Гульназ Шарифуллина
Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе
Актуальность
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Магазин“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Проекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей
Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Магазин».
Тип проекта : коллективный, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 месяца, декабрь-февраль)
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
• расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения; совершенствовать диалогическую форму речи.
• Формировать знания детей о профессиях;
• приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
• Формировать элементарные представления о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
• выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
• закреплять правила поведения в общественных местах;
• формировать положительные отношения между детьми;
• развивать интерес к игре;
• учить объединятся в группы в игре.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к труду взрослых.
Условия успешной реализации проекта :
• Принцип системности;
• Адресный подход;
• Принцип интеграции;
• Принцип наглядности;
• Принцип преемственности.
• создание интереса у детей.
Ожидаемый результат
У детей в ходе реализации данного проекта формируется и развивается ролевое поведение: развертывание детьми в самостоятельной игровой деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, парное ролевое взаимодействие со сверстником, взрослым, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
У родителей в ходе реализации данного проекта появляется стремление поддержать интерес детей к сюжетно-ролевым играм, родители используют активные игровые формы взаимодействия с детьми, овладевают приемами педагогического взаимодействия, способствующими развитию партнерских отношений между детьми и взрослыми.
У воспитателей в ходе реализации данного проекта повышается профессиональная компетенция, совершенствуется умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.
Этапы разработки и проведения проекта.
1. Предварительная работа.
1. Постановка целей игры.
2. Создание перспективного плана
3. Сбор материала.
4. Работа с родителями.
5. Предварительная работа детьми: занятия, игры, беседы.
2. Организационный этап.
1. ООД по теме.
2. Самостоятельная творческая работа детей.
3. Изготовление атрибутов для игры.
4. Результат работы – сюжетно – ролевая игра «Магазин».
3. Заключительный этап.
1. Представление итогов реализуемого проекта
2. Презентация проекта.
Предметно-игровая среда :
кассовый аппарат, весы, набор муляжей «Овощи – фрукты», карточки, деньги, ценники, витрины, спец. одежда, сумки.
Перспективный план реализации проекта
Подготовительный этап
задачи мероприятия сроки
Повышение собственной профессиональной компетентности Подбор и изучение методической литературы Декабрь 2017
Педагогическое просвещение родителей Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ. Декабрь 2017
Создание условий для реализации работы Подбор дидактического материала и настольно-печатных игр.
Обогащение и изготовление атрибутов для игрового ценра.
Подбор материала в центр творчества. Декабрь-январь
Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе Диагностика детей декабрь
Систематизация работы с детьми Разработка перспективного плана, конспектов занятий и тематики игровой деятельности. декабрь
Основной этап
Внедрение системы
ООД по теме. Организация и проведение мероприятий с детьми.
Овощи и фрукты на нашем столе», «Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Где это можно купить?», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».
Работа по плану в течении всего срока реализации
Индивидуальная работа Организация и проведение индивидуальной работы с детьми по закреплению полученных навыков Весь период проекта
Мероприятия проведенные с детьми Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, беседы, наблюдения, рисование, аппликации, изготовление атрибутов и поделок для игры, дидактические игры. Декабрь-февраль
Работа с родителями Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению атрибутов и вспомогательного материала для организации предметн- развивающей среды по теме «Магазин» В течении всего проекта
Заключительный этап
Мониторинг проекта Конечная диагностика февраль
Перспективы проекта Внедрение новых методик в педагогическую работу
Представление итогов реализуемого проекта Презентация проекта
Содержание проектной деятельности
II этап. Основной.
Методы и формы работы по обогащению жизненного опыта детей.
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры “ Магазин”
Задачи:
• дать представление о назначении магазина, его функционировании, о правилах поведения в магазине.
• Формировать знания об особенностях работы продавца, кассира, водителя, грузчика.
• Вызвать у детей интерес к профессии продавец, дать представление об этой профессии, о сфере деятельности продавца, месте его работы.
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, дать представления о полезной и вредной пище.
Беседы:“Куда мы ходим за продуктами?”, “Кто такой продавец?”,“Кто такой кассир?”, “Откуда продукты берутся в магазине?”, “Какие отделы есть в продуктовом магазине?”,“Как правильно вести себя в магазине”,“Полезные продукты”
ООД по художественно-эстетическому развитию.
Лепка. (тестопластика) Тема: “Помидоры и огурцы на подносе”
Цель: учить создавать композицию из овощей, передавая характерные особенности предметов (форма, размер, закреплять приемы лепки, развивать чувство формы и композиции.
Лепка. (тестопластика) Тема: “Медовые пряники”
Цель: закреплять умение скатывать шарики кругообразными движениями ладоней. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Учить пользоваться стекой для нанесения рисунка на пряник.
Аппликация. Тема: “Вишни и яблоки лежат на блюдечке”
Цель: учить создавать композицию, наклеивая предметы на форму. Учить различать предметы по величине. Закреплять знания детей о форме предметов. Закреплять знания о ягодах и фруктах.
Нетрадиционное рисование (рисование методом тычка). Тема: “Ватрушки”
Цель: учить заполнять рисунком центр формы, учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок деталями.
Чтение художественной литературы:
Загадывание описательных загадок о о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. Чтение: Е. Санин “Продавец”,О. Повещенко “Продавец”,Н. Кнушевицкая “Продавец”,В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”,Т. Собакин “О пользе овсяной каши”, С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”
Работа по обогащению игрового опыта детей
Познавательные дидактические игры. Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
Цель:
• учить объединять различные фрукты, ягоды, овощи в группы и называть эти группы обобщающими словами.
