Валентина Чебунина
«Знакомство с семейским платком». Конспект открытого занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с историей платка.
Задачи :
Образовательные: развитие познавательного интереса к традициям русского народа, истории появления платка у семейских и его назначению. Также можно познакомить с понятием «узор» и характерными элементами росписи (цветами, листьями, их цветовой гаммой).
Развивающие: развитие образного мышления, восприятия, фантазии, творческих способностей, воображения через продуктивную деятельность. Также можно развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, мелкую и общую моторику рук.
Воспитательные: воспитание интереса к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные узоры. Также можно воспитывать уважение к работе народных мастеров и аккуратность при работе с материалами.
Материалы: платки, сундук, кукла, треугольники картона с отверстиями по длинной стороне, заготовки бумажных цветочков, листочков, клей-карандаш, цветная пряжа для изготовления кистей платка.
Ход занятия:(Дети под народную музыку входят в зал)
Воспитатель в семейском костюме:
-Ребята, посмотрите сколько сегодня гостей к нам пришло!
-Давайте с ними поздороваемся, если я хлопну в ладоши один раз, значит мы здороваемся с гостями за руку, если два раза, плечиками, ну а если три раза делаем башенку дружбы.
(Присаживаемся на подушки, находящиеся на полу по кругу)
Воспитатель: -Давайте с вами немного вспомним.
-Мы с вами в какой стране живем (Россия)
-А как зовут самого главного человека в России (В. В Путин)
-Правильно, Владимир Владимирович Путин, наш президент, но давным давно, когда жили наши предки, страной правили цари и царицы, и была такая царица Екатерина, которая хотела чтобы ее все слушались, но были такие люди, которые не захотели ей подчиняться и царица решила отправить их далеко, в холодную Сибирь, где мы с вами собственно сейчас и живем. И называют таких людей семейскими, потому что они жили большими и дружными семьями, где почти в каждой семье было по 10 и даже больше детей. А еще семейские славятся своими красивыми костюмами.
(стук в дверь, приход куклы Вареньки в семейском костюме) здороваемся с куклой
-Ребята, посмотрите какая наша Варенька красивая, а костюм какой у нее красивый, давайте рассмотрим костюм и вспомним, как называется каждая часть костюма (запан, сарафан, пояс, рубаха-станушка).
Кукла Варенька: -Ребята, я знаю, что вы очень любите узнавать что-то новое и интересное. Посмотрите какой у меня сундучок. В сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав, узнаете, что же в нем находится.
-Это предмет одежды- кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковой, пуховой, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что это?
Дети: Платок
Воспитатель:-Да, это платок. Платки бывают самые разные, но сегодня я хочу познакомить вас с платком, которые носили наши предки-семейские.
В старину наши предки кусок материи называли "плат". Женщина покрывала голову куском ткани -платом, отсюда и появилось слово "платок", а еще его называли "атласка".
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. У каждой семейской женщины имелся платок для головы на все случаи жизни: толстые- из шерстяной пряжи (базарские, кашемирики - из тонкой цветной шерсти, тонкие (белые или цветные) для домашней работы. По традиции головы семейских женщин всех возрастов должны быть всегда прикрыты платком, и дома, и на улице. Мы сейчас с вами надеваем головной убор только когда идем на улицу, а в далеком прошлом платки носили даже в доме.
Посмотрите внимательно, какими узорами украшены платки (Листьями, цветами (розы, тюльпаны, васильки, незабудки, гроздья рябины). Изящные, хорошо прорисованные, яркие цветы и изумрудная зелень, а еще на платках есть кисти.
Воспитатель предлагает девочкам набросить на плечи платок и почувствовать, как в нем тепло и уютно.
-А теперь, ребята, я хочу пригласить вас в мастерскую и предлагаю вам тоже создать свой платок, который вы можете подарить нашей гостье. Каждый из вас придумает свой узор и он будет единственный и неповторимый.
(дети украшают треугольник цветного картона аппликацией)
Воспитатель: Но платок был не только украшением, с платком еще и играли. С такой русской народной игрой я хочу вас познакомить. Эта игра называется "Заря-заряница".
(выбираем ведущего при помощи считалочки):
Раз, два, три, четыре, пять
мы собрались поиграть
К нам сорока подлетела
Быть Зарей тебе велела
Проводится подвижная игра "Заря-заряница"-3 раза
(присаживаемся за столы)
Воспитатель: -Ребята, пока мы с вами играли, наши узоры на платочках подсохли, покажите, что у вас получилось.
Молодцы! Ребята, а мне кажется, что чего-то не хватает, поэтому я вам предлагаю украсить наши платки еще и кистями из цветной пряжи.
(дети выполняют, в отверстия треугольника по длинной стороне привязывают веревочки из пряжи, чтобы получились кисти)
Воспитатель: Ребятишки, девчонки и мальчишки, а теперь давайте подарим наши платочки нашей гостье Вареньке, она ведь так их любит носить.