Елена Шикова
Проект «Удивительное лето!» для детей дошкольного возраста 5–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Удивительное лето»
с детьми дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР.
Актуальность проекта
Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят детям солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для них незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период. Этот проект позволит спланировать воспитательно-образовательную работу с детьми в летний период в ДОУ.
Публикация «Проект „Удивительное лето!“ для детей дошкольного возраста 5–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Лето. Проекты летние
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : познавательно-творческий.
По продолжительности: среднесрочный.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной и
старшей групп, родители.
Сроки реализации проекта : июнь-июль 2018г.
Цели.
1. Полностью удовлетворить потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
2. Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы) .
3. Развивать способности детей в различных видах художественно - эстетической деятельности.
Цель для родителей: принимать активное участие в организации летней оздоровительной работы в детском саду.
Цель для детей : Углубление представлений детей о лете, как времени года; : развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений. Повышение эмоционально-положительного настроя с помощью организации мероприятий на летнюю тематику.
Задачи для детей :
1. Побуждать детей к осознанному отношению к своему здоровью.
2. Способствовать развитию двигательной активности, инициативы и сообразительности.
3. Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы).
4. Воспитывать у детей позицию - быть помощниками природы, ее созидателями.
5. Развивать художественно - эстетические способности детей в различных видах деятельности.
6. Развитие навыков театрализации, обогащение словаря детей.
Этапы реализации проекта.
I этап Организационный
1. Изучение методической литературы.
2. Составление перспективного планирования летней воспитательно- оздоровительной работы с детьми.
3. Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей.
4. Создание условий для проведения летней оздоровительной работы в группе и на участках ДОУ.
Консультации родителей по теме:
- «Детский травматизм и его предупреждение»
- «Предупреждение солнечных ударов»
- «Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых»
- «Закаливание, воздушные и солнечные ванны»
- «Проведем лето с пользой»
Беседы:
- «Болезни грязных рук»
- «Ядовитые грибы и растения»
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
- «Одежда детей летом»
- «Профилактика кишечных заболеваний»
- «О летнем отдыхе с ребенком»
- «Витамины летом»
II этап
Практический Беседы:
- «Береги свое здоровье»
- «Где живут витамины»
- «В природе нет ничего лишнего»
- «Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»
- «Что живет и растет у нас под ногами»
- «Путешествие в мир насекомых»
- «Опасности вокруг нас»
- «Лето красное для здоровья время прекрасное»
-«С закалкой дружить – никогда не тужить»
- «Лекарственные растения»
- «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя»
Наблюдения
за участка, огорода и цветника
- за насекомыми
- лекарственными растениями
- за птицами
- за ветром, дождем, небом, облаками
- за красотой окружающей природы
Трудовая деятельность
- прополка сорняков в цветнике и огороде, рыхление и полив почвы
- наведение порядка на участке
- рыхление и полив песка в песочнице
Игровая деятельность
Подвижные игры
- «Мы веселые ребята»
- «Хитрая лиса»
- «Мышеловка»
- «Лягушки и цапля»
- «Медведь и пчелы»
- «Удочка»
- «Море волнуется»
- «Не попадись»
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Найди себе пару»
- «Карусели»
- «Ловишка, бери ленту»
- «Третий лишний»
- «Поменяйся местами»
- «Охотники и утки» и др.
Словесно-дидактические игры
- «Назови цветок по описанию»
- «Скажи наоборот»
- «Летает – не летает»
- «Бывает – не бывает»
- «Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
- «Затейники»
- «Угадай, чей голосок»
- «Найди по описанию»
- «День-ночь»
- «Расскажи без слов» и др.
Сюжетно-ролевые игры
- «Семья на отдыхе»
- «Путешествие на юг»
- «Лечим кукол и зверей» и др.
