Виктория Аристова
Проект «Технология приготовления осетинского сыра»
Технология приготовления осетинского сыра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 176 «Маленькая страна»
Воспитатель Аристова Виктория Васильевна
Владикавказ
Актуальность: Дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с традициями и кухней осетинского народа. Одним из основных традиционных блюд являются пироги. Главным ингредиентом которых считается осетинский сыр. В ходе опроса в подготовительной группе б воспитанники проявили низкий уровень знаний в этом вопросе. В связи с этим было решено, узнать и рассказать детям о традициях и кухни осетинского народа, а также вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность.
Публикация «Проект „Технология приготовления осетинского сыра“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к осетинскому народу и к его традициям и обычаям. 2. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов. 3. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
4. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
5. Закрепить правила безопасности при проведении экспериментов. 6. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместно опытно - экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат: расширение знаний о традициях и обычаях, кухни осетинского народа. Сплочение детского коллектива. Проявлять интерес к самобытной культуре народов Осетии. Отвлечь детей от телевизора и компьютера. Привить интерес к изделиям своими руками и к кулинарии в частности. Дать знания о способах изготовления продуктов. Социализация путем работы в коллективе.
Результаты проекта : Совместное изготовление национальных продуктов и знакомство с осетинскими обычаями, позволило воспитать в детях любовь к собственной культуре и традициям, расширило их кругозор, воспитало в них патриотизм и желание работать в группе.
Выполнение проекта
Раздел программы Формы и методы работы
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Бинонта», «Дукани».
Дидактическая игра «Что бывает молочное?». «Чепена»
Познавательная деятельность Беседа «Увлекательное путешествие в мир сыра» (история происхождения сыра, экскурсия на кухню, опытно-экспериментальная деятельность «Технология приготовления осетинского сыра в домашних условиях»
Развитие речи Составление творческих рассказов, сказок,
Ознакомление с художественной литературой Чтение сказок Г. Дзагурти «Медведь, волк и лиса», «Баран и заяц»,чтение рассказа Б. В. Заходер «Дырки в сыре», чтение стихов, загадок и пословиц, заучивание стихотворения «Моя Осетия»
Театрализованная деятельность Инсценировка стихотворения «Молочные продукты».
Рисование осетинский флаг.
Продуктивная деятельность Изготовление осетинского сыра.
Музыка Слушание осетинских мелодий, пение песен «Н уарзонИрыстон» Караева И. Н., «Владикавказ» Чибирова Д. Л,
Работа с родителями. Беседа с родителями о важности этой проблемы. Показ презентации «Как изготавливают осетинский сыр?», изготовление масок для театролизовоной деятельности с помощью родителей, чаепитие с родителями.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе.
(Познавательное развитие)
«Мой край - родная Осетия»
Цели: уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике Республике Северная Осетия Алания, о животном мире родного края ; развивать познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе; воспитывать у детей уважительное отношение к символике, любовь к родному краю, к её природе.
Оборудование и материалы: Демонстрационный: карта республики Северная Осетия Алания, изображения гербов России, республики Северная Осетия Алания, республики Чечни,флаг республики Северная Осетия Алания, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Владикавказ. Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах республики Северная Осетия Алания, занятия по ознакомлению с государственной символикой республики Северная Осетия Алания, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном мире родного края, заучивание стихов о Родине. Подготовка воспитателя: подбор стихов о Родине, иллюстраций с изображениями достопримечательностей родного города.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. - Дети, скажите мне, пожалуйста, что такое Родина и как называется страна,в которой мы с вами живём? (ответы детей) - В нашей стране много республик, городов, рек, лесов, полей. Всё это - наша большая Родина и мы гордимся нашей Родиной. (воспитатель читает стихотворение Н. Забила «Наша Родина») Как велика моя земля, Как широки просторы! Озёра, реки и поля, Леса и степь и горы. Раскинулась моя страна, от севера до юга: Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша республика? - Она у нас такая большая, что мы не можем окинуть её одним взором и объездить из одного конца в другой. Но где мы можем увидеть сразу её границы и реки, и леса, и города? (на карте) Давайте рассмотрим карту республики Северная Осетия Алания и найдем её границы. Вот какая наша республика большая. Воспитатель: Как называется наша малая Родина? - А наша большая Родина? -Сейчас послушайте стихотворение Каболовой Л. И. «Моя Осетия»
Я живу в родном краю, Где шумит наш Терек И где горы достают До всех звёзд на свете. А была бы у меня Бусина желаний. Для Осетии моей. Вот мои мечтанья. Я хочу, чтобы всегда Небо голубело, Чтобы солнце над землёй Радостно блестело. Чтобы птицы в небесах Звонко песни пели, На альпийских же лугах Шмелики гудели. Чтобы яркая трава Пышно зеленела. И повсюду чтоб листва Нежно шелестела. В нашем парке по воде Лебеди чтоб плыли, А над ними в вышине Журавлики летели. А ещё бы я покрасил Бусину желаний, Чтобы все люди в мире жили. И не тосковали. Чтобы радуга большая Небо украшала. И все семьи на земле Собою накрывала Я хочу, чтобы повсюду. Раздавался детский смех, Во вселенной чтоб так было, Навсегда для всех.
