МААМ-картинки

Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки»

Ольга Викторовна Шведова
Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки»
▼ Скачать +Заказ

Тема проекта

Технология использования традиционной тряпичной игрушки в МБДОУ "Детский сад №3" г. Алатырь, Чувашская республика.

Направление

Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании

Актуальность проекта

В условиях поиска ценностных приоритетов в воспитании подрастающего поколения вполне правомерным является обращение к народным традициям воспитания, к традиционной народной культуре.

Публикация «Проект „Технология использования традиционной тряпичной игрушки“» размещена в разделах

На необходимость использования великой мудрости народа в воспитании и обучении детей указывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

По утверждения А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, т. к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущие, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В последние годы возрастает интерес к традиционной тряпичной кукле, происходит ее истинное возрождение. Это неслучайно. Тряпичная кукла - это часть традиционной культуры, уходящая своими корнями в глубокую древность. Погружаясь в историю, традиции, обычаи, связанные с использованием тряпичной куклы в быту и в процессе " взращивания " детей в далекие времена, перед нами открывается мудрый опыт предков: вся глубина представлений о семье, семейном укладе, о женских мужских ролях, о материнстве и т. п. Изучая тряпичную куклу, происходит знакомство с фольклором, традиционными обрядами и обычаями жизни людей в старину, с их обязанностями, с тем, как они проводили свободное время, как одевались, как к ним относились окружающие и др.

В практической работе с детьми традиционная тряпичная кукла - мощное воспитательное средство, которое со временем не теряет своих возможностей при умелом обращении с ней. Сейчас, в наше нестабильное время, как никогда могут пригодиться и оказать нам неоценимую помощь знания и опыт предков.

Проблема проекта

Традиционная тряпичная кукла как средство формирования семейных и нравственных ценностей детей.

Цель

Формирование нравственных качеств, закладывание семейных ценностей, приобщение, к народной традиционной культуре

Задачи проекта :

1. Разработать технологию использования традиционной тряпичной игрушки в работе с детьми дошкольного возраста

2. Ввести в организованную образовательную деятельность технологию использования традиционной тряпичной игрушки

3. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудничеству с педагогами

4. Составление коллекции традиционных тряпичных игрушек

Система показателей по достижению целей проекта

1. Эмоциональная отзывчивость на традиционную тряпичную игрушку

2. Наличие знаний о народных игрушках

3. Появление заинтересованности у родителей к народным игрушкам

Срок реализации проекта 1 год

Этапы реализации проекта

- Подготовительный этап

- Основной этап

- Заключительный этап

Подготовительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Изучение литературы и методических пособий по проблеме применения традиционной тряпичной игрушки в воспитании и обучении дошкольников В течение года Заведующий, старший воспитатель, все педагоги МБДОУ

2 Анализ развивающей среды в МБДОУ Август, сентябрь Заведующий, старший воспитатель

3 Анкетирование родителей воспитанников с целью выявления заинтересованности в данной деятельности Сентябрь, октябрь Воспитатели

4 Определение состава творческой группы по реализации проекта Август Заведующий, старший воспитатель

5 Разработка перспективных планов работы по возрастным группам Август, сентябрь Заведующий, старший воспитатель, все педагоги МБДОУ

6 Оформление выставки "Традиционная тряпичная игрушка" (для педагогов и родителей) Сентябрь Заведующий, старший воспитатель

7 Заседание педагогического совета МБДОУ по вопросу реализации проекта Август Заведующий, старший воспитатель.

8 Посещение мастер - класса педагога школы искусств Николаевой Е. Г. В течение года Заведующий, Николаева Е. Г.

Основной этап

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Семинар-практикум "Использование традиционной тряпичной игрушки" в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов МБДОУ) октябрь Заведующий, старший воспитатель

2 Встреча за круглым столом "Традиционная тряпичная игрушка" (Обучение родителей) Ноябрь Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, родители

3 Оформление в каждой группе уголка "Традиционная тряпичная игрушка" В течение года Воспитатели

4 Составление картотеки методической литературы, пособий, игр, игрушек, видео и аудио материалов В течение года Заведующий, старший воспитатель

5 Совместное с детьми изготовление традиционных игрушек В течение года Воспитатели, родители

6 Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, игр, бесед, праздников и досугов В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

7 Повышение квалификации педагогов на семинарах В течение года Старший воспитатель

8 Приобретение необходимого оборудования В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

Заключительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Взаимопросмотр открытых мероприятий с использованием традиционных тряпичных игрушек В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

2 Проведение мероприятий на муниципальном уровне В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

3 Организация экскурсий для родителей и детей В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

4 Организация досугов, развлечений, игровых программ с участием родителей В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, родители

5 Проведение смотра - конкурса на лучший уголок «Традиционной тряпичной игрушки» март Заведующий, старший воспитатель

7 Проведения Дня открытых дверей в МБДОУ «Добрая игрушка» Апрель Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

8 Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ В течение года Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

9 Мониторинг качества образования детей по вопросам приобщения к традиционной народной культуре Октябрь, апрель Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

10 Педагогический совет на тему «Анализ реализации проекта» Май Заведующий, воспитатели

Теоретическая значимость:

Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к традиционной народной культуре и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования традиционной тряпичной игрушки в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, а так же принесёт пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Материалы проекта могут использоваться воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных учреждений.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Применяя технологию использования традиционной игрушки в работе с дошкольниками произойдёт оптимизация процесса приобщения к народной культуре;

2. Проект позволит повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастёт интерес к традиционной народной культуре.

3. Произойдут существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии традиционной народной игрушки.

4. Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, режимных моментов в дошкольных учреждениях, в сфере дополнительного образования и в семье.

Информационные ресурсы:

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Н. Ю. Шлейкова. "Добрые игрушки" : Формирование семейных и нравственных ценностей. Учебно - методическое пособие. Ульяновск 2012г.

В. В. Абраменкова "Во что играют наши дети" Лепта Книга, Москва 2010.

С. В. Чиркова "Родительские собрания в детском саду" Москва "ВАКО" 2011.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 19:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Технология использования традиционной тряпичной игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Шведова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД