Татьяна Васильева
Проект «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Умные пальчики».
Обучая родителей и педагогов, необходимо донести до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.
Цель проекта : обучение родителей второй младшей группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Умные пальчики“, Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» размещена в разделах
Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети второй младшей группы.
Длительность проекта : в течение учебного года.
Этапы проекта
Подготовительный:
Изучение методической литературы по данной теме: Т. А. Ткаченко «Речь и моторика» 2007 [20], М. С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» 2004[18].
Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
Подготовка наглядного материала:
слайдов для мультимедийного демонстрирования
письменных консультаций для стенда информации
современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
Основной:
Составление перспективного плана проведения с детьми второй младшей группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
Проведение (совместно с родителями) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.
Заключительный:
Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи в конце учебного года.
Брифинг с родителями по теме проекта «Умные пальчики».
Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.
План выполнения проекта
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей второй младшей группы.
2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком.
3. Изучение родителями методической литературы: Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.
4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей второй младшей группы. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
5. Включение воспитателем речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
6. Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
7. Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг». Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр.
8. Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования). Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
9. Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей.
12. Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
13. Брифинг с родителями на тему: «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
14. Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа
Предполагаемый результат работы.
Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению.