МААМ-картинки

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников»

люба демидова
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательный проект

на тему:

«Сюжетно –ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольников»

(для средней группы)

Тип проекта- познавательно- игровой.

Участники проекта- дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта- один год (1.09.2021- 31.05.2022. гг.)

Актуальность:

Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая играэто деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Цель:

Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру

Задачи:

Образовательные:

1. Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

2. Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.

3. Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

Развивающие :

1. Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Материально-технические ресурсы:

-Методическая и художественная литература;

-Атрибуты к играм;

-Иллюстрационный материал.

Методы проекта :

Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.

Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.

Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

Этапы реализации проекта :

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы:

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Мотивация:

При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не

хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою

деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации

данного проекта.

- определение цели и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения

высокого уровня знаний, умений и навыков.

1 ступень «Ознакомление»

Задачи:

- Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.

- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).

- Знакомить с правилами предупреждения конфликтов.

- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.

- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.

- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Методы:

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.

- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

- Рассказы о людях труда.

- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

2 ступень «Обучение»

Задачи:

- Обучение детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли.

- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

- Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

- Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.

- Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Драматизации литературных произведений.

- Участие детей в деятельности взрослых.

- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Театр воспитателя (самостоятельная игра, стимулирующая воспитанников к игровому взаимодействию, показ ролевого поведения.

- Игры-занятия с игрушкой.

- Беседа после игры (самоанализ).

3 ступень «Самостоятельная игра»

Задачи:

- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

- Развитие самосознания : самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.

- Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно – ролевые игры.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл

дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-

печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены

театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.

Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм

План работы по реализации проекта

Месяц Период Мероприятия Участники

Подготовительный

Сентябрь 1-2 неделя Сбор и анализ методической педагогической литературы.

Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.

Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие». Воспитатель группы

3- 4 неделя Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей.

Средств необходимых для реализации проекта.

Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей.

Подготовка наглядного материала для родителей и детей. Анкета по развитию речи для родителей.

Родительское собрание «Родителям о речи ребенка». Воспитатель группы

родители

Основной

Октябрь 1 неделя Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем, речь развиваем» Воспитатель

Дети

3 неделя Игра «Что делает»

Сюжетно- ролевая игра : «Детский сад»

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Заучивание стихов к осеннему празднику.

Пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра : «У медведя, во бору»

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Повторение дома потешек.

Папка передвижка «Как правильно говорить с ребенком».

Выставка совместных работ родителей и детей – «Улыбки осени.

Осенний праздник «Путешествие в осенний лес». Воспитатель

Дети

Родители

Ноябрь 1 неделя Пальчиками играем, речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).

Дидактическая игра : «Вчера, сегодня, завтра» Воспитатель

Дети

3 неделя Игры – эксперименты с водой и

песком.

Сюжетно- ролевая игра : «Парикмахерская»

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Дидактическая игра «Собери урожай»

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Повторение дома потешек.

Консультация «Игры с ребенком среднего дошкольного возраста в жизни вашей семьи» Воспитатель

Дети

Родители

Декабрь 1 неделя Дидактическая игра : «Назови одним словом».

Сюжетно- ролевая игра : «Больница» Воспитатель

Дети

3 неделя Заучивание стихов к новогоднему празднику.

Дидактическая игра : «Узнай по описанию»

Подвижная игра : «Гуси лебеди»

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Артикуляционная гимнастика

Биоэнергопластика (речь с движениями).

Пальчиками играем, речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Памятка для родителей по развитию речи

Новогоднее представление Воспитатель

Дети

Родители

Январь 2 неделя Дидактическая игра : «Какое время года».

Игра- драматизация : «Морозко» Воспитатель

Дети

3 неделя Сюжетно - ролевая игра : «Магазин»

2-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Дидактическая игра : «Закончи предложение»

Заучивание закличек,песен, стихов.

Рождественские праздники.

Работа с родителями:

Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми». Воспитатель

Дети

Родители

Февраль 1 неделя Повторение стихов, потешек, песен, заклички, чистоговорок.

Сюжетно- ролевая игра : «Аптека» Воспитатель

Дети

3 неделя Пальчиковый театр «Теремок»

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Дидактические игры: «Кто что делает», «Что изменилось»

Работа с родителями:

Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей». Воспитатель

Дети

Родители

Март 1 неделя Дидактическая игра : «Магазин».

Заучивание стихов к празднику 8 марта

Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта. Воспитатель

Дети

3 неделя Рассказывание русских народных сказок.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Повторение стихов и потешек.

Обыгрывание знакомых сказок через пальчиковый театр: «Репка», «Теремок».

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Консультация: «Игры на кухне» Воспитатель

Дети

Родители

Апрель 1 неделя Упражнение: «Чистоговорки». Воспитатель

Дети

3 неделя Рассматривание картинок: «Времена года».

Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель».

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется».

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Папка передвижка: «Чистоговорки». Воспитатель

Дети

Родители

Май 1 неделя Обыгрывание пальчиковых театров «Теремок», «Колосок», «Репка». Воспитатель

Дети

3 неделя Сюжетно – ролевая игра по выбору детей.

1-4 неделя Совместная деятельность педагога и детей:

Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

День общения «Результат совместной работы по проекту «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста». Воспитатель

Дети

Родители

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Период осмысления собственных результатов.

Диагностика детей.

Предполагаемые результаты:

Реализация проекта позволит детям среднего возраста расширить словарный запас существительными, обозначающими предметы ближайшего окружения, прилагательными, характеризующими эти предметы, глаголами, обозначающими возможные действия с этими предметами. Проект позволит активизировать речевое общение между детьми, и, следовательно, развить умение детей самостоятельно организовывать условные действия с игрушкой, предметом- заместителем. Данный проект научит детей связывать несколько игровых действий в цепочку и согласованно взаимодействовать, объединяться в подгруппы для проведения игры.

Работа с родителями:

Консультации :

«Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет»;

«Роль семьи в речевом развитии ребенка;

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей».

«Игры на кухне».

Папка -передвижка: «Чистоговорки»,«Знакомство с пальчиковыми играми».

Рекомендации родителям, как правильно организовать игровую деятельность ребенка в домашних условиях.

Родительское собрание «Родителям о речи ребенка».

Список использованной литературы

1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Издательство: Детство-пресс, 2011. – 523 с.

2. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

3. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

4. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников».

5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи».

6. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей».

7. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры».

8. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».

9. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить».

10. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

11. М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду».

12. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста».

13.«Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 12:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем люба демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД