Оксана Шутова
Проект «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему: «Народное творчество
в музыкальном воспитании старших дошкольников»
Актуальность
Публикация «Проект „Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Народное творчество
в музыкальном воспитании дошкольников»
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний музыкального фольклора, народного танца. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором, танцем.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Тип проекта:
По продолжительности: долгосрочный.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Итоговое фольклорное развлечение «Праздник русского платка».
Материально- технические ресурсы:
• музыкальный зал для занятий с детьми;
• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;
• проектор
• экран
• технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
• наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;
• зал для проведения праздников;
• национальные костюмы.
• атрибуты для танцев
Методическое обеспечение:
• дидактический и материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
• Разработанные сценарии игр и праздников.
• Картотека игр
• Литература
• Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
Готовность воспринимать натронную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в ни чувства и настроения.
Сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них;
План мероприятий с детьми
Сентябрь Хоровод: «Во дворе то калина», «Ходила младешенька по борочку»
Разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся» Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями. Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов
Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
Октябрь Танец с ложками «Ай, да берёзка»Танец «Кадриль»
Разучивание оркестра «Во дворе то калина» Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.
Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
Ноябрь
Игра: «Ульи и пчёлы»
Песня «Как у наших у ворот»
Знакомство детей с народными играми; Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».
Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.
Декабрь Песня «Как на тоненький ледок»
Разучивание танца «Валенки» Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.
развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.
освоить в процессе разучивания танцевальные движения для выразительного исполнения русского народного танца и создания музыкального образа.
Январь Развлечение «Рождество»
1 занятие:
Рассказ о рождественских песнях и колядках.
2 занятие:
Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.
Пение колядки
Проведение русских народных игр. Бабка Ёжка»
«Прялица» Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа. Знакомство с народными играми.
Февраль
Фольклорный праздник Частушки о валенках.
Танец «Сударушка»
Фольклорный праздник «Масленица»
Проведение русских народных игр. «Горшки» и Гори, Гори ясно»
Знакомство детей с масленичными песнями. Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.
Отработать шаг, характерный для народного танца.
познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;
Знакомство с русскими играми. Знакомство с песнями которые пели в масляничные дни.
Март Развлечение «Алексей с гор потоки» Рассказ о народном празднике.
Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»
Русская народная песня «как зима с весною
Разучивание колыбельной «Спи-ка, усни,
дитя,Ванюшенька… Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми. Учить детей петь, передавая характер народной песни.
Знакомсво с народной песней
Знакомство с колыбельными, Учить детей
сочинять свои колыбельные песни.
Апрель Развлечение «Вербное воскресенье». Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.
Проведение русских народных игр:
Верба -вербочка,
«Заря –заряница»
Разучивание заклички
1. «Весна-красна»
2. «Жаворонушки, Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми, атрибутами.
Продолжить знакомство детей с народными играми, развивать ловкость, быстроту.
1. Закреплять знания детей об
Особенностях закличек.
2. Учить детей при-думывать короткие
заклички (обращениек дождю, солнцу).
Май
Итоговое развлечение Русская народная песня «Как за нашим, за двором»
Частушки.
Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»
«Праздник русского платка» Продолжать учить петь песню напевно, в умеренном темпе.
Учить детей чисто интонировать скачки мелодии. Продолжать учить петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу. Развивать творческие способности детей.
План мероприятий для родителей и педагогов.
Сентябрь: Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Октябрь Музыкальный
руководитель
Конкурс знатоков народной музыки
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей
Консультация для родителей «Как можно познакомить детей с русским народным творчеством».
Декабрь
Консультация для родителей и воспитателей ««Знакомство дошкольников с русской народной песней».
Январь
Семинар- практикум для педагогов
«Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»
[/i] Апрель
Мониторинг творческих способностей,
Май
Итоговое мероприятие: «Праздник русского платка»
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс
• согласование проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта с администрацией детского сада;
Материально- технический ресурс
• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный ресурс:
• подбор методической и познавательной литературы по теме;
Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.
Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.
Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)
Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.
Список литературы
1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\
2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. М. :, Владос,1999
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988
4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М. :Просвещение,1985-160с. ,нот
5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002
10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.
17. Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)