Исаева Людмила
Проект «Удивительные ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Удивительные ягоды»
Красные, зелёные,
Жёлтые и чёрные,
Мелкие и крупные
Сладкие и кислые,
Летом созревают,
Одним словом называют! Ягоды
Проект : «Удивительные ягоды».
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Ягоды садовые
- Темочки
Актуальность: в ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые ягоды, произрастающие в нашей полосе, они никогда не видели и, тем более, не пробовали на вкус. Поэтому, в нашем детском саду был разработан экологический проект «Удивительные ягоды», в ходе которого дети познакомятся с неизвестными для них ягодами, попробуют их в свежем виде. Воспитатель расскажет детям о том, в каких условиях комфортно растут эти ягодные кустарники, как нужно за ними ухаживать, как сохранить вкусовые и полезные свойства ягод при их переработке и хранении. Дети, превратившись в юных садоводов, познакомятся с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Они научаться понимать и осваивать новое, уметь принимать решения и помогать друг другу, выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознавать свои возможности. Всё это поможет пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, почувствовать красоту и щедрость родной земли, активизировать знания по экологии, пополнить коллекцию садовых кустарников на территории детского сада, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.
Проблема: отсутствие знаний о ягодах смородине, крыжовник, земляника, облепиха растущих на садовых участках нашего города.
Тип проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный
Предмет исследования: садовые ягоды смородина, крыжовник, земляника, облепиха их польза для организма человека.
Цель проекта : знакомство с ягодными кустарниками смородина, крыжовник, земляника, облепиха через применение различных форм и методов по воспитанию экологической культуры.
Задачи:
• Вызвать любознательность, интерес к жизни садовых растений, ягодных кустарников, желание заботиться о них, любить и беречь то, что она дарит человеку.
• Расширить и обобщить знания детей о садовых ягодах.
• Обогатить и активизировать словарь.
• Развить самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
Участники проекта : дети 2 мл гр., воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
• расширение представления о пользе садовых ягод;
• повышение уровня развития речи, словарного запаса;
• развитие художественных навыков детей;
• развитие познавательной активности детей.
Этапы проекта :
- подготовительный
- основной
- заключительный
Подготовительный этап:
• Подбор иллюстративного материала, раскрывающего тему проекта «Удивительные ягоды».
• Разработка дидактических, подвижных, пособий по теме проекта.
• Подготовка природного материала, материала для изобразительной деятельности, художественной и познавательной литературы для чтения детям.
• Подбор стихотворений, загадок, песен, сказок по теме проекта.
• Создание и просмотр с детьми презентации «Удивительные ягоды»
Основной этап:
• Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
• Практическая деятельность.
• Отображение знаний детей в творческих работах (рисунках, аппликациях, лепке и т. д.)
Заключительный этап:
• Выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;
Создание альбома «Садовые ягоды»
Игровая
Дидактические игры: «Найди ягодке пару», «Съедобное - несъедобное», «Сложи картинку», «Назови ягоды садовые», игра – викторина «Вопросы и ответы», «Найди пару»
Подвижные игры «У медведя во бору», «Назови ягоду», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»
Игры на развитие речи: «Расскажи, что знаешь о ягодке», «Чего не стало?»,
«Большой — маленький», «Один — много» (с мячом, «Что приготовим?»
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Хозяюшки».
Двигательная
Развивать двигательную активность, координацию речи и движений.
Подвижные игры: «Мы по ягоды пойдем», «Ягоды и фрукты», «Медведь в малиннике», «Пронеси ягодку на ракетке».
Физкультминутка: «Сбор ягод».
Пальчиковая гимнастика: «Ягоды».
Познавательное
Побуждать сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Опыт «Свойства ягодки», рассматривание ягод по форме, цвету, по наличию листьев, «Какая больше всего ягода нравиться?»
Рассматривание: картинок и иллюстраций с изображением разных ягод.
Беседы: «Садовые ягоды, какие они по вкусу»
«Есть полезные и ядовитые ягоды, чем они опасны и полезны»
«Как люди ухаживают за ягодами»
Коммуникативная
Рассматривание фотоальбома: «Садовые ягоды» .
Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий.
Разгадывание загадок о ягодах.
Просмотр мультфильма с загадками «Фрукты и ягоды»
Просмотр презентации «Удивительные ягоды»
Беседы: «Какие ягоды растут у нас в саду, в огороде?», «Что можно приготовить из ягод?», «Польза ягод»
Чтение (восприятие) художественной литературы
К. Ушинский «Четыре желания».
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами».
Знакомство с пословицами и поговорками о ягодах
Чтение и заучивание стихотворений про садовые и лесные ягоды»
Продуктивная
Рисование «Ягодки»
Лепка из пластилина «Виноград»
Рисование «Раскрась ягодку»
Аппликация «Удивительные ягоды»
Изготовление книжки-малышки.
