Ирина Гармаева
Исследовательский проект «Организация игровой деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном
детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет,
происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются
нравственные качества.
Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного
возраста. По мнению Л. С. Выготского, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дьяченко,
замена игры другими видами деятельности обедняет воображение
дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.
В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова, М. И. Лисина, Л. М. Кларина, B. И. Логинова,
Публикация «Исследовательский проект „Организация игровой деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Н. Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности
тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми,
обедняет эмоциональный мир.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС
ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных
областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное
развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности,
отводится особая роль. В ФГОС чётко прослеживается повышение роли игры
дошкольников и отведение ей главенствующей роли. Игра – это ведущая
деятельность ребенка, благодаря которой он органично развивается, познает
очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между
взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Игровая деятельность включает в себя : дидактические, интеллектуально
развивающие, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые,
подвижные игры с элементами спорта, народные игры, музыкальные игры.
Одним из главных носителей игрового опыта и традиций становиться
воспитатель, а его профессионализм, компетентность, творческий подход, его
знания и умения в области развития детской игровой деятельности и
руководства ею приобретают наиважнейшее значение.
Часто наибольшее внимание уделяется материальному оснащению игры,
то есть созданию предметно-развивающей среды. Не используется в полной
мере арсенал методических приемов и форм работы, позволяющий повысить
компетентность и развить творческие умения педагогов в формировании иразвитии навыков организации игры детей. В результате создается ситуация,
в которой отсутствует педагогически целесообразное руководство игровой
деятельностью дошкольников со стороны воспитателей.
Цель дипломной работы: выявление эффективных методов и приёмов
организации игровой деятельности в группе дошкольного возраста.
Объект - игровая деятельность дошкольников.
Предмет - содержание работы по организации и проведению игровой
деятельности в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить особенности формирования игровой деятельности как
психолого-педагогической проблемы.
2. Определить содержание работы воспитателя по организации и
проведению игровой деятельности детей.
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей по
организации и проведению игровой деятельности детей дошкольного
возраста.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы,
экспериментальное исследование, количественный и качественный анализ
результатов.
Методологические основы являются труды следующих авторов:
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,
Л. А. Венгер, З. В. Зворыгина, Н. Я. Михайленко, Ф. Фребель,
С. Л. Новоселова, Н. К. Крупской. П. Ф. Лесгафт, Н. А. Короткова и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ
«Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь. Практическая значимость
исследования заключается в том, что даны рекомендации по организации
игровой деятельности дошкольников в свете ФГОС ДО.
В исследовании участвовали 17 педагогов, 20 детей старшего
дошкольного возраста (подготовительная группа).
Эксперимент решено было начать с оценки предметно-игровой среды.
Для анализа предметно-игровой среды группы использовался оценочный
лист, разработанный на основе нормативно-правовых документов и
методических рекомендаций, касающихся ее организации, авторы
Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова.
В оценочном листе обозначены следующие критерии: безопасность
предметно-игровой среды для психического и физического здоровья детей,
условия, обеспечивающие развитие разных видов игр. Каждый критерий
конкретизирован показателями. По оценочному листу проводилась состояния
предметно-игровой среды подготовительной к школе группы, предметно-
игровая среда получила 10,9 балла из 12 возможных баллов.
Проанализировав полученные результаты сделали следующие
рекомендации:
Обновить выносной материал, для прогулки; обновить игровые модули в
группе, пополнить театрально-игровое оборудование : костюмы, элементы
костюмов, игрушки и поделки для режиссерских игр. Привлекать детей ксовместному придумыванию и изготовлению, как элементов костюмов, так и
самих костюмов. Приобрести аудиовизуальное средство; пополнить
спортивный уголок спортивным оборудованием для подвижных игр, игр
соревнований.
Для определения игровых навыков была использована диагностическая
карта Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»,
раздел «Игровая деятельность», к программе «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы. Показатель овладения умениями и навыками
определяется с помощью диагностических заданий и заносится в
диагностическую таблицу. На первом этапе оцениваются все показатели
развития по каждой диагностической задаче в баллах от 0 до 3.
На втором этапе суммируются полученные ребёнком баллы, на основании
суммы баллов определяется уровень сформированности игровой
деятельности.
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у
дошкольников, были организованы различные игры (сюжетно-ролевая
«Телевидение», дидактические, подвижные, театрализованные игры)
проводилось наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.
На основе наблюдений заполнили диагностическую карту, из который
видно, что высокий уровень сформированности игровых навыков
соответствуют - 30%, у этих детей присутствуют разнообразные игровые
интересы, они проявляют инициативу в играх, активны в ролевых
взаимодействиях и ролевых диалогах, доброжелательны к сверстникам,
участвуют в играх как в ведущих так и на других ролях. Знают много
подвижных, дидактических, словесных игр, считалок, прибауток. В играх
следуют правилам, контролируют свои действия и действия других детей,
придумывают новые игры.
Средней уровень составляет 45% детей, они разворачивают различные
сюжеты игр, подбирают игрушки, предметы в соответствии с ролью,
участвуют в создании игровой обстановки, в совместном сюжетосложении,
используют общепринятые распределения ролей, у них есть любимые игры,
знают некоторые игры (подвижные, хороводные, словесные, настольно-
печатные). В играх с готовым содержанием понимают игровую задачу,
придерживаются правил.
У детей с низким уровнем сформированности игровой деятельности
(25%) игры однообразны, диалоги не выразительны. Очень часто такое дети
сосредоточены на однообразных действиях с игрушками, часто оставляет
совместную игру до ее завершения. Знают мало игр, отвлекаются, не
придерживается правил игры.
Из результатов исследования видно, что не у всех детей достаточно
сформированы игровые навыки, у многих они находится на низком уровне.
Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации
игры в основном принадлежала одним и тем же детям. Параллельно из этой таблицы нами было выведен средней бал для
каждого вида игр, выяснилось что в экспериментальной группе на первом
месте по количеству баллов игры с правилами (2,1 из 3) детям проще играть
уже в готовые игры, в которых продуманны правила, материал, атрибуты. На
втором месте сюжетно-ролевые игры (средний балл 1,8 из 3) низкий
показатель связан скорее всего с нехваткой свободного времени у детей, для
игр используется время до завтрака и после дневного сна, во второй
половине дня многие дети посещают разнообразные кружки, секции, или их
забирают домой. Детей остается мало, чаще всего они играю в подвижные
игры, или настольные. Театрализованные игры составляю всего 1,3 балла,
проблема заключается в игровой среде у детей не достаточно атрибутов для
творческих игр.
Рекомендуем воспитателям соблюдать баланс между игрой и другими
видами деятельности, оберегать время предназначенное для игры, не
подменяя его занятиями. Создавать условия для возникновения игр,
обогащать детей впечатлениями, проводить беседы, экскурсии, чтение
литературы, рассматривать иллюстрации, фотографии, активно пользоваться
средствами ИКТ. Чаще организовывать театрализованные и сюжетно-
ролевые игры.
Анализ состава педагогов – участников эксперимента, разнообразен, в
детском саду работают педагоги чей опыт больше 20 лет (42%, молодых
специалистов чей стаж менее 10 лет 29%, остальные воспитатели имеют стаж
работы 10 – 20 лет (29%). Высшее образование имеют 29%, высшею
категорию – 12%, первую – 29% и 59% не имеют категории.
Воспитателям была предложена анкета «Развития игровой деятельности»
состоящая из 20 вопросов, с целью уточнения представлений воспитателей
об организации игровой деятельности дошкольников, роли педагога, выявить
затруднения, которые испытывают педагоги при руководстве играми детей.
Анализ анкет позволил установить:
88% воспитателей создают условия для возникновения и
развертывания игры детей, обогащают детей впечатлениями, внимательно и
тактично наблюдают за свободной игрой детей, используют игровые приемы
в разных видах деятельности, при выполнении режимных моментов, 12%
делают это частично;
71% побуждают детей к играм, 29% побуждают детей к играм реже;
76% воспитателей предлагают детям образцы различных действий,
соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе, создают условия для развития общения между
детьми в игре, организуют совместные игры детей тем самым, способствуют
развитию у детей разных видов игры, 24% делают это частично;
65% обеспечивают баланс между разными видами игры, способствуют
возникновению режиссерской игры, организуют игры-драматизации, 35%
ответили на этот вопрос «частично»;
59% создаю условия для развития творческой активности детей в игре,
35% частично и 6% не создают условий; 59% стимулирую детей пользоваться предметами-заместителями,
помогаю подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое
оборудование, побуждают детей к играм-фантазиям, 41% делают это
частично;
Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных
потребностей детей, обращаю особое внимание на "изолированных" детей –
76%, 12% неделают этого и столько же выполняют частично;
Всего 35% воспитателей способствую поло-ролевой социализации
мальчиков и девочек в игре, остальные 65% стараются способствовать
гендерному воспитанию в игре – частично;
94% стараются поддерживать индивидуальные интересы и
возможности детей в игре, используют дидактические игры в педагогическом
процессе, 6% делают это частично;
100% воспитателей организуют подвижные и спортивные игры;
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у
воспитателей не возникают трудности с организацией подвижных и
спортивных игр, дидактических игр. Педагогам трудно способствать поло-
ролевой социализации мальчиков и девочек в игре, в основном они делают
это по мере возможности. Также трудности возникают с организацией
режиссёрских и театрализованных игр, с организацие условий для развития
творческой активности детей в игре, сюжеты детских игр однообразны.
Что бы помочь педагогам справится с имеющимися трудностями
необходимо, проводить консультации, тематические семенары, конкурсы,
разработка проектов, посвященных вопросам, которые по результатам анкет
вызвали трудности у педагогов.
На последнем этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ
форм и методов методической работы за учебный год (2014-2015) путем
изучения годового плана воспитательно-образовательной работы.
Собранный материал показал, что за данный период времени в годовых
задачах, решаемых дошкольным учреждением, ставились задачи, связанные с
развитием игровой деятельности. За прошедший период было проведено: 1
педсовет, 4 консультации, 6 родительских собраний, 1 семинар практикум, 1
разработка проекта и 1 конкурс, посвященные вопросам развития игровой
деятельности, в основном они касались использования игровых приемов при
развитии познавательных игр на организованных занятиях, условий и
приемов проведения подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр
различной направленности, их использования в режиме дня, предметно
игровой среды групп, руководства игрой.
Анализ календарного плана показал, что вся работа ведется в
соответствии с циклограммой календарного планирования, в определенный
день недели запланированы игры разной направленности.
Таким образом, если выполнить рекомендации по обогащению
предметно-игровой среды группы, провести образовательную работу
педагогов на темы которые у них вызывают затруднения, в данным случаю
рассматриваем игровую деятельность, возможно тогда, улучшатсяпоказатели сформированности игровой деятельности у дошкольников. Работа
в этом направлении ведется, проводятся мероприятия запланированные в
годовом плане на 2013-2014 учебный год, так же по любому
затруднительному вопросу всегда можно обратится к методисту детского
сада, который подскажет лично или посоветует где можно получить
интересующую информацию.