НатальяБорисова
Проект «Транспорт, улица, дорога»
Продолжительность: среднесрочный
Тип проекта : информационно – познавательно – игровой
Участники проекта : дети, воспитатели и родители группы компенсирую-щей направленности
Проблема значимая для детей, на решении которой направлен проект :
Проект посвящён необходимости учить детей безопасному поведению на улицах, на дороге и в транспорте. Формирование у детей в детском саду ос-нов безопасного образа жизни – совместная задача воспитателей и родите-лей. Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение кото-рых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Усвоенные с детства правила впоследствии становится нормой поведение, их соблюдение – потребностью человека.
Публикация «Проект „Транспорт, улица, дорога“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Кроме того, необходимо помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.
Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий. И только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твёрдые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиниться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Цель проекта :
• Для детей: познакомить детей с видами пешеходных переходов (наземных – «зебра», подземный – тоннель, надземный, учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителем; развивать пространственную ориентацию; расширить и закрепить знания о дорожных знаках, об обязанностях пешеходов; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге; научить понимать, что обозначают дорожные знаки; закрепить знания о двухстороннем движении; дать понятие «специальный транспорт»; рассказать о том, кто на нём работает, выявить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов.
• Для педагогов: формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности.
• Для родителей: повысить знания родителей по вопросам ПДД; при-влечь родителей к участию в практической работе по предупреждению детского дорожного травматизма.
Методы реализации проекта :
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивиду-альные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми
2. взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов.
4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6. Правила поведения в транспорте.
7. Велосипед, самокат.
8. Загородная дорога.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с организованной игровой ситуации. Чтобы ИС проходили интересно и продуктивно, в гости приходят Светофор, Незнайка, Карлсон, которые знакомят с правилами дорожного движения, рассказывают о ситуациях на дорогах и вместе с детьми находят выход из сложившихся ситуации.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельно-стью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моде-лированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повсе-дневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
• изготовление стендов с наглядной информацией;
• заочные и очные консультации;
• обучающие семинары;
• семейные конкурсы;
• анкетирование;
• совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Форма проведения итогового мероприятия:
Организованная игровая ситуация.
Название итогового мероприятия проекта :
«Конкурс на лучшего знатока правил дорожного движения».
Продукты проекта :
Для детей:
- продуктивная деятельность на темы: «Улица», «Транспорт», «Дорога»
- наблюдение за транспортом
- заучивание стихов
- отгадывание загадок
- рассматривание иллюстраций по ПДД
- чтение художественной литературы
- игровая деятельность:
а) сюжетно ролевая игра «Путешествие на автобусе», «Дорожное движе-ние», «Постовой на улице».
б) дидактические игры: «Собери машину», «Что запрещено, а что разреше-но», «Будь внимательным», «Какой нужен знак».
в) подвижные игры: «Зажги светофор», «Красный и зелёный»
- создание ситуаций с помощью моделей.
Для педагогов:
методические разработки по теме проекта;
- подбор наглядного материала
- подбор художественной литературы.
Для родителей:
- проведение консультаций
- анкетирование
- оформление уголка по ПДД
- оформление папок – передвижек
- родительское собрание тема: «дорожная азбука в жизни детей»
- памятки
- выставка художественных работ, поделок, выполненных вместе с детьми
- фотогазета
Ожидаемые результаты по проекту :
- к окончанию проекта сформировать у детей знания правил дорожного движения и безопасности поведения на дороге и транспорте;
- что обозначают дорожные знаки;
- обозначение светофора и каждого его цвета;
- правила поведения на проезжей части дороги;
- правила пешехода улицы;
- чем различается проезжая часть и тротуар;
- какой транспорт передвигается по дороге;
- составные части тротуара;
- понятие о двухстороннем движении;
- кто такие пешеходы;
- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной азбуке;
- спецтранспорт;
- понятие о регулировщике.
Оценка качества реализации проекта.
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разра-ботаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. При-ложение 5) детей в рамках проведения проекта :
1. Уровень сформированности представлений
• о транспортных средствах;
• об улице (виды перекрестков);
• о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков :
• предупреждающих;
• запрещающих;
• информационно-указательных;
• знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
• на улице;
• в транспорте.
4. Знание правил поведения на железной дороге.