Попова Юлия Ильинична
Проект «Путешествие в тундру» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 26» г. Сыктывкара
Проект «Путешествие в тундру»
Возрастная группа : подготовительная
Подготовили :
Попова Юлия Ильинична –воспитатель
Ботвина Татьяна Витальевна – воспитатель
Паспорт проекта
Тема: «Тундра»
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный. С 3 ноября по 2 декабря.
Публикация «Проект „Путешествие в тундру“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Участники проекта : дети подготовительной группы «Фантазеры», воспитатели группы, родители.
Образовательная область: познание, художественное творчество, социализация, коммуникация, музыка.
Актуальность темы: Многие дети не имеют достаточного представления о тундре, не смотря на то, что она занимает обширную территорию Коми Республики. Поэтому мы и решили запустить данный проект, который позволит расширить представления детей о ней и пополнить развивающую среду.
Девиз проекта : «Знай все о малой Родине!»
Цель проекта : Знакомство с климатом и природой тундры, образом жизни и бытом коренных жителей, животными и растениями.
Задачи проекта :
- формировать представление о разнообразии животного и растительного мира севера
- сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязь человека с природой)
- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей
- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей
- воспитывать уважение к людям другой культуры
- пополнить материальную базу группы дидактическими играми, подвижными играми, различными наглядностями.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить знания о природной зоне тундра
Пополнение материальной базы группы, уголка Коми культуры дидактическими играми, подвижными играми, различными наглядностями, альбомами.
Итоговое мероприятие. Открытое мероприятие «По просторам Тундры»
Проблемная ситуация: «- Маша, а где живет олень?- я не знаю, я видела его только на картинках. Может в деревне у бабушки!
Роли педагогов и родителей в реализации проекта :
Интеграция образовательных областей. Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями
Образовательная деятельность в режимных моментах
Подготовительный этап
Вводная беседа с детьми «О Тундре»
Создание объявления для родителей совместно с детьми о начале проектной деятельности.
Непосредственная образовательная деятельность
НОД «Северный олень» Акция- сбор предметов для пополнения «Коми уголка»
Прогулка познание, художественное творчествосоциализация.
Утренняя гимнастика «По Тундре бегает олень» Выставка картин «Животный мир Тундры»
Экспериментирование «Чудесный свет лампы» Выставка «Животные тундры»
Чтение литературы о Тундре
НОД лепка «Северный олень» Изготовление альбомов совместно с
детьми
НОД художественное творчество «Вьюга в Тундре» Вернисаж «Работы детей» Изготовление альбомов-докладов по теме «Жители Тундры»
Изготовление настольно-печатной игры «Домино. Жители Тундры»
Игра «Домино» «Старые сказки на новый лад»
сочинение или переделывание сказок по теме
НОД художественное творчество «Что значит орнамент?» Изготовление д/игр и пособий по теме Изготовление книжек-малюток, раскрашек.
НОД художественное творчество «МодельТундры» Список рассказов, сказок для домашнего чтения в рамках проекта.
Выставка «Детские работы по теме проекта» Изготовление д/игр и пособий по теме
Чтение рассказов по теме проекта
Издание книжек-раскрашек на тему Выпуск книжек-малюток
Прогулка познание, художественное творчествосоциализация.
«Старые сказки на новый лад»
сочинение или переделывание сказок по теме
Заключительный этап
Открытое мероприятие «По просторам Тундры» .
Участие специалистов ДОУ:
Помощь музыкальных руководителей в организации развлечений.
Помощь ИЗО руководителей в организации выставки.
Вывод:
Данный проект помог решить ряд поставленных нами задач:
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- освоить детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствовал развитию творческих способностей детей;
- способствовал умению наблюдать;
- способствовал умению слушать;
-способствовал развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствовал развитию мышления;
- увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развить воображение;
- развить внимание, память, речь.
Мы создали условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Результатом нашей проектной деятельностью стал открытый показ НОД «По просторам тундры»
Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
НОД «Жители тундры».
Цель: Ознакомление детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
Задачи: - познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры
- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
- воспитывать уважение к людям другой культуры.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением быта жителей Севера.
Оборудование к опыту (смотри занятие).
Ход занятия:
1часть. Вводная беседа.
Вос-ль: Наше путешествие по природным зонам Земли продолжается. Где мы вместе с вами были в прошлый раз? Покажите на карте эти места.
Пока мы с вами путешествовали, я сделала много фотографий на память и положила их в альбом. Но альбом случайно упал и фотографии, сделанные в тундре, перепутались с теми, что уже были в альбоме. Помогите отобрать те, что сделаны Айболитом в тундре (на столе разложены картинки с изображением пейзажей тундры, лиственного леса, ледовой пустыни, джунглей а также животных).
Подбирая "фотографии", дети рассказывают почему они выбрали именно эту фотографию.
2 часть. Одежда.
Вос-ль: Посмотрите, вот еще фотографии (на картинках изображены жители тундры).
- Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?
- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?
- Могут ли разводить коров, овец, свиней?
Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю тундры?
Правильно! Теплая одежда, сытая пища, удобный дом. А основное занятие жителей Севера - оленеводство, рыболовство, охота.
Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.
На голове люди носят пушистые шапки, на ногах - меховые унты, сшитые из оленьего меха.
(раздать детям кусочки меха, предложить потрогать его руками, прижать к щеке, подуть на него)
3 часть. Пища и жилища.
В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер - вот и дом. Такой дом назывался "чумом". Он легко разбирается, теплый и легкий.
Сейчас дома строят из современных материалов с электричеством и телефоном.
- Дома ставят на сваях, как вы думаете почему? Это делают для того, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, земля в этом месте осядет.
- А как вы думаете, где прокладывают в тех местах водопроводные трубы?
- Почему их нельзя проложить в земле, как это делают у нас? Мешает опять же вечная мерзлота. Поэтому трубы тщательно утепляют и прокладывают над землей, чтобы вода в них не замерзала.
Вечером вся семья собирается вместе - отдыхают, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.
Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми!
- Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира.
Многие народы тундры издавна занимаются рыболовством. Ловят рыбу, а моржи и тюлени - источник жира и мяса. А так же и оленеводством. Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от полчищ мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы.
3 часть. Транспорт.
- Давайте вместе подумаем, как жители тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни километров?
В основном на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? Они более короткие и широкие. Как вы думаете почему? На Севере людям приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.
Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идет свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он "встает дыбом", гладить его в эту сторону сложно (дайте детям погладить натуральный мех - воротник или шубу из жесткого меха). Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадается горка, то забираться на нее помогает "вставший дыбом" мех.
А вот для очень дальних поездок и перевозок грузов серные жители используют нарты - легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.
В упряжку собирают 10-14 северных собак - лаек. Кстати, народы Севера перемещаются на нартах не только зимой, но и летом: нарты легко скользят по заболоченной поверхности, не повреждая растительного покрова.
4 часть. Итог занятия.
Вос-ль: Итак, давайте повторим, как живут коренные народы Севера?
Они одеваются в теплые и легкие одежды из меха, питаются рыбой и олениной, живут в удобных и непродуваемых чумах, а передвигаются по снегу и заболоченной тундре на легких санях - нартах. Рыболовство, охота на морского и пушного зверя, оленеводство - основные занятия северян.
Наше занятие закончено, а вы получаете задание сделать фотографии-картинки.