Светлана Толмачева
Проект «Труд в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.
Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.
Публикация «Проект „Труд в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности.
Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.
Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 25.01 по 08.03)
Тип проекта : групповой, практический.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
По профилю знаний: многопредметный.
Цель проекта : создать условия к выполнению трудовых поручений, воспитание устойчивого положительного отношения к труду.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей интерес и любовь к труду; поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
2. Развивать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;
3. Воспитывать ценностные отношения к собственному труду его результатам, труду других людей.
Актуальность проблемы.
Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка
Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;
принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей;
принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения;
принцип преемственности работы детского сада и семьи : родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Прогнозируемые результаты:
повысится интерес к труду;
дети получат необходимые знания о разных профессиях;
будут знать о значимости труда;
будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
у детей сформируются навыки совместной деятельности;
установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
для детей труд станет потребностью.
Материально техническое обеспечение проекта :
1. Картотека дидактических игр «Труд».
2. Создание центра природы.
3. Создание уголка дежурства.
4. Альбом «Профессии».
5. Магнитофон.
6. Интерактивная доска
7. Шишки.
8. Бумага: белая, цветная.
9. Клей.
10. Ножницы.
11. Досочки.
Предполагаемый результат проекта :
1. Дети - охотно выполняют трудовые поручения; способность совместно
развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях; развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений.
2. Родители – включаться в совместную деятельность с детьми при
созданий продуктов проектной деятельности; стимулировать творческую и познавательную активность детей.
3. Воспитатели - подбор художественных произведений по теме проекта;
подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта; создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры; обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта; обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; продолжать развивать связную речь дошкольников; развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап
1. Определение темы проекта, формулировка цели и определение задач.
2. Подбор материалов по теме проекта.
3. Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Формирование основ безопасности
1. Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде.
2. У людей разных профессий свои правила безопасности.
Познавательное развитие
1. Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».
2. Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий».
3. Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
4. Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Шофёры», «Почта», «ГИБДД».
6. Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи».
7. Игровая ситуация: «Кем я стану?».
8. Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит».
9. Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)
Речевое развитие
1. Составление рассказов о профессии родителей.
2. Разучивание стихов о различных профессиях.
3. Обогащение словаря детей за счет новых терминов.
4. Пословицы и поговорки о труде.
Трудовое воспитание
1. Хозяйственно — бытовой труд в группе, на улице на участке, ручной труд.
Приобщение к художественной литературе
1. Пословицы и поговорки о труде.
2. Стихи и загадки о профессиях.
3. Чтение стихов и рассказов о профессиях
В. Маяковский «Кем быть?»
М. Познанская «Пойдем на работу»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», «Почта»
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Я сам»
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»,
М. Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом»
Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»
Художественно-творческая деятельность
1. Выставка рисунков «Кем я буду».
2. Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека».
3. Раскрашивание раскрасок — профессии.
4. Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов.
5. Ручной труд : Поделки из природного материала (зверюшки, птицы (оригами, подарки для пап (открытка с сюрпризом, игрушки из бумаги, аппликация «Открытка для мамы».
Игровая деятельность
Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии»
Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо»,, «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет»
Работа с родителями
1. Консультации для родителей «Обязанности ребенка дома»
2. Размещение материалов в родительских уголках
Заключительный этап
На заключительном этапе проектирования, который длился один день, проведено мероприятие:
1. Участие в конкурсе «Хозяйственно-бытового труда» - «Помощники и помощницы». Формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в вещах (стирки).
Результаты проекта :
1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
3. У дошкольников появился интерес к данной теме.
4. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
5. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
6. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды.
7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей групп