Прокопьева Ирина
Проект «Территория развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы
детский сад №12 г. Черемхово
проект педагогический, долгосрочный
Паспорт Наименование Детский сад – территория развития личности ребенка
основания для разработки- ФГОС ДОО. Методические рекомендации ФИРО «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация «Проект „Территория развития личности“» размещена в разделах
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Цель проекта Организация рппс в группе, способствующей полноценному развитию детей с учетом потребностей интересов, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и оп дошкольного образования. Задачи проекта Изучить и внедрить на практике особенности и принципы организации пп, игровой среды, отвечающих требованиям ФГОС ДО и ФИРО для успешного развития дошкольников, в соответствии с оп.
Создать модель ппс среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Приобрести методические, наглядные пособия, игровой материал для игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, изобразительной, трудовой, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности).Разработать серии логических, развивающих игр, обучающих презентаций по познавательной, коммуникативной, конструктивной деятельности для самостоятельного обучения на интерактивной доске.
Структура проекта • Аналитическое обоснование проекта
• Цели и задачи проекта.
• Ресурсное обеспечение
• Концепция решения проблемы.
• Анализ возможных рисков и способы их преодоления.
• Распределение обязанностей в команде.
• Этапы реализации.
• Ожидаемые результаты.
Критерии оценки результата. Механизм реализации проекта
Проект реализуется через: организацию воспитательно-образовательного процесса;
психолого-педагогическое сопровождение;
активные формы взаимодействия с семьёй;
преобразование развивающей ппс.
Сроки и этапы реализации 1 Организационно-подготовительный. январь 2015- март 2015
2 Основной май 2015 года – май 2018 года
3 Обобщающий июнь - август 2018 года
Назначение проекта Проект необходим для правильно организованной ппс, отвечающей необходимым требованиям всех видов детской деятельности.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта рппс соответствует требованиям ФГОС ДО.
Реализация проекта создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребностям ближайшего и перспективного творческого, физического и интеллектуального развития ребенка.
Самостоятельное ориентирование в пространстве группы, разделенной на центры детской деятельности, поможет воспитанникам легко адаптироваться к школе.
Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляют воспитатели
Аналитическое обоснование проекта
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы
Основными требованиями ФГОС ДО в организации рппс, является безопасность и психологическая комфортность детей в группе. ППС группы должна соответствовать возрастным особенностям, разделена между собой центрами с учетом всех видов деятельности, доступностью, материалами для самостоятельной деятельности, безопасностью мебели, трансформируемостью, мобильностью.
Имеющаяся РППС выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В ДОУ в созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. В группах выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторым принципам построения предметно-пространственной среды. Это:
1. Уголок ролевых игр, Книжный уголок. Зона для настольно-печатных игр
4. Выставочный уголок Уголок природы Спортивный уголок. Уголок для игр с песком
8. Игровой уголок (с игрушками)
9. Уголки для разных видов самостоятельной деятельности: конструктивной, изобразительной, музыкальной и театрализованной
10. Игровой центр с крупными мягкими конструкторами (блоки, домики, тоннели).
Пространство в группах оборудовано в соответствии с психолого-педагогическими, эстетическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
Воспитатели групп, создавая ппс, решают задачу предоставления детям больше возможностей для разнообразных видов детской деятельности, проявления их активности, инициативности и самостоятельности.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования был проведён мониторинг состояния ппс.
В процессе анализа выявлено проблемное поле:
- прс частично соответствует ФГОС ДО;
- не все принципы построения рс. реализованы в группе (не выдержаны принципы трансформируемости, вариативности, насыщенности);
-в пространстве групп не выдерживается соотношение: сектор двигательной активности 50%, спокойной 30%, рабочий сектор 20%;
- рппс не соответствует индивидуальным особенностям развития ребенка;
- при реализации ОП ДО недостаточно используется образовательный потенциал пространства (организации, группы, территории);
- недостаточно внимания уделяется психологическому и эмоциональному благополучию ребенка;
-отсутствие достаточного количества материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности;
- недостаток аппаратного оборудования.
