Таран Татьяна Романовна
Проект «Традиции русского быта. Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗЦОВСКАЯ ООШ» ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Проект
«Традиции русского быта.
(в группе старшего возраста)
Подготовила воспитатель: Таран Т. Р.
2023
Паспорт проекта
Наименование проекта «Традиции русского быта. Русская изба»
Публикация «Проект „Традиции русского быта, Русская изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Тип проекта Познавательно-исследовательский.
Участники проекта Дети старшей группы, воспитатель Таран Т. Р., родители воспитанников
Возраст детей 4-7 лет
База реализации проекта МКОУ «Образцовская ООШ» дошкольные группы
Этапы и сроки реализации проекта :
Продолжительность проекта : долгосрочный.
I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023г.
II этап – основной: октябрь 2023 – февраль 2024г
III этап - заключительный: февраль 2024г.
Цель и задачи проекта Цель : воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры, представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
2. Познакомить с традициями русского народа.
3. Расширять словарный запас детей: изба, ухват, люлька, прялка, лавка, сундук.
4. Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
5. Знакомство с русскими народными играми.
6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
7. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
Интеграция образовательных областей • «Познавательное развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Физическое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• “Речевое развитие»
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Проведение русских народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Беседы, вопросы, разъяснения
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• Пополнились знания о культуре и быте предков.
• Получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве.
• Познакомили со старинными предметами домашнего обихода.
• Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
• Приобщение дошкольников к истокам традиционной культуры, поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции.
• Создан макет русской избы
Актуальность
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его быт, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и возлюбить его.
Постановка проблемы
Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяют компьютерные игры, телевизионные экраны. Дома дети все меньше получают информации о русской культуре, народных традициях. Но мы должны помнить, что народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
При чтении русских народных сказок и во время бесед с детьми, что же известно детям о старинной Руси, о русском быте, у детей возникало много вопросов: как жили русские люди? Как называются предметы домашнего быта? Во что они одевались? Как отдыхали и работали? Каким образом был организован быт людей? Чем они украшали свой быт? Какие праздники отмечали?
Для решения этих и других задач был составлен проект на тему : «Традиции русского быта. Русская изба»
Гипотеза проекта :
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Этапы реализации
I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023 года.
1. Беседы с детьми для выявления знаний о русской культуре, быте и традициях.
2. Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
5. Составление плана работы с детьми по проекту.
6. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);
7. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности
8. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Взаимодействие с родителями
1. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);
2. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности.
3. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
4. Сбор материала для мини музея «Русская изба»
Консультации:
- «Мини музей в детском саду»
- «Русские народные праздники»
- «Как люди на Руси жили»
II этап – основной: сентябрь 2023 – февраль 2024г
1. Внедрение проекта в единый образовательный процесс.
2. Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.
3. Ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников.
4. Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей в реализации проекта.
5. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
6. Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
7. Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).
Календарно-тематический план проекта
Сроки Тема Форма работы
Октябрь
1-я неделя «Знакомство с русской избой» 1. Беседа: «Изба и ее устройство»
2. Д/И «Собери избу»
3. Рассказ «Как избу строили»
2-я неделя «Жилище крестьянской семьи» 1. Беседа: «Домашняя утварь и предметы старинного русского быта»
2. Рассматривание иллюстраций «Старинные предметы домашнего быта (чугунок, ухват, сундук, и т. д.)»
3. Русская народная П/И «Золотые ворота»
3-я неделя «Русская печь» 1. Беседа: «Русская печь»
2. Чтение Русской народной сказки «По щучьему велению»
3. Русская народная П/И «Гуси – лебеди»
4-я неделя «Когда я ем, я глух и нем» 1. НОД «Русская народная кухня»
2. П/Г «Машина каша»
3. Лепка «Горшочки с кашей»
Октябрь Заключительное мероприятие Экскурсия в музей
Ноябрь
1-я неделя «Путешествие по мастерским народных умельцев» 1. НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев
2. Рассматривание иллюстраций по теме
3. П/И «Гори ясно»
2-я неделя «Чудо – чудное, диво –дивное – Золотая Хохлома» 1. НОД «Мы рисуем Хохлому»
2. Выставка работ «Золотая Хохлома»
3. Русская народная П/И «Ручеек»
3-я неделя «Дымковская игрушка» 1. Беседа: «Дымковские игрушки»
2. П/Г «Есть игрушки у меня»
3. ИЗО «Роспись Дымковских игрушек»
4-я неделя «Эти русские матрешки» 1. НОД «Эти русские матрешки»
2. П/Г «Матрешки»
3. Лепка «Матрешка»
Ноябрь Заключительное мероприятие Выставка детских работ «Мы маленькие мастера»
Декабрь
1-я неделя «Как у нас на Руси веселились от души» 1. Беседа: «Русские народные музыкальные инструменты»
2. Слушание русской народной песни «Где был Иванушка»
3. Обыгрывание русской народной песни «Где был Иванушка
2-я неделя «Игры и забавы на Руси» 1. Беседа: «Как у нас на Руси веселились от души»
2. Беседа «Знакомство с потешным фольклором»
3. Разучивание с детьми потешки.
3-я неделя «Без обеда не красна беседа» 1. Беседа: «Гостеприимство на Руси»
2. С/Р игра «Мы ждем гостей»
3. П / И «Ворота»
4-я неделя
«С Новым Годом, со всем родом» 1. Беседа: «Традиции празднования Нового Года»
3. П/Г «Новый год»
4. Аппликация: «Подарок Деду Морозу – снеговички»
Декабрь Заключительное мероприятие «Веселые посиделки у самовара»
Январь
1-я неделя «Святки – Колядки» 1. Беседа: «Пришла Коляда – отворяй ворота»
2. Чтение и разучивание колядок
3. Праздник «Коляда»
2-я неделя «Терпенье и труд – все перетрут»
1. НОД «Как трудились на Руси»
2. Чтение русских народных поговорок и пословиц
3. Д/И «Ремесла на Руси»
3-я неделя «Хлеб – всему голова» 1. Беседа: «Как хлеб на стол пришёл»
2. Рассматривание иллюстраций «Как на Руси выращивали хлеб»
3. Д/И «Разложи в правильном порядке»
4-я неделя «Как рубашка в поле выросла» 1. НОД «Знакомство с предметами быта – прялкой и веретеном»
2. Просмотр презентации «От семечки до рубашки»
3. Рассматривание иллюстраций «Народные костюмы»
Январь Заключительное мероприятие «Народные забавы на Руси»
Февраль
1 – 2-я неделя «Живая старина (путешествие по сказкам)» 1. Беседа: «Русские народные сказки»
2. Просмотр русской народной сказки «Теремок»
3. Чтение русской народной сказки «Жихарка», «Морозко»
4. Д/И «Отгадай сказку»
Февраль Заключительное мероприятие Инсценировка сказки «Теремок»
III этап - заключительный: февраль 2024г.
1. Презентация проекта.
2. Создание мини-музея «Русская изба».
3. Создание макета «Русская изба».
Выводы:
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, нашло отклик в детских сердцах, положительно повлияло на формирование лучших человеческих качеств, способствовало и расширило кругозор детей.
Все полученные знания в процессе реализации проекта будут закрепляться, и расширяться в дальнейшем.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – Санкт – Петербург:Детство – Пресс, 2015г.
2. М. Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста” : Практическое пособие.
Айрис-пресс, 2003.
3. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с
русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. – СПб. : «Детство-Пресс»
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ Детство-Пресс, 2010.
Ресурсы интернета:
1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html
2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html
3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/11/proekt-byt-i-traditsii-russkogo-naroda
5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_russkaia_izba_1