Воспитатель: - Как называется наш город? - Город, в котором мы живём называется Владикавказ. У каждого из нас есть тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. -Чем вам нравится наш город? (ответы детей) Воспитатель: Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый. (Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей.) - Ребята, давайте погуляем по городу. Проводится разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы по городу шагаем (идут по кругу) То, что видим, называем (образуют пары) светофоры и машины, (поворачивают голову вправо) ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево) скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой, затем правой рукой) И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают) Воспитатель: - Найдите среди этих гербов герб республики Северная Осетия Алания. (воспитатель на доске размещает гербы России, республики Северной Осетии Алании, Чечни.) - В верхней части щита на фоне голубого неба белеет вершина горы Казбек и протянулась линия Черных гор, напоминающая своим контуром Столовую гору. Ниже размещена зеленая полоска лесистых гор. В центре герба - закрытые ворота крепости, золотистого цвета. На красном фоне нижней части щита герба расположен по диагонали золотой ключ с прорезью в виде креста - символ веры и малая корона - знак твердости и власти.
Щит увенчен большой императорской короной с крестом и обрамлен венком из дубовых веток с золотистыми листьями, перевитыми муаровой лентой голубого цвета.
Воспитатель: - Назовите цвета флага нашей республики. - Что символизируют эти цвета? Белый цвет – цвет мудрости, Красный цвет – цвет мужества, Желтый цвет – цвет милосердия. - Для чего нам нужен флаг?
- Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «животные нашего леса». На столе разложены картинки животных разной среды обитания. Вам надо убрать тех животных, которые не обитают в нашей республике. - Почему эти животные не живут в наших краях? - Правильно, у них другая среда обитания. Воспитатель: Какой самый главный город нашей республики? (Владикавказ) Владикавказ – это столица нашей республики. - Чем столица отличается от других городов республики? (ответы детей) Воспитатель: А какие города относятся еще к республике Северная Осетия Алания? (Беслан, Алагир, Ардон, Моздок) - Помимо городов в нашей республике много сел. Какие села, мы знаем? (Сунжа, Майрамадаг, Заманкул, Брут, Батако, Михайловское и т. д.). - Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем? - Назовите столицу Республики Северная Осетия Алания? - Что изображено на гербе республики? - Назовите цвета нашего флага. - Любите ли вы свой город? - Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Воспитатель: Ребята, вы молодцы, со всеми вопросами справились и оказались очень умными, внимательными и сообразительными. А сейчас повеселимся и поиграем. Я предлагаю вам осетинскую народную игру «Чепена». Описание игры. Игроки стоят по кругу. Выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами: - Левой ногой Чепена (подпрыгивает левой ногой влево) - Гой, гой Чепена. (отзываются дети, повторяют движения) - Правой ногой, Чепена (подпрыгивают правой ногой вправо) - Гой, гой Чепена (дети повторяют тоже) - Пойдем вперед Чепена (идет вперед, подняв руки вверх маленькими шагами) - Пой, гой Чепена (повторяют движения) - Пойдем назад Чепена (опустив руки вниз идет назад маленькими шагами) - Пой гой Чепена (повторяют тоже самое) - Все мы спляшем Чепена Начинается танец. - кругом, кругом, Чепена! Дети начинают круговой танец. Занятие заканчивается танцем «Симд».
Беседа «Осетинский праздник Джеоргуыба. Осетинский стол. Традиционные три пирога на осетинском столе".
Цели: Знакомство традициями, обычаями и обрядами осетинского народа. Воспитание любви к своей маленькой родине, уважения к древним традициям, обрядам, почитания старших. Оборудование и материалы : Раскладушка «Основные занятия наших предков», иллюстрации.
