Лучший педагог года

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Погнерыбко
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : познавательно-речевой, информационно-коммуникативный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2022г. - март 2024 г.)

Актуальность:

Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современный детский сад — место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через обращение к искусству, музыке, литературе. Игра — основная деятельность ребенка. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. И, как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности до-школьников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Создать такие ситуации помогает театрализованная игра. В ней даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. В ходе театрализованной деятельности у дошкольников формируются различные ситуации общения, развивается связанная речь, которая, в свою очередь, важна в условиях адаптации ребенка в обществе

Театрализованные игры пронизывают все этапы работы над речью детей : от развития ее понимания в младшей группе до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе. Они могут иметь разные варианты — это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появление сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Итак, театрализованная игра способствует развитию личности ребенка в целом и его речи в частности. Используя театрализованную игру, педагог может ненавязчиво и непринужденно в игровой, понятной детям форме развивать и отрабатывать лексико-грамматические категории.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и развитие речи : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связности — с другой, в театрализованных играх тесно взаимосвязаны. В них есть сюжетный замысел и ролевые действия.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Искусство театра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

Цель проекта - развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, определение методов и приемов развития интеллектуальной и литературной способностей у детей с помощью комплекса театрализованных игр и театральных мастерских; определение содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы.

Для достижения поставленной цели проекта определены следующие задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

3. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

4. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предметов. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей. Закреплять их представление о различных видах кукольных театров.

5. Закреплять знания о правилах кукловождения.

6. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.

7. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

8. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Новизна проекта

• для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности : развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;

• побуждение детей к творческой деятельности;

использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, речевые семейные праздники, сказкотерапия, кукольный театр;

• педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;

• интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;

театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, кол

Принципы организации работы над проектом :

1. Принцип системности и регулярности проведения проекта

2. Принцип наглядности и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной группы.

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».

4. Принцип преемственности.

5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Интеграция образовательных областей

Педагогическая целесообразность проекта состоит в том, что она учитывает принцип интеграции образовательных областей («Речевое развитие» (приоритетное, «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Познавательное развитие»).

Активность и творчество проявляются ребенком в трех аспектах. Во-первых, в создании драматического содержания, то есть в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или в сочинении собственного вариативного, либо самостоятельно созданного сюжета. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, то есть в умении адекватно и полно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности : интонации, мимики, пантомимики, движения, напева. В-третьих, в оформлении собственного спектакля, декораций, афиш, программок.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Содержание этой работы реализуется в следующих трех этапах педагогического процесса:

1 этап решения поставленной цели: определение проблем речевого развития дошкольников :

• Односложная речь, которая состоит только из простых предложений. Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

• Скудость речи, маленький словарный запас.

• Речь, в которой избыток слов «паразитов» и сленговых слов.

• Применение нелитературных выражений и слов.

Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.

Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст, своими словами.

• Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

• Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.

• Нечеткая дикция.

2 этап: создание специально организованной предметно - развивающей образовательной среды (настольные кукольные театры; стендовые театры (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый); театры на руке (пальчиковый, варежковый, театр теней); театр марионеток; костюмированный театр (маски, театральный грим, костюм).

3этап:

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности :

• Работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки, важно на данном этапе выразительно читать произведения, грамотно ставить вопросы для беседы по содержанию произведения и организовывать работу по воспроизведению текста детьми (пересказ).

• Выбор вида театра. Подбор и изготовление костюмов и атрибутов, работа над ролью. В это время проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, проба ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

• Подготовка к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

- Выразительное чтение литературного произведения.

- Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в

ней главные).

- Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

- Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).

- Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

- Распределение ролей.

- Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

- Работа над ролью:

Составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

- Работа над речью:

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.

- Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.

• Организация самого представления. Первоначально постановка спектакля внутри группы, на более поздних этапах спектакль для родителей и групп младшего дошкольного возраста- подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

• Заключительная работа над театральной постановкой -подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде театральных постановок для родителей, презентация опыта коллегам.

Предполагаемые результаты:

• повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

• позитивное взаимодействие детей в коллективе;

• правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

• целостное воздействие на речевую систему;

• речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Формы проведения итогов реализации проекта :

• аналитическая справка по итогам педагогической диагностики (результативности) работы по проекту за учебный год;

• показ различный видов театральной деятельности для всех участников педагогического процесса;

• презентация опыта работы по проекту на педагогическом совете ДОУ;

Консультации для родителей «Дети и театр», «Развитие детей в театральной деятельности».

Совместная постановка с родителями и показ сказки «Рукавичка», показ кукольного спектакля «Теремок»

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности».

Литература:

1. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». ТЦ «Сфера». Москва, 2006г.

2. Е. В. Парфенова «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности». ТЦ «Сфера». Москва, 2013г.

3. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий». АРКТИ, Москва, 2004г.

4. Н. В. Корчаловская «Искусство как средство развития коммуникативно-речевых умений дошкольников». Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Ростов-на-Дону, 2020г.

5. Т. С. Григорьева «Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет». ТЦ «Сфера». Москва, 2012г.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 апреля 2023 в 09:26
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Погнерыбко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД