Наталья Мухорина
Проект «Тимур и его команда» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта : «Тимур и его команда» для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта : информационно – творческий, познавательный, игровой.
Сроки реализации: с 14.01.2024 по 8.02.2024г
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Цель: привлечение внимания дошкольников к творчеству детского писателя А. П. Гайдара, произведения которого учат патриотизму, добру, воспитывают чувство долга, смелость
Публикация «Проект „Тимур и его команда“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи проекта :
- познакомить с биографией и произведениями А. П. Гайдара;
- развивать умение размышлять;
- развивать познавательный интерес дошкольников к произведениям детского писателя А. П. Гайдара;
- познакомить ребят с тимуровским движением;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать на примере героев произведений А. П. Гайдара чувство долга, ответственности, патриотизма, интереса к прошлому и настоящему Родины, стремления трудиться на благо ее будущего;
- развивать речь детей, кругозор, любознательность и познавательный интерес;
-Формирование активной родительской позиции;
- повышать педагогическую культуру родителей.
Проблема:
В последнее время снизился интерес к творчеству А. П. Гайдара. А ведь произведения Гайдара способствуют расширению горизонта детских знаний о мире, помогают усвоить образцы поведения, воспитывают чувство патриотизма.
Мы считаем, что чтение произведений А. Гайдара сформирует у детей и родителей желание больше узнать о творчестве.
Актуальность:
"От того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что вложат в разум и сердце – от этого будет завесить, каким человеком станет сегодняшний малыш"
В. А. Сухомлинский.
Любой человек начинается с чувств и личных переживаний, то моральное воспитание маленького человека должно начинаться с пробуждения доброго чувства к окружающим, сопереживания. Опыт таких переживаний ребенок получает из окружающей действительности. Если ребенок получит такой опыт общения, то скоро научится вникать в жизнь и дела других людей, научится слушать и выслушивать, поспешить на помощь. Но нередко в современной действительности дети не видят подобные примеры и не приобретают опыта гуманного отношения к окружающим людям, природе. Произведения А. П. Гайдара помогут проследить, как пробуждаются и проявляются человеческие чувства. Язык повестей и рассказов Аркадия Петровича, их сюжеты по-прежнему остаются хорошим материалом для развития детей. Гайдар воспитывал ребят в любви к Родине, с пониманием, что такое честь, достоинство, человеческое уважение. Эти возможности во многом созвучны современному вектору образования и воспитания. Через яркие динамичные сюжеты Гайдар умело выстроил со своим читателем доверительные отношения. И этого доверия с лихвой хватило на несколько поколений. Яркий пример тому – многомиллионное движение «тимуровцев», возрождающееся с периодичностью в разных уголках России (и в новом формате набирающее популярность в наши дни, так до сих пор и не меняет своей сути, какими терминами его не обозначали: учитесь делать добрые дела. Мы считаем, что чтение произведений А. Гайдара сформирует у детей и родителей желание больше узнать о творчестве и вызовет чувство гордости
Произведения А. П. Гайдара, оказывающие воспитательное воздействие на читателей разных возрастных категорий, отличающиеся глубоким проникновением в особенности речевого общения с ребенком, в настоящее время незаслуженно забыты: исключены из образовательных программ дошкольного и школьного образования за немногим исключением. Но жизнь подтверждает важность сделанных Гайдаром «открытий» :
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с биографией и творчеством А. П. Гайдара.
2. Повысится интерес к чтению.
3. Дошкольники узнают о важном значении чтения произведений Гайдара в жизни человека.
4. Происходит взаимосвязь с родителями.
План мероприятий для реализации направлений деятельности.
№ Мероприятия Дата проведения Ответствен
ные
1 Подготовительный этап
1
2
3
4
5 постановка цели и задач,
определение этапов работы;
подбор форм и методов работы,
обогащение предметно развивающей среды, оформление книжного уголка,
подбор библиотеки и наглядно – дидактических пособий для демонстрации произведений автора;
Оформить консультационный материал по темам: «Все о А. Гайдаре», «Читаем детям рассказы А. Гайдара
Чтение художественной литературы:
Военная тайна: Повесть
Голубая чашка: Рассказ
Тимур и его команда : Повесть. Беседа «Тимуровское движение».
Воспитатели и родители
2 Основной этап
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.
Познавательное развитие.
Знакомство с жизнью и творчеством А. П. Гайдара.
Задачи: познакомить детей с биографией и творчеством А. П. Гайдара. Развивать любовь к книгам Гайдара. Воспитывать на примерах героев книг писателя доброту, мужество, патриотизм.
