Марина Курбатова
Проект театрализованной деятельности «Театр детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель: Курбатова М. А.
Вид программы: долгосрочный, групповой, ролево-игровой, кукольный, творческий.
Срок реализации: - 1 год
Участники программы:-дети, педагоги, родители.
Интеграция: Социализация, коммуникация, художественное творчество.
Актуальность:
Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Публикация «Проект театрализованной деятельности „Театр детям“» размещена в разделах
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Наблюдая за игрой детей, заметно, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Многие из детей, эмоционально откликаются на театр, очень восприимчивы к переживаниям сказочных героев, пытаются в играх воспроизвести фрагменты спектакля.
Так возникла идея создания проекта «Театр детям». Театрализованная деятельность нaпp ямую связана с жизнью ребенка: обогащая детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и искусству, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Цель программы:
Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи программы:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Создать условия для развития театрально-игровой деятельности детей.
3. Последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др) .
4. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов.
5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
6. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса) .
7. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности : изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
8. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Реализация проекта позволила сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Участники программы:
- Воспитатели,
- дети группы,
- родители воспитанников.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
-чтение художественных представлений,
-развлечения, праздники
-театрализованные игры
-творческая мастерская.
Ожидаемый результат:
- Мотивация к использованию в повседневной жизни навыков полученных в театрализованной деятельности и передача их средствами театрального искусства.
- Сделать жизнь дошкольника интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями радостного творчества.
Наглядные и словесные методы работы с детьми:
1. Художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы: «Моя любимая игрушка», «В какие игры играть дома», «Где спят твои игрушки», «Какая любимая твоя сказка», «Любимый сказочный персонаж», «Что такое хорошо а что такое плохо».
2. Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в грамзаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.
3. Дидактические игры по познавательному развитию, по речевому развитию, по социально – коммуникативному развитию, художественно – эстетическому развитию.
4. Целевые экскурсии в природу.
5. Экскурсии в магазин, на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.
6. Наблюдения за работой дворника, младшего воспитателя медсестры, повара.
7. Настольно – печатные игры, строительные игры, сюжетно – ролевые игры, игры – инсценировки, игры – этюды, игры драматизации.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываю:
1. Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.
2. особенности его эмоционально – личностного развития.
3. интересы, склонности, предпочтения и потребности.
4. любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
5. возрастные и гендерные особенности детей.
В группе создана музыкально – театрализованная среда. Для самостоятельных игр детей и для НОД предоставлены несколько видов театров : кукольный театр, атрибуты для разных видов театра, костюмы, музыкальные инструменты.
Проведение открытых мероприятий по театрализованной деятельности :
Месяц Кол-во участников Тема
Ноябрь 6 детей Театрализованное представление по содержанию сказки «Теремок».
Март 6 детей Театрализованное представление по мотивам сказки «Репка».
Апрель 4 детей Театрализованное представление по мотивам сказки «Битый не битого везет».
Июнь 4 детей Театрализованное представление по мотивам сказки «Кот, петух и лиса».
Этапы реализации программы:
• 1 этап
• Подготовительный
• (Сентябрь-октябрь)
• 2 этап
• Основной
• (Ноябрь- середина мая)
• 3 этап
• Заключительный
• (Июнь)
Подготовительный этап:
• Изучение литературы по данной теме
• Анализ состояния театрально – игровой деятельности детей
• Анкетирование родителей
• Изучение возможности участия родителей в реализации проекта
• Разработка программы по «Театральной деятельности»
• Дизайн групповых зон со специализацией по сказке.
• Обогащение театральной зоны различными видами театра по знакомым детям сюжетам сказок.
• Подготовка ширм «Сказка», приобретение занавесок для оформления театральной ниши.
• подготовка реквизита к детским праздникам, развлечениям, театрализованным представлениям.
• Информационный лист – ширма - передвижка на тему: «Каждому возрасту своя сказка».
Основной этап:
• Работа с детьми
• Театрализованные игры
• Театрализованные представления
• Творческая мастерская
Заключительный этап:
Театрализованное представление сказок: «Теремок», «Репка», «Битый не битого везёт», «Кот, петух и лиса».
Принципы осуществления программы:
1. Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду
3. Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семь.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Результаты театрализованной деятельности :
За весь период работы по теме были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно с учетом успехов и возникших проблем.
Намечены следующие задачи:
1. Продолжать создавать в группе театрализованную развивающую среду : приобрести новые театрализованные игры, куклы (напольные, ростовые).
2. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в форме: тематических листов, консультаций, папок, посильным участием родителей в театрализованных представлениях (играть роли, пошив костюмов, декораций).
3. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, МО, мастер – классах, обучения на курсах повышения квалификации, ИКТ.
4. Продолжать работать по театрализованной деятельности.