• Обогащать вкусовые ощущения, развивать вкусовую память, обогащать словарь детей.
• Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающее понятие “овощи”, “фрукты”.
• Развивать познавательный интерес, связную речь.
Дидактическая игра “Магазин”.
Цель: учить объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами, знакомить с группами товаров разных отделов магазина, развивать наблюдательность, мышление, восприятие, расширять словарный запас.
Дидактическая игра “Разложим продукты для разных отделов магазина” Цель : формировать знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продуктового магазина.
Строительно-конструктивная игра. Тема: “Прилавок для продавца”,Тема. “Обеденный стол”
Цель:
• формировать у детей умение использовать крупный строительный материал, разнообразно действовать с ним.
• Учить выполнять постройку по образцу воспитателя.
• Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления.
Малоподвижные игры : “Готовим суп”, “Готовим компот”.
Цель:
• упражнять в классификации, сравнении, обобщении.
• Закреплять обобщающие понятия “овощи”, “фрукты”, “ягоды”.
• Развивать связную речь активизировать в речи соответствующие слова и обороты речи. “
Съедобное-несъедобное”.
Цель: развивать моторно-двигательное внимание, быстроту мышления, умение сосредотачиваться на свойствах определенного предмета.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры : “Ягоды”, “Капуста”, “Лимон”, “Огород”, “Муку в тесто замесили”. Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Речевые дидактические игры.
“Отгадай, что загадали?” “Какой сок?” Какое варенье?”, “Угостим гостей”.
Цель:
• уточнить представления детей о продуктах, учить отгадывать описательные загадки о продуктах;
• учить образовывать качественные прилагательные от имен существительных;
• учить составлять фразу по образцу;
• Упражнять в образовании и употреблении слов обозначающих продукты питания в творительном падеже. (“Я угощу гостя. конфетой, яблоком, грушей, ватрушкой” и т. п.).
План – схема конспекта сюжетно ролевой игры «Магазин».
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
- учить детей до начала игры распределять роли;
- подготовить необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Материалы и оборудование: игрушечная касса, «чеки» из бумаги, «деньги», «ценники», кошельки, корзинки, муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий, игрушки.
I. Организационный момент:
- Ребята, хочу вам сообщить, что у нашей куклы Кристины сегодня день рождения. Вы все знаете, что в день рождения принято дарить подарки, сладости. А где можно приобрести подарки? (ответы детей). А кто работает в магазине? (Продавец, контролёр, охранник).
II. Основной ход игры :
- Ребята, в нашем городе открылся новый магазин, в котором можно приобрести подарки для друзей, сладости, овощи, фрукты для праздничного стола. Но он пока закрыт, потому что там нет продавца, кассира, охранника. Давайте выберем продавца, контролёра, охранника (по считалке, выбранные занимают «рабочие места», я буду консультант в магазине, а вы - покупатели.
- Магазин находится далеко, на соседней улице.
- На чём будем добираться? (на автобусе).
- Давайте построим автобус. Нужен водитель (с помощью считалки выбирается водитель автобуса).
- А кто нам билеты будет продавать? (контролёр, выберем контролёра (контролёр продаёт билеты, все рассаживаются на свои места).
- Поехали! А чтобы было веселей ехать, споём песню, я начну, а вы мне подпевайте.
- Как быстро пролетело время, мы даже не заметили, как доехали до магазина, аккуратно выходим, заходим в магазин.
- Уважаемые покупатели, мы рады видеть вас в нашем магазине! Делайте свои покупки. (Консультант помогает с выбором, консультирует.)- Уважаемые покупатели, если вы приобрели необходимый товар, посетите нашу выставку рисунков, вам, как первым покупателям, мы дарим эти рисунки!
III. Игровая ситуация «Интервью» (одеваю кепку, беру микрофон)
- Здравствуйте, я корреспондент газеты «Новости Югры», хочу взять у вас интервью.
- Вам понравился новый магазин?
- Что вам понравилось больше всего?
- Можно поинтересоваться, что вы приобрели в магазине?
- Для кого купили подарок? И т. д.
IV. Выход из игры.
Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается на перерыв, благодарим всех за покупки!
- Ребята, займите места в автобусе, едем в детский сад. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Сюжетно-ролевые игры – ситуации.
Цель:
• создать игровую ситуацию;
• Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре;
• закреплять полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании. развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию;
• учить брать на себя роль (продавца, кассира, покупателя);
• выполнять игровые действия соответственно взятой роли;
• учить вести диалог (продавец-покупатель, кассир-покупатель, употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели купить”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, “я хотел бы купить”, “дайте мне, пожалуйста”, “спасибо”, “до свидания”.“ Покупатели оплачивают покупку”, “В магазин привезли свежие продукты”, “Вежливый продавец”,“ Покупаем полезные продукты”
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном.
III этап. Заключительный
• Создание игровых проблемных ситуаций, побуждающих детей к самодеятельным играм, к принятию и решению игровых задач.
• Вдохновить детей на самостоятельную игру, разнообразить игру, расширить игровые контакты детей, вводя дополнительные атрибуты, используя по-новому одну и ту же предметную среду и активизирующее общение взрослого с детьми и детей друг с другом.
• Отчет о результатах проектной деятельности в форме выступления на педсовете, презентация проекта.