Разучивание песни «Подарки лета», «Ягодка-малинка» (хороводная).
Результаты проекта
Дети знают и могут:
• Рассказать о ягодах, об их полезных свойствах
• Различать садовые по их внешнему виду и вкусовым качествам
• Объяснять правила безопасности в природе и как надо бережно относиться к природе
• Новые рассказы, стихи, загадки, пальчиковую гимнастику о ягодах.
Выводы:
Практическая значимость данного проекта заключается в использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию. Это способствуют пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, почувствовать красоту и щедрость родной земли, активизировать знания по экологии, пополнить коллекцию садовых кустарников на территории детского сада, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Литература:
1. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду»; М. ; Мозаика-Синтез, 2008.
2. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2014.
3. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста//Управление образовательным учреждением, 2004.
4. Емельянова Э. Л. «Расскажите детям о садовых ягодах»; М. ; Мозаика-Синтез, 2012.
5. Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они»; М. ; Мозаика-Синтез, 2011.
7. Лубышева Л. И. «Физическое воспитание детей на основе подвижных игр, дифференцированных по развитию физических качеств»; М. ; Мозаика-Синтез, 2007.
8. Дай Ходжес «Игры для дома и улицы»; Минск; «Попурри», 2008.
Приложение №1
Игра – викторина «Вопросы и ответы»
Вопросы для команды №1
1. Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Крыжовник - зеленый, круглый или продолговатый, кислый).
2. На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)
3. Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)
4. Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)
5. Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.)
6. Какой уход требуется за кустами садовых ягод? (Посадка, полив, подкормка, обрезка.)
Вопросы для команды №2
1. У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепиха.)
2. У каких садовых ягод много семян? (Ирга, малина, смородина, крыжовник и др.)
3. У каких садовых ягод одно семя? (У вишни, облепихи, может быть одно семя у жимолости.)
4. У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого цвета? (У смородины.)
5. Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, в них много витаминов, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)
6. Назови самую большую ягоду. (Арбуз)
Приложение №2
Облепиха.
Бусинки янтарные
Облепили деревце.
Осенью, как солнышко,
Облепиха светится!
Веточки колючие
Словно говорят:
Ты не трогай ягодки,
Не снимай наряд!
М. Дружинина
Облепиха распространена в южных районах России; встречается в Забайкалье, Саянах, Туве. В диком виде облепиха образует густые непроходимые заросли – куртины.
Этот крупный ветвистый кустарник или дерево с колючками на ветках достигает четырех метров в высоту. У молодых побегов кора светлого цвета, покрытая пушистыми волосками. Взрослые деревья одеты в темно-бурую, почти черную кору.
Облепиха – морозоустойчивое растение, не требовательно к почвам и быстро растет. Благодаря этому ее используют для закрепления песчаных почв и берегов оврагов. Облепиха - это кустарник или небольшое дерево, достигающее в высоту трёх-четырёх метров с ветвями, покрытыми небольшими колючками и зелеными слегка вытянутыми листьями.
Опыляется облепиха ветром, цветет в конце весны. Одновременно с листьями в начале мая на облепихе распускаются мелкие цветочки. В августе или сентябре созревают ароматные желто-оранжевые ягоды, которые словно облепляют ветку со всех сторон. Поэтому деревце и назвали облепихой. Плоды могут провисеть на ветвях до следующего года, не портясь. Ягоды облепихи еще называют «северным ананасом» – по вкусу они чем-то напоминают этот тропический фрукт.
Из семян облепихи выжимают масло, которое применяется для заживления ран, язв, ожогов, обморожений, язвы желудка, лечения последствий радиоактивного повреждения кожи. Настой из засушенных листьев облепихи помогает улучшить сон, повышает устойчивость к разным болезням. В ягодах, листьях и молодых побегах облепихи содержится много полезных веществ и витаминов. Больше всего витамина С в тех ягодах, которые имеют ярко-желтый или оранжевый цвета.
Плоды небольшие (до 8-10 мм, оранжево-жёлтые или красно-оранжевые, овальной формы. Это растение имеет довольно широкий ареал распространения: от Западной и Восточной Сибири вплоть до южных районов европейской части России, Молдавии, Кавказа и Украины. Ещё во времена расцвета Древней Греции крепким отваром из листьев и веток облепихи поили лошадей. Это делалось для того, чтобы их шкура была здоровой и блестящей.
Приложение №3
Загадки о ягодах.
***
Он вздыхает очень тяжко,
Так бедняжка растолстел.
Что зелёную тельняшку,
На себя с трудом надел. (Арбуз)
***
Этот плод едва обнимешь,
Если слаб, то не поднимешь,
На куски его порежь,
мякоть красную поешь. (Арбуз)
***
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид, похож на мяч. (Арбуз)
У арбуза много груза,
Груз арбузу не обуза.
А внутри весь-весь арбуз
Полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)
***
Красненькая Матрешка
Беленькое сердечко.
