Лаптева Любовь Егоровна
Проект «Удивительный мир народной игрушки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад № 6.
Утверждаю
и. о. заведующий МБДОУ
Новонукутский детский сад № 6
___О. Н. Молоканова
Приказ № «___» ___2019г.
ПРОЕКТ
«Удивительный мир народной игрушки»
Средняя группа
«Солнечные лучики»
Воспитатель: Л. Е. Лаптева
п. Новонукутский
2023 год.
Автор проекта : - Воспитатель: Лаптева Любовь Егоровна
Публикация «Проект „Удивительный мир народной игрушки“ в средней группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : - групповой
Тип: - познавательно-творческий.
По составу участников: -дети средней группы, родители, воспитатели
Возраст детей : - 3 - 5 лет
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 27.11.2023г– 15.12.2023г.)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.
Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании
всесторонне развитого человека. Через знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Через красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции: чувства радости, восхищения, восторга. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки, мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства: уважение, гордость за землю, на которой живешь
Поэтому существует необходимость приобщать подрастающее поколение к народным игрушкам, как к одному из проявлений народного творчества
Проблема современного поколения – вытеснение традиционных народных игрушек героями и персонажами из мультсериалов иностранного производства. Прилавки магазинов заполнены разнообразными фантастическими, пестрыми, забавными, нелепыми игрушками. Большинство современных родителей отдают предпочтение именно этим игрушкам, забывая знакомить детей с традиционными народными игрушками, Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создать условия для развития нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству через знакомство с народной игрушкой.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
образовательные:
• Познакомить с разнообразием русских народных игрушек;
• учить различать народные игрушки;
• продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться;
• обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
• побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,
развивающие:
• Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
• развивать у детей интерес к народным игрушкам
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
воспитательные:
• воспитывать моральные качества, характер, честность, чувства
товарищества, коллективизма
• воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству;
• воспитывать интерес к истории и культуре русского народа;
• воспитывать чувство патриотизма у дошкольников;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Воспитание любви к народному искусству России.
• Умение детей сотрудничать в паре, коллективе.
• Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.
• Умение изготавливать игрушки из соленого теста
• Развитие устойчивого познавательного интереса у детей к народным игрушкам.
• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
• Развитие желания играть с народной игрушкой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• ООД.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность.
• Досуговая деятельность.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
• Альбом «Народные игрушки».
• Фольклорное развлечение «Ярмарка народных игрушек». (приложение III)
• Выставка детского творчества «Народная кукла - оберег».
• Мини – музей народных игрушек.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап – подготовительный:
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
• Создание необходимых условий для реализации проекта;
• Перспективное планирование проекта;
• Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
• Подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
• разработка консультаций для родителей, разработка занятий;
• Подбор информации для реализации проекта через ИКТ : песни, стихи, картинки.
2- этап – основной (практический)
Работа с детьми:
Речевое развитие
ООД :
• «Русская матрешка –душа России» (Приложение II)
• «Бабушкин сундучок» (Приложение II)
Чтение художественной литературы»
• Чтение считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки,
• Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»,
• Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей»,
• М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки»,
• Ю. Анохин «В музее игрушек»,
•. М. А. Пожарова «Свернута из тряпки кукла у Параши»,
• Г. Заславская «Есть иголка у меня»,
• А. Барто «Кукла».
Составление творческих рассказов
• Моя любимая игрушка»;
• описательных рассказов об игрушках.
Сочинение сказки
• «В гостях у Матрены»,
• Про куклу Бабочку.
Речевые игры:
• «Угадай по описанию»,
• «Доскажи словечко»,
• «Кто это»,
• «Что делает матрешка»,
• «Придумай кукле имя. ,
Познавательное развитие
ООД :
• «Путешествие в мир народной игрушки». (Приложение II)
• «Дымковская игрушка». (Приложение II)
• «Куклы – обереги». (Приложение II)
Беседы:
• «В какие мне нравится играть игрушки?»,
• «Что ты знаешь о народных игрушках?»,
• «Во что играли ваши прабабушки и прадедушки?»,
• «Кто и как изготавливал народные игрушки?».
