Наталия Антонычева
Среднесрочный проект «Театр детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Среднесрочный проект
Срок реализации 03 ноября – 28 декабря 2014 год.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».
К. С. Станиславский
Актуальность
Публикация «Среднесрочный проект „Театр детям“» размещена в разделах
На сегодняшний день современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Дети хорошо информированы, открыты для любой информации, они смелые и стремительные, рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях компьютерных технологий. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении своих детей. Но, как известно, медаль имеет две стороны. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата «здесь» и «сейчас». Для современного ребенка, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Серьезную проблему вызывает «уход» театрализованных игр из жизни современного ребенка. Я считаем, что театр-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества наших воспитанников, является художественным отражением окружающей действительности, помогает отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Кроме того, театр сопровождает, влияет и формирует личность ребенка на протяжении всего его развития. Многие произведения вызывают эмоциональный отклик, воздействуют на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания подрастающего поколения.
Цель проекта
Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности; пополнение театра инвентарём и реквизитами, создание условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи
1. Приобщать детей дошкольного возраста к искусству: литературному, драматическому, театральному.
2. Развивать: коммуникативные качества личности (обучение вербальным и невербальным видам общения) развивать память, внимание, мышление, восприятие, творческое воображение.
3. Воспитывать гуманные чувства, (формировать представления о честности, справедливости, доброте) формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
5. Заинтересовать родителей и детей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми.
Участники проекта :
- сотрудники ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, заместитель заведующего);
- дети старше-подготовительной группы – 28 человек;
- родители.
Сроки и место реализации
03 ноября – 28 декабря 2014 год.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22»
План реализации проекта :
Подготовительный этап
1) Анкетирование родителей «Ребенок и театр?»
Срок реализации: ноябрь
Ответственные: Воспитатели
Результат: Наглядная информация для родителей: папка с консультациями «Театр детям».
2) Исследование детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду».
Срок реализации: ноябрь
Ответственные: Воспитатели
Результат: Определение целей и задач.
3) Разработка проекта по возрастным группам.
Срок реализации: ноябрь
Ответственные: Воспитатели
Результат: Проект «Театр детям».
4) Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Срок реализации: ноябрь
Ответственные: Воспитатели
Результат: Пополнение различными видами театра уголков в группах
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами : настольный, пальчиковый, кукольный, ложковый).
Срок реализации: ноябрь - декабрь
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Смотр-конкурс «Театральных уголков» 07.12.2014г.
2) Консультации для воспитателей по театральной деятельности
3) Постановка и репетиция театральных постановок с участием детей к родительскому собранию и Театральной недели для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей
Срок реализации: ноябрь-декабрь
Ответственные: Воспитатели, заместитель заведующего по УВР.
Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.
4) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.
5) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.
Срок реализации: декабрь
Ответственные: Воспитатели, заместитель заведующего по УВР.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
6) Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду.
Срок реализации: ноябрь-декабрь
Ответственные: Воспитатели, заместитель заведующего по УВР.
Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски, оборудование)
7) Подготовка коллектива к родительскому собранию и педагогическому совету к 20.12.2014г.
Срок реализации: декабрь
Ответственные: Воспитатели, заместитель заведующего по УВР.
Результат: Приобщение родителей к театральной жизни детского сада, развитие кругозора и просмотр достигнутых результатов в ходе реализации проекта
8) Показ презентаций детям о театре (гримёрная артиста, сцена, зал, раздевалка, фойе, костюмерная и т. д.)
Срок реализации: декабрь.
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству путём наглядности.
Заключительный этап
1) Общее и групповые Родительские собрания 20.12.2014
Срок реализации: декабрь
Ответственные: Заместитель заведующего по УВР, воспитатели.
Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
2) Проведение педагогического совета 20.12.2014
Показ открытого просмотра «Все дети-актеры театра!»
Срок реализации: декабрь
Ответственные: Заместитель заведующего по УВР, воспитатели.
Результат: Повышение уровня компетенции педагогов ДОУ в ходе реализации проекта «Театр детям» для деятельности в группах.
3) Просмотр Театрального досуга, подготовленного детьми старше-подготовительной группы
4) Срок реализации: декабрь
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.
