Надежда Мамонтова
Проект «Театральная азбука или организация и оформление РППС для театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь-май 2016г)
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Публикация «Проект „Театральная азбука или организация и оформление рппс для театральной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
4. Формирование гражданской позиции, воспитание любви к родному краю
Для воспитателей:
1. Личностный профессиональный рост, самореализация педагогов.
2. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей.
3. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Актуальность проекта :
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания образовательных областей. А именно связанных с:
- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- формированием эстетического вкуса и др.
Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных во ФГОС.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Эти идеи и послужили толчком к «театрализации» нашего ДОУ.
В связи с тем, что театральная деятельность является частью вариативной части нашей основной образовательной программы (ООП, возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности : совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.
Реализация проекта :
Мы считаем, что реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, принимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Цель проекта :
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. В течении последних 3 лет театр «живет» в нашем детском саду, им «заражены» и взрослые и дети.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Задачи проекта :
• сформировать правильную модель поведения детей в современном мире;
• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
• развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
Принципы организации театрализованной деятельности :
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Система работы по музыкально-театрализованной деятельности состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для музыкально-театрализованной деятельности (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
Основная идея – идея развивающего обучения.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- театральный кружок «Кукляндия»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- драматизация литературных произведений;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
- театрализованные игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
Средств реализации проекта : театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, диски, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, микрофон, наглядные иллюстрации сказок.
В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, привлекаются родители воспитанников.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с родителями:
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»;
- памятки «Домашний театр», «Мир театра и ребенок».
- выставка – презентация разных видов театра;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей:
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- праздники и развлечения;
- создание театральных центров в группах;
Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. (Более подробно рассмотрим среду для театральной деятельности.) Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности.
Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО?
Определяющим моментом при организации развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы её реализации.
Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества
Задачи:
1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.
2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).
3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.) .
4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.) .
5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)
6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)
7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.) .
8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;
9. оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.
10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.
11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.
При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются :
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• поло-ролевые особенности.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:
Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.
В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
• театр настольный;
• ширма;
• наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
• театр, сделанный самими детьми и воспитателями (разные маски, декорации);
• персонажи с разным настроением;
• ростовые куклы;
• платочные куклы;
• материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы) ;
• готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
• для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.
• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе.
• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Образовательная театральная деятельность должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Репертуар спектаклей:
- выставки устраиваются воспитателями для родителей в раздевалках.
Подготовку к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.
Развитие ребенка:
1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея проекта – «Не навреди!»
Театрализованные игры являются составной частью в занятиях по развитию речи, занятиях познавательного цикла, музыкальных занятий, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются
вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Обращаю внимание педагогов на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики –может превратится в какие угодно сказочные элементы.
Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов.
Содержание театрализованных занятий включают в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении.
В вариативную часть учебного плана введена работа театрального кружка «Кукляндия», где в течение каждого учебного года дети вместе со взрослыми готовятся 2 крупных спектакля. В работе принимают участие музыкальный руководитель, воспитатели и дети. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
-Успешное решение поставленной задачи по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность позволило сформировать важное взаимодействие между всеми педагогами (музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре) и родителями, повысить их компетентность в вопросах детского театрального творчества, способствовало реализации творческого потенциала детей, раскрепощению и повышению самооценки.
-Жизнь наших детей стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности дали хорошие показатели «актёрского мастерства» детей.
-Анализ результатов вовлечения родителей в процесс творческого развития детей показал существенный рост их заинтересованности и готовности к сотрудничеству.
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
М. И. Родина «Кукляндия» Санкт-Петербург 2008г.
А. И. Буренина «Театр Всевозможного» Выпуск 1- СПб: ЛОИРО 2002г.
«Сказка в жизни ребенка. Педагогический альманах» «Аничков мост» (под. редакцией А. Бурениной 2005 г.)
Н. Д. Сорокина «Играем в кукольный театр»- М. Изд-во Арктика 2007г.
Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» Школьная пресса 2000г.
«Фольклор-музыка-театр» под редакцией Мерзляковой С. И. 1999г. («Волшебный мир театра»).
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений. - М., 2003.
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» МТЦ «Сфера» 2006
Артемова Л. В. «Театральные игры дошкольников» М.»Просвещение» 1991
Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» М. «ВАКО»2007
Захарова С. Н. «Праздники в детском саду» «Владос» 2001
Зарецкая З. А. «Праздники в детском саду» Москва «Айрис-пресс»
Мерзлякова С. И. «Фольклор, музыка, театр» М. «Линка-пресс» 1999
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. «АРКТИ» 2004
Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий» М. «АРКТИ» 2007
Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»
Москва «Мозаика- Синтез» 2008
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».
Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.