• «Народная игрушка».
Дидактические игры:
• «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования,
• «Которая по счету матрешка спряталась?»,
• «Домик для матрешки»,
• «Узнай игрушку по описанию»,
• «Составь узор»,
• «Сосчитай матрешек»,
• «Угадай на ощупь, что внутри куклы»,
• «Одень куклу»,
• «Что бывает из соломы, дерева, ткани»,
• «Составь орнамент».
Просмотр презентаций:
• «В гости к дымковской игрушке»,
• «Из каких материалов и как изготавливают народные игрушки»,
• «Народные игрушки»,
• «Обрядовые куклы».
Рассматривание иллюстраций
• «народная игрушка».
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
• «Магазин игрушек»,
• «Идем в музей»,
• «Ярмарка игрушек»,
• «Дом»,
• «У бабушки в гостях».
Проблемные ситуации:
• «Кукла поломалась»,
• «Кукла заболела»,
• «Как поделить игрушку»,
• «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».
Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»
Художественно – эстетическое развитие
ООД :
Лепка : «Дымковская уточка», из теста «Дымковская игрушка».
Аппликация: «Русская матрёшка», «Кукла моей бабушки».
Конструирование (оригами) : «Веселые подружки», «Матрешка».
Роспись дымковской игрушки «Конь», «Дымковская барышня»; филимоновских игрушек «Лошадка».
Раскрашивание матрёшек и предметов посуды в технике русских народных промыслов (хохлома, гжель, городец).
Музыка (прослушивание композиций) :
• Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных.
• Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»
Хороводные игры:
• «Как пошли наши подружки»,
• «На лесной опушке»,
• «Веснянка»,
• «Хоровод».
Театрализованные игры с использованием народной куклы.
Игровые ситуации «Куклы водят хоровод».
Фольклорное развлечение «Ярмарка народных игрушек» (приложение III)
Физическое развитие
Утренняя гимнастика:
• «Игрушки»,
• «С куклой»,
• «Матрешки».
Дыхательная гимнастика
• «Дуем, задуваем»,
• «Подуй на платочек».
Пальчиковая гимнастика
• «Матрёшки»,
• «Дымковские барышни»,
• «У матрешкиной сестрицы».
Физминутки:
• «Любуемся игрушками»,
• «Уточка».
Подвижные игры:
• «Растеряхи»,
• «Жаворонок»,
• «Гуси –гуси»,
• «Золотые ворота»,
• «Сиди, сиди, Яша»,
• «Лошадки»,
• «Ручеек».
Игры малой подвижности
• «Найди куклу»;
• «У Маланьи, у старушки».
Работа с родителями
Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?» (приложение VI)
Папка - передвижка: «Русские народные куклы»
Буклет: «Куклы обереги»
Консультация:
• «Нужны ли ребенку народные игрушки?»,
• Рекомендации по теме проекта
• «Дошкольник и его игрушки». (приложение V)
• «Роль народной игрушки в жизни дошкольника» (приложение V)
3-этап заключительный
Работа с детьми:
• Подведение итогов проекта
• презентация проекта «Народная игрушка»;
• развлечение «Ярмарка народных игрушек» (приложение III)
• Опрос детей «Что ты знаешь о народной игрушке»
Работа с родителями:
• Оформление альбома «Народные игрушки»
• Выставка «Кукла – оберег»
ЛИТЕРАТУРА
• Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 112с. – (Серия «Методический кабинет»).
• Беспалько В. П. педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
• Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами : учебное пособие. – М. : СИНТЕГО – ГЕО, 1997. – 188 с.
• Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 208 с.
• Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. сост. Л. С. Киселева. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
• Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
• Хабарова Т. В Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80 с.