Чтение художественной литературы
- Степанов «Прочитай и отгадай»
- Блинова «Птичка Тяпа»
- Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,
-В. Берестов «Весёлое лето»
- Н. Полякова «Доброе лето»
- М. Пришвин «Золотой луг»
- З Александрова «Дождик»
- В. Бианки и др «Рассказы о животных»
- Р. Киплинг «Рикки- Тики-Тави и др. сказки»
- Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете Земля»
- Дисней «Лучшие сказки о любви и дружбе»
- Г. Горина «Безбилетный муравей»
Художественно-творческая деятельность
Рисование
- «Бабочки на лугу»
- «Наша клумба»
- «Как мы гуляем летом на участке»
- «Радуга-дуга» с элементами аппликации
- «Лето красное идет»
Аппликация
- «Цветные ладошки» с элементами рисования
Лепка
- «Кто на клумбе живет» коллективная
Развлечения
- «Лето красное пришло»
- «В гости к солнышку…»
- развлечение «Праздник воздушных шаров».
-
III этап.
Заключительный
1. Коллаж - стенгазета «Вот оно какое наше лето!»
2. Развлечение «Праздник воздушных шаров и мыльных пузырей».
3. Итоговое мероприятие «Театрализованная постановка «Лето» старших дошкольников за ширмой.
4. Летняя дискотека.
Ожидаемые результаты проекта.
Прогнозируемый результат:
1. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, улучшение показателей физического и психологического здоровья детей.
4. Создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе.
5. Получение детьми знаний о ЗОЖ, сезонных изменениях в природе летом.
Продукты реализации проекта :
1. Коллаж- стенгазета «Вот оно какое наше лето!»
2. Оформление фотоальбома «Лето красное идет».
3. Развлечение «Праздник воздушных шаров и мыльных пузырей».
Оценка результатов проекта
По окончании работы над проектом у воспитателя повысилась профессиональная компетентность в вопросах планирования и проведения летней воспитательно-оздоровительной работы с детьми; все участники проекта стали вести ЗОЖ, активно участвовать в совместной деятельности; дети старшего дошкольного возраста хорошо отдохнули летом, узнали много полезной информации о разнообразии природы летом, стали более дружными и бесконфликтными. Воспитанники научились открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного. Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей. С энтузиазмом откликнулись родители принять участие в проекте. Они делали снимки «Как дети отдыхают летом», для стенгазеты «Вот оно какое наше лето!» А дети всего детского сада посмотрели кукольный спектакль «Лето» и с удовольствием потанцевали на «Летней дискотеке» вместе с участниками проекта.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Метод. Материалы в помощи
психологам и педагогам. – М., 2005.
2. Болонов Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения:
Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М., 2003.
3. Васильева Н. Н Развивающие игры для дошкольников. \ Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль, 2005.
4. Давыдова О. И., Майер А. А. Работа в группе по подготовке к школе с родителями не
посещающими ДОУ. – СПб., 2009.
5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр
(средняя, старшая, подготовительная группы). – М., 2005.
6. «Методика физического воспитания детей» Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - Москва,
2001г.
7. Образцова Т. Н Психологические игры для детей. – М., 2005.
8. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. М., 2008.
9. «Прогулки в детском саду» И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. Москва, 2011г.
10. Р. Ротенберг «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья», пер. с анг. – М., 1996.
12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Метод. Пособие. – М., 2011.
13. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду – М 2008
14. И. А. Лыкова Художественный труд в детском саду – М 2008
Приложение 1
БЕСЕДА О ЛЕТЕ
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным,
существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные
условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и
цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности
животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах
сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между
комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со
сверстниками.
Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением
леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.
Содержание.
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето,
Значит, кончилась Весна.
Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года
длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц –
июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать
календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят
леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких
насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет,
расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем
года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие –
воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже
разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют
светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые
колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не
увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над
цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на
участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у
пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом
хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту
пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их
добывать себе корм.
Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!
Вопросы:
1. Какой же месяц приходит на смену июню?
2. Что вы знаете об июле? 3. Как светит солнце в это время года? 4. Какая
вода в реке?
5. Какие осадки выпадают летом?
6. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
7. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?
Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый
дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь
падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе
напротив, солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые
капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за
жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и
подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут
на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками,
маслятами, подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка,
окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом?
(Тепло – солнце ярко светит, влага – теплые летние дожди, воздух.)
После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол,
припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким
трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в
августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие,
а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В
садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая.
Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в
садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают
готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних
кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к
отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Приложение 2.
Загадки про лето.
Солнце печёт, липа цвет
В дверь взойдет
В трубу вылетит. (Лето)
Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся. (Солнце)
Я соткано из зноя,
несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"купайтесь! " - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (лето)
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (Солнце)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
На улице рубашка,
В избе рукава. (Луч солнца)
Летом - снег!
Просто смех!
По городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополей)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? (Облака)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит. (Молния и гром)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (Радуга)
Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит. (Комар)
Над цветком
Порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Не сеть она и не сачок,
Рыбу ловит на крючок. (Удочка)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует
- Бежим по воде. (Волны)
Хочешь
- В воду ты ныряй,
Хочешь
- На песке играй.
Сколько замков
Здесь создашь!
Что это за место?. (Пляж)
Приложение 3.
Пословицы и поговорки о лете
Пословицы и поговорки о самом весёлом и жарком времени года –
пословицы и поговорки о лете. Пословицы и поговорки про солнце, про
зелёную травку, про летний тёплый дождик, пословицы и поговорки о летней
природе, пословицы и поговорки про август, пословицы и поговорки про
июнь, про июль.
Пословицы и поговорки про лето
Август — густарь, страды государь.
Август — разносол, всего вдоволь.
Август крушит, да после круглит.
Август-ленорост припасет холст.
Бог с рожью, а черт с костром.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
В августе серпы греют, вода холодит.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
В июле солнце без огня горит.
В июле хоть разденься, а все легче не станет.
В июне день не меркнет.
В июне заря с зарей сходится.
В летнюю пору заря с зарей сходится.
В цвету трава — косить пора.
Дважды лета в году не бывает.
День летний — год кормит.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
До Ильина в сене пуд меду, после Ильина — пуд навозу.
До Ильина дни дождь — в закорм, а после Ильина дни — из закорма.
Дождливое лето хуже осени.
Если гроза — сена будет за глаза.
Знойный июнь — на рыбалку плюнь.
Июль — краса лета, середка цвета.
Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
Июнь — конец пролетья, начало лета.
Июньские ночи воробьиного носа короче.
Каково лето, таково и сено.
Красное лето — зеленый покос.
Красное лето никому не надокучило.
Летний день год кормит.
Летний день за зимнюю неделю.
Лето бурное — зима с метелями.
Лето дождливое — зима снежная, морозная.
Лето идет вприпрыжку, а зима — вразвалку.
Лето крестьянину — отец и мать.
Лето прошло, а солнце не обожгло.
Лето работает на зиму, а зима — на лето.
Лето родит, а не поле.
Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Летом грозы — зимой морозы.
Летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Май — радость, а июнь — счастье.
Май творит хлеба, а июнь — сено.
Не моли лета долгого, моли лета теплого.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Не тягаться росе с солнцем.
Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две
наливает, две подсыхает.
Роса да туман живут по утрам.
С косой в руках погоды не ждут.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Солнцеворот вершит поворот.
Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадает в пору.
Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.
Тут дождя просят, а он идет, где косят.
У каждого дня свои заботы.
Умножил Бог лето мухами, а зиму морозами.
Хлебород — к суровой зиме.
Худо лето, коль солнца нету.
Приложение 4
Конспект занятия
«Лекарственные растения»
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».
Материал к занятию: предварительно подготовленные лекарственные травы.
Использованная литература: К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т. д.
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет.
(крапива)
- Правильно, крапива.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит – корень одуванчика.
Заболел желудок – тысячелистник.
Простуда – душица.
Остановить кровь – подорожник.
Кашель – мать-и-мачеха.
Ожог ноги – зверобой.
Пятна на коже – чистотел.
Болит горло – ромашка полевая
Лечение ран – календула.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!