Одним из любимейших праздников в Осетии, является праздник Святого Георгия - у осетин он считается покровителем всех мужчин, путников и защитником всех бедных и обездоленных. Джеоргуба или Джоргуба (по-осетински Джеоргуыба) — праздник, посвященный осетинскому святому Уастырджи. В празднованиях участвуют представители всех национальностей, которые населяют республику. Этот праздник длится в течение недели, ежегодно в конце ноября, с понедельника до следующего понедельника. К праздничному столу подаются три традиционных пирога и осетинское пиво. Над пирогами произносится молитва и хвала Всевышнему. Режут пироги только после произнесенного тоста, и с разрешения Старшего. На праздничном застолье бывает три пирога, которые символизируют Бога, Солнце и Землю. Без пирогов не обходится не одно застолье в Осетии. Независимо от национальности хозяев дома. Начинки в пирогах самые разные. Но именно пироги с осетинским сыром ставятся во главе стола, чтобы помолится богу. Осетинский сыр делают и по сей день. Он всегда славился своим характерным вкусом и возможностью долгого хранения без холодильника. В старину, в условиях горного, преимущественно скотоводческого хозяйствования, сыр, наряду с молоком, кефиром, топлённым маслом был одним из главных продуктов питания. Для его изготовления использовали козье, овечье или коровье молоко. В наше время, преимущественно используется цельное коровье молоко. Чем выше его качество, тем вкуснее и ценнее сыр. Для сворачивания молока, осетины использовали тщательно очищенный, посоленный и высушенный желудок (сычуг) забиваемого животного (коровы, быка, овец). Свежий сычуг (цельный или кусками) можно поместить в закрытый стеклянный сосуд с соленной водой и держать его три дня. Затем растянуть и закрепить на плоской поверхности (например дощечке) и высушить на солнце. Если вода была недостаточно соленной можно слегка подсолить сычуг до сушки. В послевоенные годы, когда в стране был взят курс на сворачивание частного скотоводства, вместо желудка часто стали применять таблетки пепсина. Когда речь заходит об истории и возникновении сыроделия, хочется всегда вспомнить легенду об одном аравийском купце. Однажды он отправился в путешествие и взял с собой в дорогу овечий желудок наполненный молоком. Спустя время молоко свернулось, и получился сгусток, который купцу очень понравился. И весь остаток своей жизни он посвятил сыру. Скорее всего, родина сыра — это край, где с давних времён занимаются скотоводством. Именно поэтому, кто научился делать сыр первыми, были пастухи Кавказа. Именно Кавказ — одно из первых мест возникновения сыроделия.
Инсценировка стихотворения «Молочные продукты».
Воспитатель: Все вы бывали с родителями в молочном отделе магазина.
Однажды ночью В магазине, на витрине Завязался разговор. Что нужнее? Что вкуснее? Разгорелся жаркий спор. Сыр головастый Перед всеми хвастал:«Я запашистый, Твердый, душистый, С кругленькими дырами, Нет вкуснее сыра! Я не то, что молоко, ведь его разлить легко» А сметана белая Вдруг тоже стала смелая: «Я, послушайте, ребята, Разливаюсь по салатам, По супам и овощам. Без меня и торты-все второго сорта. Я нужнее молока, Я послаще творожка». Тут вмешался творог: «Вот из нас- то прок. Уваженье к творогам: Мы - начинка к пирогам. Я нужнее молока И сметаны… ну слегка» Масло тоже не молчало, Очень громко всем сказало: «Чтобы сделать бутерброд, к хлебу надо масло. Вот. Без меня блины и кашу Есть никто не будет даже. Я - жирнее молока, Сыра, сливок, творожка.» Тут и мороженое воскликнуло восторженно: «А меня-то, а меня-то Очень любят все ребята: И с клубникой, и с печеньем, И с орехом, и с вареньем.» Помолчало молоко, Повздыхало глубоко: «Глупые продукты, как же вы забыли, Что коровьим молоком Все когда-то были? Сделан сыр из молока, И творог - из молока, И сметана с маслом -Это детям ясно!»
«Технология приготовления осетинского сыра в домашних условиях» .(опытно-экспериментальная деятельность)
Когда речь заходит об истории и возникновении сыроделия, хочется всегда вспомнить легенду об одном аравийском купце. Однажды он отправился в путешествие и взял с собой в дорогу овечий желудок наполненный молоком. Спустя время молоко свернулось, и получился сгусток, который купцу очень понравился. И весь остаток своей жизни он посвятил сыру. Скорее всего, родина сыра — это край, где с давних времён занимаются скотоводством. Именно поэтому, кто научился делать сыр первыми, были пастухи Кавказа. Именно Кавказ — одно из первых мест возникновения сыроделия. По сей день в Осетии занимаются сыроделием.
Опытно-экспериментальная деятельность:
1. Наливаем молоко в глубокую кастрюлю. 2. Ставим кастрюлю с молоком на печь. И ждем пока нагреется молоко. Молоко не должно быть кипяченым или же холодным (27-30 * С). 3. Молоко оставляем в кастрюле, добавляем пепсин,тщательно перемешиваем и оставляем в теплом месте на 40-60 мин. Ждём пока молоко свернётся. 4. Периодически проверяя свернулось ли молоко. Его нельзя передерживать, иначе молоко как бы разъедает само себя и меняется его вкус. 5. Когда увидите, что молоко уже свернулось и стало похоже на густой йогурт, нужно перемешать всю массу и дать ей отстояться минут 10. После этого ладонями рук медленно собирают сыр на дне посуды и там же слегка отжимают его. 6. снимаем сыр на дуршлаг из кастрюли, помещаем над ведром дуршлаг и даём стечь сыворотке. 7. Когда сыворотка стечёт, надо сыр перевернуть на другую сторону. 8. После того, как сыворотка полностью стечет, надо посолить сыр.
Список используемой литературы:
1. К. И. Гостиев Народные традиции и обычаи осетин. 1990г.
2. Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) (Электронный ресурс) URL : http : //www.rg. ru /2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
3. ДзахоеваЕ. М. Чшиев Х. Д. «Осетинская кухня», Издательство «Ир» Орджоникидзе,1978 г.
4. Золотой дождь. Исследования традиционной культуры осетин. В. С. Газданова. 2007г.