«Тимуровское движение». Прогулка. Расчистка снега. Помощь дворнику.
Беседа «Тимуровское движение».
Задачи: донести до ребят понятие и образ «тимуровца», способствовать развитию гайдаровских традиций. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности; возрождение лучших отечественных традиций благотворительности; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся и их заботе.
Просмотр фильма «Горячий камень».
ООД Развитие речи. Чтение рассказа с фантазированием предполагаемой концовки «Поход» А. П. Гайдара.
Пальчиковая гимнастика «Гайдар шагает впереди»,
ООД Лепка «Голубая чашка».
Ситуативный разговор «Где добрые люди- там беды не будет». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Чтение и обсуждение произведения «Горячий камень».
Задачи: познакомить детей с творчеством А. П. Гайдара на примере сказки «Горячий камень». Учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека». Развивать в детях умение высказывать своё мнение. Содействовать воспитанию добрых и светлых чувств на примере героев произведения.
«Тимуровское движение». Помощь в одевании малышей.
Беседа «Вчера тимуровцы сегодня волонтеры?
Цель: формирование у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни людей.
«Тимуровское движение» Покормить птиц.
Предложить воспитанникам раскраски по произведению А. П. Гайдара «Голубая чашка». Побуждать к самостоятельному выбору средств изображения.
Беседа на тему «Не играй с огнем!».
Объяснить детям опасность игры с огнем, рассказать о правилах поведения в случае возникновения пожара. Чтение отрывка из рассказа А. П. Гайдара «Дым в лесу». На примере художественного произведения показать детям, как опасен огонь.
Физминутка "Пожарная машина".
«Тимуровское движение»
Трудовой десант
Шефская помощь ДОУ, детям младших групп, сверстникам. Помощь в благоустройстве детских площадках.
Подвижные игры
«Огненный Дракон» «Вода и огонь» «Птички в беде» «Кто быстрее потушит пожар».
Просмотр мультфильма «Совесть»
Заключительное мероприятие
Интерактивная игра по произведению А. П. Гайдара Чук и Гек (презентация)
«Тимуровское движение» «Мир вокруг нас»
• Акция милосердия «Сумка дружбы» (сбор вещей, помощь нуждающимся); Понедельник
Утро
Вечер
Вторник
Утро
Вечер
Среда
Утро
Вечер
Четверг
Утро
Вечер
Пятница
Утро
Вечер
Воспитатели
1
2
3
Взаимодействие с родителями:
1. Знакомство с проектом
2. Домашнее чтение с детьми рассказов А. Гайдара.
3. Совместное творчество «Герои Гайдара глазами детей».
4. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами А. Гайдара.
5. Фотографии «Учимся делать добрые дела».
Воспитатели родители
3 этап результат проекта
1
2
3
4 Консультация для родителей
Выставка рисунков по творчеству А. Гайдара
Презентация Интерактивная игра по произведению А. П. Гайдара Чук и Гек
Организация «тимуровского движения». «Учимся делать добрые дела».
Презентация проекта
Воспитатели библиотекарь
Результат
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского писателя А. Гайдара, его детскими годами, познакомились с новыми основными произведениями писателя. С интересом прочитали рассказ «Поход» и придумывали концовку рассказа. Интересно прошла презентация детской викторины по рассказам Гайдара. Каждое новое поколение ребят читает книги А. П. Гайдара и учится у героев его книг доброте и мужеству. Говоря сегодня о Гайдаре, мы отмечаем подвиг писателя и солдата, подвиг великого гражданина нашей страны, который завещал нам крепко любить и беречь Родину.
Литература:
Алексеев С. Вслед за Гайдаром / С. Алексеев // Дет. лит. - 1977.
Алексеев С. Заветы Гайдара / С. Алексеев // Дет. лит. - 1974.
Арзамасцева И. О Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Дет. лит. - 1997.
Валиахметова Н. Р. А. П. Гайдар и современность / Н. Р. Валиахметова // Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: Сб. ст. - Арзамас, 2001.
Гайдар А. Собр. соч. : В 4 т. : Т. 4. — М. : Дет. лит., 1982.
Паустовский К. Г. О А. П. Гайдаре // Паустовский К. Г. Золотая роза: Повести. - М., 1987.
Шацкий Е. Аркадий Гайдар и современность / Е. Шацкий // Дет. лит. - 1999.
Интернет источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдар,_Аркадий_Петрович