4) Просмотр детьми кукольного спектакля «Зайкины слезки», выездная студия кукольного театра «Сказочный городок»
Ожидаемый результат:
1. Участие в проекте 83% семей старше-подготовительной группы;
2. Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;
3. Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;
4. Увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей от 5 до 7 лет;
5. Развитие эмоционального фона и речи ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ход реализации проекта
Воспитатели группы провели Анкетирование родителей на тему «Ребенок и театр?» (Приложение 1.) По результатам анкетирования всего 4% родителей посещали с детьми театр и 68 % родителей отмечают, что театр вызывает у их детей эмоциональный отклик.
В группе воспитатели подготовили для родителей папку передвижку с консультациями на тему «Театр детям» и разработали проекты «Театр детям» для каждой возрастной группы детей.
Было принято решение провести конкурс по данному проекту. Заместитель заведующего разработала Положение о Смотре-конкурсе «Театральных уголков» в МДОУ «Детский сад №22» (Приложение 2). Целью конкурса является создание оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности. В свою очередь, воспитатели индивидуально беседовали с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка в группе. Родители с интересом вникали в разнообразие видов театра, самостоятельно изготавливали героев театральных постановок и разнообразные атрибуты для театрализованной деятельности в детском саду. В итоге, все вместе, родители, дети и воспитатели в своей группе организовали шикарный Театральный уголок. 7 декабря 2014 г. были подведены итоги конкурса.
20 декабря 2014г. было проведено родительское собрание на тему «Театр в детском саду», в котором приняли участие дети разновозрастной группы. Они показали сказки «Колобок» и «Курочка Ряба», что вызвало море положительных эмоций, как у зрителей, так и самих актеров. Педагоги старше-подготовительной группы Антонычева Наталия Александровна и Скороходова Екатерина Васильевна вручили родителям воспитанников грамоты и благодарственные письма за участие в конкурсе на «Лучший театральный уголок».
В течение всего проекта Заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе проводила Консультации для воспитателей по театральной деятельности с показом презентации, а по итогам проекта 20 декабря был проведен педагогический совет.
На конец декабря организован открытый просмотр для педагогов МДОУ «Детский сад №22» по театральной деятельности на тему: «Все дети - актеры театра!» воспитателя старше – подготовительной группы Антонычевой Наталии Александровны.
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
1. Беседа о театре и театральной студии, показ презентаций по теме.
2. Игровые упражнения.
3. Подвижные игры.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Голосовая гимнастика.
6. Театрализованные игры. (Приложение 3)
7. Воображаемые путешествия.
8. Ритмопластика.
9. Постановка и проведение спектаклей
Все режимные моменты пронизывала Театрализованная деятельность : включалась во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Во время непосредственно образовательной деятельности педагог включал театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.
26 декабря 2014г. старше-подготовительная группа по данной теме подготовила театральный досуг для ребят других групп. Все, собравшись в музыкальном зале детского сада, маленькие актеры показали детям сказки, используя разнообразные виды театра (лопаточный, костюмированный, шапочный, кукольный….).
Завершением проекта и Итогом нашей «Театральной недели», стал просмотр сказки «Зайкины слезки», которую детям показал выездная студия кукольного театра «Сказочный городок» 27.12.2014г.
Я надеюсь, что благодаря данному проекту «Театр детям», нам удастся вернуть театрализованные игры в жизнь современного ребенка, сделать ее ярче и добрее.
Уважаемые родители!
Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к занятиям. Поэтому важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания, активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Давайте посмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.
Куколки на пальчик.
Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.
Возьмите лист бумаги шириной 5-7 см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше.
Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете.
Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками.
Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, ну а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».
Театр на столе.
Именно на нем и разыгрываются представления.
Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.
Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов!
Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола… Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе, и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных бабки-дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.
Конусные куклы.
Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя.
Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко
мнутся, их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте.
Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3, соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!
Перчаточные куклы.
Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара.
Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке — коричневый, а зайке — белый или серенький. Здесь главное — аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т. п.
Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!
Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.
Не жалейте времени на домашние постановки - результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Картотека театрализованных игр.
1. Игра: «Веселый Старичок - Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
го-го-го да буль-буль-буль. '
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.
2. Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям :
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
2. «Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
3. «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т. д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
4. «Поиграем. — угадаем.» (А. Босева)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.
Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!
Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако, он верблюд и ли.? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает Как. (Кошка.)
( Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,
Ну а это на полянке ядовитые. (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)
И другие.