• создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
• развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
• формировать чувство гордости за свой родной край;
В качестве прогнозируемых результатов проекта могут выступать:
-обогащение знаниями детей в области творчества уральского писателя; иметь представления о жизни людей на Урале;
-умение активно вступать во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-умение высказывать свое мнение, пересказывать эпизоды произведений; обогащение словарного запаса;
-умение проявлять творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители - активные участники реализации проекта.
Знания, полученные в ходе реализации проекта, коснулись всех образовательных областей:
Физическое развитие:
П/И: «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Козлята и волк»
Речевое развитие:
-Чтение сказов П. П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Познавательное развитие:
-Презентация «Богатство Урала».
Художественно – эстетическое развитие:
Разучивание на музыкальном занятии :
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной».
Продуктивная деятельность:
-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации.
-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, бусины, паетки).
- Выставка рисунков (совместных работ детей и родителей) «Мудрые сказы П. П. Бажова.»
- Создание мини – музея «Уральская мастерская» с помощью родителей.
Социально – коммуникативное развитие:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
-Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.
- Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»
Д/И «Четвертый лишний», «Назови героя сказа», «Собери бусы», «Разгадай узор»
С/И «Семья»
Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие некоторых условий:
1 Материал для продуктивной деятельности
2 Наличие мультимедийного комплекса для просмотров мультфильмов и презентаций
3 Наличие наглядно – дидактического материала серии «Уральская мастерская», «Самоцветы Урала»
4 Наличие литературного ряда: сказы П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка – поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»
Стихи и загадки про Урал.
5 Наличие мультфильма «Серебряное копытце»
6 Целесообразно привлечение родителей в качестве участников проекта. Родители участвуют совместно с детьми в непосредственно образовательной деятельности, выставка рисунков «Мудрые сказы П. П. Бажова», участие в организации мини – музея «Уральская мастерская».
Содержание проекта
I этап. Запуск и планирование проекта. Что такое малая родина? Какова история Уральского края? Чем богат Урал? Какие мастера живут на Урале? Каковы традиции и культура Урала? Кто такой П. П. Бажов?
Цель: создание условий стимулирующие детей для проведения данного проекта, поиск ответов на данные вопросы. Беседа о том, как жили люди на Урале, чем занимались, подбор художественной литературы и иллюстраций, составление плана по изучению данной темы.
II Этап. Практическая часть проекта.
На этом этапе перед нами стояла задача :
углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова
В работе использовались разные приемы и методы:
Просмотр презентаций – обогащение знаний о культуре, традициях и промыслах Уральского народа.
Модель взаимодействия участников
IIIЭтап. Совместная деятельность родителей и детей
Цель: Создать условия для активного сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития каждого ребенка.
Организованна выставка рисунков по сказам писателя – повысить интерес у родителей и детей к совместному творчеству.
IV этап. Подведение итогов проекта.
Итоговое мероприятие: Театрализованное представление сказа «Серебряное копытце»
Цель: Практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие эстетического вкуса, творческой самостоятельности в передачи образа, формировать умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения, воспитывать чувства уважения к культуре, обычаям, традициям, истории родного края, людям труда.
Проведенный проект способствует:
-обогащению знаний детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-умению активно вступать во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-умению проявлять творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители - активные участники реализации проекта.
Итоговое мероприятие: Театрализованное представление сказа «Серебряное копытце
Цели: Практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие эстетического вкуса, творческой самостоятельности в передачи образа, формировать умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения, воспитывать чувства уважения к культуре, обычаям, традициям, истории родного края, людям труда.
Действующие лица: Кокованя, Даренка, Муренка, Козел, Снежинки, Заяц, Зима
Декорации:
Деревенская изба (стол, лавка, утварь, ковер, Зимний лес
Входят дети под музыку. Садятся на стульчики.
Под музыку входит Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Я пришла, чтобы рассказать вам одну историю.
Зимними вечерами поет свою прощальную песенку метель, а в лесу бродят сказки, одна лучше другой. Слушайте
Как в уральской деревушке
В покосившейся избушке
Кокованя поживал
И охотой промышлял.
Кокованя: Скучно жить мне одному,
В дом сиротку я возьму.
Очень славная девчонка.
