Туринцева Валентина
Проект «Умелые пальчики. Развитие мелкой моторики в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Умелые пальчики»
(развитие мелкой моторики рук)
МБДОУ ДС КВ №8 пгт Черноморский
Краснодарский край Северский район
Подготовила воспитатель:
Туринцева Валентина Владимировна
2018 г.
Проект «Умелые пальчики»
Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дан-ный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопас-ность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Публикация «Проект „Умелые пальчики, Развитие мелкой моторики в старшей группе“» размещена в разделах
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с зада-чами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкре-тизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с деть-ми.
Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики рук)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, совершенствовать умение детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта :
«Умелые пальчики»
Тип:
Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 14
Форма представления: слайдовая презентация
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радо-сти и удовольствия.
• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, форми-ровать единый детско-взрослый коллектив.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Воспитывать интерес к разнообразию человеческих от-ношений.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечат-лениям.
• Развивать творчество и креативность участников про-екта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Исполнители проекта :
Дети, Воспитатель, Родители
Сроки:
• Проект рассчитан на 4 месяца (сентябрь-декабрь) и включает следующие этапы
Этапы реализации:
I Подготовительный этап :
• изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2 Диагностический этап:
А) Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)
Задачи
Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;
Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий.
Б) Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме
3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей).
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
• Работа с детьми по всем образовательным областям:
o в процессе НОД (продуктивной деятельности);
o индивидуальной работе;
o на прогулке;
o утренней гимнастике;
o самообслуживание;
o использование нетрадиционных приемов
• Совместная деятельность с родителями.
3 Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Организация работы по проекту :
мероприятие цель сроки
Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
сентябрь
Составление картоте-ки игр для развития мелкой моторки Распределить игры по лексическим темам сентябрь
Разработка перспек-тивного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Разработать практи-ческие мероприятия на период проекта. сентябрь
Подбор наглядно – ин-формационного и кон-сультативного мате-риала для родителей. сентябрь
Анкетирование родите-лей. Выявление компетент-ности родителей по данной проблеме. 3 неделя сентября
Обследование детей. Выявление уровня раз-вития мелкой мотори-ки. 1-2 недели сен-тября
-Экспериментальная деятельность: Позна-ние свойств: предметов быта, природного ма-териала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) Формирование сенсор-ных представлений, развитие познаватель-но-исследовательской деятельности. В течение всего срока обучения
-выполнение продуктив-ной деятельности (не-традиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Приобщение к изобра-зительному искусству. В течение всего срока обучения
Использование методов Су-джок Укрепление здоровья при помощи нетради-ционных техник В течение всего срока обучения
Изучение пальчиковых игр Тренировка пальцев рук, развитие внимания, во-ображения. В течение всего срока обучения
Выявление результатов деятельности по про-екту (диагностическое обследование детей). Декабрь
Оформление наглядно – информационного и консультативного ма-териала для родителей. В течение всего срока обучения
Привлечение родителей к участию в реализации проекта. В течение четы-рёх месяцев
Перспективный план
Виды деятельности Содержание работы с детьми
Социально -коммуникативное развитие Конструирование : Коллективная работа «Осенние веточки»,
техника оригами, «Корзинка для овощей», «Лес, ягоды, гри-бы»
«Фрукты» ( конструирование из использованного материала:
игрушки из поролона). «Одежда», «Северный олень», «Чашеч-ка»,
«Тюльпан», «Птицы мира и надежд», «Кошка», «Заяц»,
«Изготовление новогодних игрушек», заучивание потешек
сопровождающих пальчиковые игры коллективное творче-ство,
приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверст-никами
и взрослыми.
«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д
Сюжетно-ролевая игра
«Нефтяник», «Электромонтёр», «Столяр-плотник»,
Познавательное развитие д/ игры : серия игр с прищепками «Математические часы»,
«Чей хвост?», «Кто что ест?»,
«Путешествие пальцев», «Ножницы», «Найди сюрприз»,
«Разноцветные прищепки» Экспериментальная деятельность:
Познание свойств: предметов быта, природного материала
(орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага).
-Д/и «Чудесный мешочек»,
«Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
ООД «Путешествие в подводный мир»
Речевое развитие
Пальчиковые игры : «Домик», «Очки», «Лодочка», «Цепочка»,
«Шарики», «Флажок», «Ведро», «Пила», «Стул», «Стол»,
«Шарик», «Лодочка», «Пароход», «Ёлка», «Корзиночка», «Колокольчик»
, «Кошка», «Зайчик в норке», «Зайка и барабан»,
«Зайка и зеркало», «Птенчики в гнезде», «Птичка», «Жук»,
«Краб», «Волк и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
«Тучкины штучки»
Игры с песком: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик»,
Песочный ветер» (дыхательное)
«Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Мы создаем мир»,
«Секретные задания кротов»,
«Песочные прятки»
Художественно эстетическое развитие
Рисование: «Деревья осенью», «Овощи», «Фрукты», «Грибочки», «Дом моделей», «Мы сапожки одеваем, мы по лужицам шагаем», «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа, «Роспись посуды» (Гжель, «Мамин портрет», «Зимующие птицы», «Моё любимое домашнее животное», «Животные зимнего леса», «Новогодняя открытка», выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.
Аппликация: «Осенний наряд деревьев», «Фрукты в вазе», «Украсим одежду», «Петрушка – весёлая игрушка», «Зимующие птицы», «Забавный лось».
Лепка: «Овощи», «Грибочки для ежика», «Чудо-валенки», «Декоративная посуда», «Котёнок», «Новогодние шары».
Физическое развитие Упражнения с массажным мячом Су-Джок.
«Будь здоров!» Упражнения с массажным средним мячом
«Игра с ёжиком» Комплекс «Разминка» с малыми мячами
Подвижные игры: Горелки с платочком», «Ладушки»;
Малоподвижные игры: «Давайте вместе с нами». «Жили-были зайчики».
«Здравствуй, друг!» «Дом». «Овощи и фрукты».
Работа с родителями Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Беседы: «Развиваем мелкую моторику», «100 игр для развития мелкой моторики», «Рекомендации для развития моторики рук»,
Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Изготовление варежкового театра
Консультация «Рисуем на манке»
День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр
Предполагаемые результаты реализации проекта : Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осу-ществляется в доступной, привлекательной и соответствую-щей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассмат-ривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориенти-рованный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осу-ществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
Принцип преемственности- организация и поддержание свя-зей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития.
Результативность: Используя данную систему с целью раз-вития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я доби-лась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в разви-тии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем 36%воспитанникорв, средний уровень у 60% детей, низкий – у 4%.
• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:
• Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
• Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
• Разучены с детьми пальчиковые игры
• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Информационные ресурсы:
https://festival.1september.ru/
https://nsportal.ru
https://nsportal.ru
Методическое обеспечение:
О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст] : пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст] : учеб, пособие /О. И. Крупенчук---СПб. : Издательский Дом Литера, 2008. -