Елена Гриник
Проект «Светлая Пасха» в старшей группе как метод приобщения детей к русской народной культуре
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх – забавах. Именно поэтому необходимо знакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Именно поэтому знакомство детей с традициями народного праздника помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.
Публикация «Проект „Светлая Пасха“ в старшей группе как метод приобщения детей к русской народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одним из методов приобщения детей к народной культуре является познавательно-информационные и творческие проекты. По продолжительности обычно краткосрочные, то есть, посвящены конкретно одному событию.
Участниками таких проектов, как правило, становятся дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и родители.
В качестве примера, хочу рассказать о нашем проекте «Светлая Пасха» для детей старшей группы, целью которого стало: инициировать творчество детей, через приобщение к традициям русского народа, формировать интерес к старинному православному празднику, развивать чувство причастности к культуре своего народа. Данная цель реализуется через следующие задачи:
продолжить знакомство детей с праздником Пасхи, его историей, традициями и обычаями;
• развивать творческие способности через аппликацию, рисунок;
• развивать физическую активность.
• знакомство с русскими подвижными играми
• развивать музыкальный слух, культуру восприятия колокольной музыки
• развивать культуру речи
При разработке проекта были запланированы следующие результаты: создание методических разработок НОД «Что такое Пасха?», проведение досуга «Праздник Светлой Пасхи», создание картотеки народных игр, проведение выставки творческих работ, оформление картотеки литературных произведений, рассказывающих о празднике Пасха, оформление развивающей среды, способствующей формированию, пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей, создание папки-передвижки для родителей, актуализация потребности родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным православным праздником Пасха, повышение компетентности родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям православного праздника.
Данный проект прошел в три этапа : организационный, реализация проекта, заключительный.
На организационном этапе, совместно с инструктором по ФК, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями сделан подбор детской художественной литературы, видео материала, разработаны конспекты занятий и сценарий досуга. Все родители были проинформированы о данном проекте и их совместном участие.
На этапе реализации проекта проведена ознакомительная беседа с детьми «Праздники души, всегда хороши», с детьми организован просмотр видеосюжетов и иллюстраций по теме, родителям было предложено разучивание стихов, рекомендовано семейное чтение сказок и рассказов о Пасхе : Красношейка (Сельма Лагерлёф, Мальчик и синичка, Сказка про цыпленка (Ольга Максимова, Пасхальное яичко (Олег Игорьин, Сказка про пасхального кролика (Мария Шкурина, Пасхальная сказка про волка, Подснежник и божья коровка (Валентина Ануфриева, Помощник пекаря (Ирина Рогалёва, Чукчин замок (Игнатий Потапенко, Царские писанки (Е. Н. Опочинин, Яичко (Николай Вагнер, Звонарь (Степан Кондурушкин). Все это способствовало получению знаний о православном празднике Пасха, развитие культуры речи, расширение детского кругозора, словарного запаса на примере литературных произведений, укрепление семейных традиций
В ходе реализации данного проекта были проведены : Музыкальная гостиная «Перезвоны России», мастер-класс по росписи пасхальных яиц «Пасхальные узоры», занятие по аппликации «Пасхальная открытка для бабушки», физкультурное занятие «Пасхальные игры и забавы» в результате которых дети расширили свой музыкальный кругозор, приобрели умение узнавать колокольный звон, получили навык росписи, умение правильно работать с клеем и бумагой, освоили правила пасхальных игр и получили яркие эмоциональные впечатления.
На заключительном этапе проекта, прошли итоговые мероприятия: досуг «Пасху радостно встречаем», выставка детского творчества «Пасхальная радость», организована фотосессии участников проекта, что позволило пополнить предметно-развивающую среду продуктами художественно-творческой деятельности детей.
Для организации данного проекта было использовано следующие материально-техническое обеспечение: музыкальное оборудование, мульти-мидийное оборудование, канцелярские принадлежности, цветная бумага картон, детские музыкальные инструменты, костюм зайца, спортивный инвентарь.
На данном примере, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность в детском саду – необходимый элемент современной системы образования. Во время реализации проекта у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, приобретаются практические навыки и самое важное, происходит полное погружение по теме «Светлая Пасха», что позволяет детям с разных сторон познакомиться с традициями и обычаями этого праздника.