Ты пойдёшь со мной, Дарёнка?
Дарёнка Я согласна. Только здесь
У меня Мурёнка есть.
Не оставлю никому.
Можно, кошку я возьму?
Кокованя Что ж, её с собой возьмём.
Вместе славно заживём.
Мурёнка Пррравильно говорррришь, прравильно.
Зима Кокованя зверя бил,
На охоту в лес ходил.
И Дарёнка не ленилась,
Целый день она трудилась:
Сварит суп, помоет пол,
К ужину накроет стол.
А Мурёнка уходила,
Мышей в подполе ловила.
Кокованя, как придёт,
Кокованя На пригорке с давних пор
Появляется козёл.
На головке – рожки,
И с копытцем ножка.
И в сказке говорится –
Серебряное копытце.
Даренка Что же, застрелишь ты его?
Кокованя Нет, Дарёнка, что ты!
Этого козла стрелять
было бы оплошкой.
Мне бы только увидать,
где он топнет ножкой.
Играют камушки чудесно,
переливаются огнём.
Даренка Ой, как мне, дедо, интересно.
Ну, расскажи ещё об нём!
Большой он?
Кокованя Я так понимаю,
Не выше этого стола.
Даренка А шёрстка у него какая?
Кокованя Да как у всякого козла.
Даренка А рожки есть?
Кокованя По этим рожкам
его и можно отличать.
У прочих - веточек немножко,
а у него - аж целых пять.
Дарёнка Хочется мне побежать
И оленя увидать.
Ты возьми меня с собой
В балаган пожить лесной
Кокованя Что ж, пойдем с тобой с утра.
Сейчас пора на боковую.
Даренка, слышишь? Спать пора.
Зима Вот уж утро настает
Муренка песенку поет
Муренка Мур, мур, мур
Вставай, Даренка
Скоро встретишь ты козленка.
Кокованя Что ж, теплее одевайся
И в дорогу собирайся.
Мурёнка Пррравильно говоришь, пррравильно.
Танец снежинок.
Зима Вот пришли все в балаган
Стали жить теперь уж там.
Вот январь уж на дворе,
Ели, сосны в серебре.
На охоту дед ходил.
Много мяса насолил.
Надо на завод идти,
Лошадь нужно привести.
А Дарёнка в доме ждёт,
Когда дедушка придёт.
Даренка: Эй, Муренка, как ты думаешь, встретит он серебряное копытце или нет?
Муренка: Мур! Мур! Я думаю, что нет!
Даренка: Правильно, Муренка, я тоже думаю, что нет (девочка встает к окну, заглядывает). Что-то темнеть стало, страшновато становится.
Муренка: А ты не бойся, давай я тебе вместе с ребятами песенку спою (дети подпевают с места)
Песня про кота (любая на усмотрение музыкального руководителя)
Даренка: Да уж, успокоила ты меня, нечего сказать
Зима: Третий день прошел, а Коковани все нет. Слезки закапали у Даренки. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нет. Испугалась Даренка, выбежала из дома кошку искать и видит…
Стоит Козел, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Муренка головой покачивает, и Козел в ответ тоже кивает, разговаривают.
Мурёнка Мурр, мурр, мурр, моя Дарёнка
Очень добрая девчонка.
Дед же летом и зимой
На охоте день- деньской.
Им, Копытце, помоги,
По овражкам пробеги.
Серебряное копытце
По Уралу я гуляю,
Людям добрым помогаю.
Им помочь сейчас хочу
И копытцем постучу.
Зима[/i Козел как начал копытцем бить, и камни драгоценный посыпались (Козел и убежал).
К этой поре вернулся Кокованя. Узнать свой дом не может, весь дом в драгоценных камнях.
Кокованя: Самоцветы так блестят,
Вокруг домика лежат.
И от них светло в лесу,
Я их в шапку соберу
И в поселок отнесу.
Даренка: Сейчас не надо, дедушко. На дивную красу
Мы завтра полюбуемся.
Хочу глядеть при солнышке,
На то, как блещут камушки. (заходят в дом).
Зима: Но к утру снегу выпало много. И все камни засыпало. Не стали Кокованя и Даренка расстраиваться.
Негоже жить богатствами чужими и дарёными,
Ведь их своей работою надёжнее добыть!
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!