Обозначены проблемы: в группе старшего дошкольного возраста создана рппс, которая частично соответствует полноценному развитию детей по всем образовательным областям и отвечает требованиям ФГОС ДО
Следовательно, рппс в группе не дает полноценного индивидуального развития детей. Отсюда возникло желание развить, дополнить, разнообразить, оснастить уже существующую ппс, сделать более эффективной.
Идея проекта в том, что каждый компонент рппс должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность, через объекты, средства, цели и способы предметной среды. Создать на базе существующего центра по изобразительной деятельности «Центр искусства» самостоятельного творчества, в котором дети по обозначенным схемам, мнемо- таблицам займутся оригами, аппликацией в нетрадиционной форме, ручным трудом, работой с природным материалом, что поможет сформировать усидчивость, логическое мышление, любовь к труду, внимательность, аккуратность, разовьет творческие способности. Внедрить икт технологии и оборудование для полноценного развития дошкольников во всех видах детской деятельности и по всем образовательным областям. В центре искусства дети знакомятся с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством. Воспитанники учатся осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение. У детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному размышлению, творчество
1. Изучить и внедрить на практике особенности и принципы организации предметно-пространственной, игровой среды, отвечающих требованиям ФГОС ДО и ФИРО для успешного развития дошкольников, в соответствии с образовательной программой ДО.
2 Создать модель ппс среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
3 Приобрести методические, наглядные пособия, игровой материал для игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, изобразительной, трудовой, чтения художественной литературы, конструктивной деятельности).
4 Разработать серии логических, развивающих игр, обучающих презентаций по познавательной, коммуникативной, конструктивной деятельности для самостоятельного обучения на интерактивной доске.
Обоснованность:
рппс должна соответствовать принципам построения предметной среды:
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
2. Принцип гибкого зонирования. Пространство должно быть таким, чтобы не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой. экспериментальной). Для этого используют разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.
3. Принцип уважения мнения ребенка. Развивающая среда групп комфортна, эстетична, содержательна, удобно расставлено оборудование, учитывать склонности, способности ребенка. Важно также спросить у самого ребенка об увлечениях и вносить в обстановку те игры (игрушки, материалы, которые доставят малышу радость и удовольствие.
4. Принцип опережающего характера. Воспитатель подбирает те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но, кроме них, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.
5. Принцип стабильности - динамичности. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому рс не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого в проекте среды должна быть заложена возможность ее изменений. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.
6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первым условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта. Общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
7. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах, знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т. д.
8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.
9. Принцип открытости-закрытости среды. РППС должна изменяться, корректироваться, развиваться, т. е. должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
10. Открытость Природе – проявляется во взаимопроникновении с природным окружением.
11. Открытость Культуре – выражается в приобщении к отдельным ее сферам – изобразительному искусству, предметам декоративно-прикладного искусства, фольклору, особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней.
12. Открытость своего «Я» – выражается в формировании собственного внутреннего мира и способности поделиться им с другими, пополнять его через общение с окружающими, что способствует развитию толерантной личности.
13. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и мочат, чувствуют и переживают. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.
Условия организации проекта:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды,обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по обогащению предметно-пространственной среды.
Участники проекта:
Участниками проекта являются воспитатели, дети и их родители.
Практическая значимость:
Предлагаемая нами организация развивающей предметно-пространственной среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, трудовая, чтение художественной литературы, конструирование.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы дошкольного образования
Модель развития предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна состоять:
50% двигательной зона
30% учебная зона
20% спокойная зона
Старшая группа укомплектована всей мебелью в соответствии с САНПИНом.
Группа разделена на центры:
центр конструирования, больше для мальчиков -
игровой: уголок с. р. и. для де вочек -
центр познавательного обучения и развития-
театральный
изобразительный
книжный
познавательно- исследовательский
спортивный
Ресурсное обеспечение проекта:
Ресурсы Наличие Способ получения ресурса
1. Материально-техническое обеспечение проекта Нормативно- правовые документы по развитию и оснащению предметно-пространственной среды
Игровой, наглядно- информационный, методический, раздаточный, материал, икт технологии
Работа с сайтами ФИРО; Использование Интернет ресурсов
Изготовление, приобретение, разработка развивающего материала, оборудования педагогами и родителями.
2. Трудовые ресурсы 1. Воспитатель
2. Младший воспитатель
3. Родители Консультации Самообразование
3. Информационные ресурсы Имеется выход в Интернет, доступ к образовательным ресурсам, размещенным в федеральных, региональных банках данных.
Стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта.
Официальный сайт МДОУ.
ЭОР, сайты ДОУ, электронная почта.
Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Планируемый риск Возможный способ преодоления
Отсутствия заинтересованности родителей по организации предметно-пространственной среды Проведение мастер-классов, консультаций
открытых мероприятий
Отсутствие оборудования для организации предметно-пространственной среды. Положительная мотивация на конечный результат
Не аккуратное использование детьми Беседы о бережном обращении с игровым развивающим материалом
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный (март 2015 года - май 2015 года)
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния предметно-пространственной среды:
• изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
1.2. Постановка цели проекта, определение задач.
1.3. Разработка плана развития предметно-пространственной среды.
2 этап. Основной (май 2015 года – май 2018 года)
Содержание этапа:
2.1 Реализация плана развития предметно-пространственной среды
3 этап. Обобщающий (июнь 2018 года - август 2018 года)
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации плана по всем направлениям.
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта по развитию предметно пространственной среды
3.3. Определение путей совершенствования развития предметно-пространственной среды.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО.
2. Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
2. Создание творческой атмосферы в работе педагогов и детей.
3. Свободное ориентирование в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни
8. Критерии оценки результата.
Критерии Показатели
1. Методическое сопровождение, способствующее развитию предметно-пространственной среды Выполнен и проанализирован план развития ППС
2. Повышение профессиональной компетентности педагога по организации предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Освоение педагогом новых подходов в оснащении ППС
3. Обмен опытом, обсуждение проблем и поиску их решения Участие в методических мероприятиях различного уровня
4. Освоение системы требований к содержанию предметно-пространственной среды РППСсоответствует требованиям нормативно-правовых документов
5. Информационная, методическая, технологическая готовность педагогов по развитию ППС
Создание педагогами проектов, планов оснащения предметно-пространственной среды в групповых помещениях
Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться по развитию ППС
6. Мотивационно - профессиональная компетентности педагогов Активность участия в различных направлениях работы по развитию ППС
Приложение План развития РППС МДОУ №12 г. Черемхово
Содержание работы Сроки Ответственный Планируемый результат
2015г
1 Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
Постановка цели проекта, определение задач.
Разработка плана развития предметно-пространственной среды. май Воспитатели оценка соответствия состояния развивающей предметно-пространственной среды требованиям действующих нормативных документов.
2 Заполнение паспорта предметно-пространственной среды в групповых помещениях март воспитатели, специалисты Систематизация оборудования и материалов
6 Оформление приемной март воспитатели, Наглядная информация «Весна» консультации «Положи твое сердце у чтения»
7 «Огород на окне»- посев семян,
апрель воспитатели наблюдение за ростом растений
Оформление прогулочного участка май Воспитатели, мл. воспитатель Покраска оборудования, рассаживание цветов
8 Пополнение предметно-пространственной среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований в течении года воспитатели Созданное пространство, удовлетворяет потребностям развития каждого ребенка
9 Оформление приемной к летнему оздоровительному сезону Май, июнь воспитатели Наглядно- информационная консультация для родителей соответствует требованиям САНПИН, побуждает к оздоровлению детей в летний период
9 Участие в конкурсе на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Здравствуй, лето!». июнь воспитатели Улучшение предметно-пространственной среды детского сада
10 Оформление, пополнение необходимым материалом в соответствии с ФГОС ДОО к новому учебно- воспитательному году сентябрь Воспитатели,родители пополнение познавательного центра в соответствии с возрастными особенностями и общеобразовательной программой.
Подборка дидактических, настольно-печатных игр, счетного материала и обучающей литературы, оснащение книжного уголка
11 Оснащения центра изобразительного искусства Октябрь- ноябрь Воспитатели, родители Подобран материал для самостоятельного развития творческих способностей детей. Оформление иллюстрациями известных живописцев, разработаны мнемо- таблицы.
12 Пополнение ППС игрового пространства группы, с учетом предъявляемых требований Сентябрь- декабрь Воспитатели, родители Прилобретение мини- модулей для СРИ
Подбор литературы в книжный уголок, создание иллюстрированной книги с краткой биографии детских писателей
12 Участие в конкурсе на лучшее оформление групп и прогулочных площадок к Новогодним праздникам «Зимние фантазии». декабрь воспитатели Улучшение ППС группы, прогулочного участка к Новогоднему празднику
2016г.
13 Пополнение ППС по всем центрам группы, в течение года воспитатели Создание уголка с различными видами конструктора, уголка уединения с ширмами- передвижками, создание мини- музея «Русская изба»
оформление наглядно- информационного уголка для родителей
пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и Подборка детской литературы, дидактических, настольно-печатных игр.
2016г
5 Мастер-класс для родителей «РППС как стимул речевого развития». май воспитатели Повышение уровня участия семей воспитанников в мероприятиях ДОУ
6 Конкурс на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Летний калейдоскоп» июнь воспитатели Улучшение предметно-пространственной среды детского сада
7 Конкурс на лучшее оформление групп и прогулочных площадок к Новогодним праздникам «Зимушка хрустальная». декабрь воспитатели Улучшение предметно-пространственной среды детского сада
8 Пополнение ппс по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований в течение года воспитатели пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и Подборка детской литературы, дидактических, настольно-печатных игр, счетного материала
9 Тематический контроль по организации предметно-пространственной среды. два раза в год Воспитатели, родители, дети Повышение уровня и участия родителей, детей, педагогов
2017г
3Мастер-класс для родителей «Рппс как стимул познавательного развития». май воспитатели Повышение уровня участия семей воспитанников в мероприятиях ДОУ 4Конкурс на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Радуга лета! июнь воспитатели Улучшение ППС детского сада
5Конкурс на лучшее оформление групп и прогулочных площадок к Новогодним праздникам «Зимняя сказка». декабрь воспитатели Улучшение предметно-пространственной среды детского сада к новогодним праздникам
7 Участие в конкурсе на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Здравствуй лето» два раза в год воспитатели Подготовка к летнему оздоровительному сезону
Пополнение ппс по всем центрам группы, с учетом требований В течение года воспитатели Создание уголка уединения: ширмы,
Информационная оформление родительского уголка
Расширение и пополнение учебной зоны в соответствии с возрастом и программой. Подборка детской литературы, дидактических, настольно-печатных игр, счетного материала и методической литературы. Оформление группы «Осень»
«Огород на окне апрель воспитатели наблюдение за ростом растений, уход, полив
2018г
1 Пополнение ппс по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований в течение года воспитатели Созданное пространство, удовлетворяет потребностям развития ребенка.
Создание уголка ряжения, пополнение центра исследовательской деятельности
2 Консультации на темы: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения».
февраль зам. заведующего по ВМР Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов
3 Мастер-класс для родителей «РППС как стимул коммуникативного развития».
май воспитатели Повышение уровня участия семей воспитанников в мероприятиях ДОУ
4 Конкурс на лучшую подготовку к летнему оздоровительному периоду «Летние фантазии!».
июнь воспитатели Улучшение ППС детского сада, оснащение выносным материалом, оформление участка персонажами
5 Конкурс на лучшее оформление групп и прогулочных площадок к Новогодним праздникам «Здравствуй, Новый год!». декабрь воспитатели Улучшение рппс детского сада