(Малина)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
***
На припеке у пеньков Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.
Разгребаем стебельки, Собираем огоньки. (Земляника)
***
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
***
Как на стежке, на дорожке,
Вижу, алые сережки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась – не ленилась,
Кружку с верхом набрала. (Земляника)
***
Что за бусинка вот тут,
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква)
***
Под листом, на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
***
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж,
Вот и назван (ежевика)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, Другая чернеет.
(Красная и черная смородины)
***
На ветке - конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке
породы ежовой. (Крыжовник)
***
Долгоножка хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка! (Вишня)
***
В красном тельце каменное сердце. (Вишня)
***
На шнурочке-стебелёчке,
Сладких ягод груда.
На большое блюдо. (Виноград)
Приложение №4
«Лукошко» пословиц и поговорок о ягодах
В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.
Не того поля ягода.
Рыба — в воде, а ягода — в траве.
Рыба — вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова.
С одной ягоды сыт не будешь.
У кого детки, у того и ягодки.
Слаще малины ягоды нет!
Упустив лето, да в лес по малину.
Хвалила себя калина, что с медом хороша.
Не бывать калине малиною!
Родная земля - земляника, чужая - черника (вепсская).
Ради земляники земле поклонишься не раз (финская).
Слива цветет - запах хорош, вишня цветет - глаз не оторвешь (японская).
Любишь смородину, люби и оскомину (немецкая).
Нечего клюкву есть, коли морщиться не умеешь.
Краснеет рябина - лета половина!
Приложение № 5
Уважаемые родители!
В нашей группе начинает работать проект «Удивительные ягоды».
Ягоды занимают особое место в нашей жизни. Они наполняют ее красотой, ароматом и радостью. Они вкусные украшения, живые витамины, которые растут и развиваются. Они отзываются на заботу и вознаграждают нас за внимание.
Мы с ребятами хотим вместчтобы вы, родители посадили и вырастили вкусные ягодные кустарники. Вы будем наблюдать за ними, а ребята узнают много интересного из их жизни. Рассмотрим иллюстрации садовых и лесных ягод, прочтем книги, проведем маленькие опыты, разгадаем загадки. Дети будут учиться замечать необыкновенное, диковинное, удивительное, ценить и беречь эту красоту.
Просим вас стать активными участниками этого проекта, вместе с вашими детьми стать садоводами в удивительном мире растений!
• На даче посадите вместе с ребенком ваши любимые ягоды. Наблюдайте за их ростом и развитием.
• Попробуйте сочинить о них сказку или рассказ.
• Запишите вашу сказку и оформите ее в виде книжки, пусть ребенок нарисует картинки.
• Найдите вместе с ребенком интересные сведения о любых ягодных кустарниках и сделайте к ним рисунки.
• Соберите фотографии ваших любимых ягод и оформите в фотоальбом.
• Сходите с ребенком на экскурсию в сад. Свои впечатления можно записать или зарисовать.
• Почитайте с ребенком следующую литературу: К. Ушинский «Четыре желания».
• Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами».
Интересных вам открытий!
Приложение № 6
Игра «Расскажи, что знаешь о ягодке»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о садовых ягодах.
Материал: Картинки с изображением ягод.
Ход игры: У воспитателя карточки с изображением ягод. Воспитатель показывает карточку детям, спрашивает: «Кто знает, какая это ягода, расскажите про нее». Ребенок называет ягоду и рассказывает все, что знает о ней, остальные дети внимательно слушают и при необходимости дополняют.
Игра «Ягоды и фрукты»
Цель: Закрепление знания о ягодах, развитие внимания, слуховой памяти.
Материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом в руках.
Воспитатель произносит:
Бывает трудно угадать, что можно есть, а что нельзя.
Вам очень много нужно знать, поверьте мне, друзья!
Про ягоды и фрукты готовы вам задания,
Должны вы сами отгадать. Готовы все? Внимание!
Воспитатель бросает детям мяч по очереди, при этом называя вперемешку названия ягод, фруктов или несъедобных предметов. Если предмет – ягода, ребенок ловит мяч, если нет – отбивает его. Если игрок ошибается, то выходит из круга. Побеждают несколько самых внимательных игроков.
«Собери корзинку ягод»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать умение работать в команде.
Материал: корзинки, маленькие мячики по количеству игроков, обручи.
Ход игры: создаются три команды. У первого игрока каждой команды по корзинке для сбора ягод (мячиков). На расстоянии двадцати шагов от каждой команды лежат обручи с мячиками (ягодами). По сигналу первые игроки команд бегут к обручам, берут «ягодку», кладут ее в корзину и возвращаются в свою команду, передают корзину следующему игроку и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Игра «Назови ягоды садовые»
Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Например, крыжовник - зеленый, круглый, кислый)
На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)
Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)
Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)
Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.
У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепих
У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого. (У смородины.)
Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)