Индира Кадралиева
Проект «Учимся общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Проект „Учимся общаться“» размещена в разделах
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
В связи с этим был разработан проект «Учимся общаться».
Цель проекта : формирование навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- развитие свободного общения детей со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение детьми нормами речи;
- повышение уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
- способствовать созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.
Ожидаемые результаты: В результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих интегративных качеств:
• «Любознательный, активный» :
• задает вопросы взрослому,
• в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :
• адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
• способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.
• «Овладение необходимыми умениями и навыками» :
• у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
• владеет достаточным словарным запасом;
свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками