Эльмира Хасанова
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Огород на окне
Сюжет: Огородные фантазии для Колобка.
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад. "
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов основная задача взрослого состоит в том, чтобы помощь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : февраль, март (краткосрочный)
Продукты проекта : диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фотоматериалы.
Проблема: Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук. Они узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы.
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- Активизировать речь и обогащать словарь детей;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Методы исследования: анкетирование, диагностическое наблюдение, моделирование.
Организация деятельности:
I этап - подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе.
3. Сбор информационного материала о растениях.
4. Разработка комплексно – тематического плана работы.
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» с привлечением родителей.
II этап – познавательно - исследовательский
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений:
-подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.
-дизайнерское оформление.
-наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем
3. Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.
III этап – Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
До начала проектной деятельности провели с детьми диагностику для выявления знаний у детей о растениях, за основу критерии взяли следующие задания
1. Проявляет ли ребенок интерес к растениям.
2. Знает и называет несколько растений.
3. Различает и называет строение растений.
4. Имеет представления об условиях роста.
Данная диагностика дала следующие результаты:
Низкий уровень: у 9 детей- это 43% (Гульназ, Руслан, Эмиль, Виктория, Лаура, Вероника, Азалия, Вадим, Дарина) они не проявляли интерес к растениям, не знали название многих растений, не знали особенности строения об условиях их роста.
Средний уровень : у 11 детей- это 52% (Данис, Эдгар, Анастасия, Эльвина, Алена, Гульнара, Ирина, Егор, Рамиль, Вильдан, Лилия) эти дети проявляют неустойчивый интерес к растениям, иногда испытывают затруднения в определении названий растений, а так же их части, не всегда проявляют желание и интерес по уходу за ними.
Высокий уровень :У одного ребенка- 5 % (Дины) Она проявляет интерес к исследовательской деятельности. Узнает и называет 2-3 растения, их части. Проявляет желание ухаживать за растениями.
Работа с родителями:
• Сбор бросового материала для оформления огорода на окне.
• Участие в оформлении и дизайне огорода на окне
• Помощь в уходе за огородом на окне
• Беседы, консультации
Практическая часть
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно –образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.
Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего общества детей, воспитателей и родителей.
Наш проект проходил в 3 этапа :
1 ЭТАП – подготовительный (2 недели).
На подоконнике детского сада группы №4 мы разбили грядки. Во время подготовки проекта проводилась работа с родителями:
Родители нам помогли в дизайнерском оформлении. С помощью родителей собрали коллекцию семян. Заготовили контейнеры и почву для посадки.
Вместе с детьми придумали сюжет к проекту. Героями нашего проекта стали персонажи сказки колобок. Только мы с детьми придумали к сказке другой конец. Лиса не съела колобка, а звери все подружились и стали жить вместе. А наш колобок стал хозяином огорода и решил угостить всех витаминами. А мы с детьми решили ему помочь.
2 ЭТАП – исследовательский (2 недель).
Перед началом проекта была проведена предварительная работа: С детьми проводили беседу о том, как выращивают овощи на огороде и дома, читали стихотворений о луке, заучивали пословицы и поговорки, разгадывали загадки; рассматривали иллюстрации, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).После проведения познавательного занятия сделали зарисовки о росте и развития растений
.Вместе с детьми в готовые контейнеры посадили луковицы и поливали после посадки. В течение двух недель мы ухаживали за луком, рыхлили землю, поливали по мере необходимости, опрыскивали.
Дети наблюдали за ростом лука, проводили эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Результаты экспериментов фиксировали в дневнике наблюдений. Рисовали и оформили выставку рисунков, лепили овощи, Провели игру «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами.
- «Угадай название овоща на ощупь».
Выращенный лук был подан к обеду.
• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста лука:
Луку, как и любому растению, нужны :— свет;— тепло;— воздух;— вода;
— Человек
Конечная диагностика:
После проведенной исследовательской деятельности у детей значительно вырос интерес к познанию растительного мира. Дети стали различать растения (Данис, Эльвина,Гульнара, Ирина) принесли зарисовки растений.
Эдгар,Анастасия, Азалия, Вадим, Дарина) Различают и называют строение растений. Их познавательный интерес вырос от низкого до среднего уровня.
Вывод:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Четко и грамотно спланированная работа и взаимодействие с семьей способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследования.
В проекте были интегрированы все образовательные области:
1. Направление физическое развитие: физическое развитие и здоровье;
Формировали представлений о здоровом образе жизни (лук является витамином и борется с различными микробами) Развивали двигательную активность (полив, взрыхление земли, опрыскивание)
2. Социально-личностное направление: безопасность, социализация, труд;
Социализация : Развивали умение действовать по группам, формировали умения договариваться, планировать и обсуждать полученные результаты.
Воспитывали доброжелательность, воспитывали дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься самостоятельно выбранным делом. Труд – воспитывали трудолюбие, наблюдательность, бережного отношения к окружающей природе.
3. Художественно-эстетическое направление: музыка, творчество;
Совершенствовали умение изображать предметы по памяти с натуры. Развитие наблюдательности, способности замечать характерные предметы и передавать их средствами рисунка (рисовали лук, лепили,Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности. (проводили познавательное занятие «Овощи из нашего огорода»)
4. Познавательно-речевое: познание, коммуникация, чтение художественной литературы.
Развитие обаяния, осязания, вкуса. Закрепляли умение выделять в процессе восприятия нескольких предметов, сравнивали предметы по форме,
величине. Формировать умения устанавливать связи между состоянием растения в комнатных условиях и в окружающей среде.
Таблица по выявлению уровня знаний детей
ФИО Проявляет интерес к растениям
Знает и называет несколько растений Различает и называет строение растений Представляет об условиях роста растений
февраль март февраль март февраль март февраль март
Н С С В Н С Н С
С В Н С С В Н С
Н С Н С Н С Н С
С В С В С В С В
С В С В С В С В
В В В В В В В В
Н С Н С Н С С В
С В С В Н В С В
Н С Н С С С Н С
С В С В С В С В
Н С Н С Н С Н С
Н С Н С Н С Н С
С В С В С В С В
С В С В С В С В
Н С Н С Н С Н С
С В С В С В С В
С В С В С В С В
С В С В С В С В
С В С В С В С В
Н С Н С Н С Н С
Н С Н С Н С Н С
Средний уровень: составляет- 9 детей- 43%
Высокий уровень: значительно увеличился и составляет – 12 детей-57%
Низкий уровень: отсутствует.