Надежда Сорокина
Проект «Страна Понимай-ка» по взаимодействию с родителями или законными представителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей
записка
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
Сухомлинский В. А.
Пояснительная – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
ФГОС ДО обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно.
Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
Кризисная ситуация в семье (нестабильность А. Б. Орлова, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях (исследования А. Д. Андреева, А. О. Карабанова, эмоциональная разобщенность (исследования А. Е. Михайловой, Е. П. Арнаутовой) ведет к нарушению детско-родительских отношений.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей поселка Черемушки и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе 2 младшей «А» группы с семьей. К ним относятся проблемы:
- Неорганизованный досуг детей и взрослых.
- Взаимоотношения родителей и детей.
- Работа родителей за пределами поселка и, как следствие, нехватка времени на занятия с детьми.
В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. Так в методическом руководстве «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» под редакцией Т. Н. Дороновой представлены содержа-ние, формы и методы работы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. В пособии Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья» дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педа-гога с семьей.
Но, на наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных источниках работа с детьми не представлена. В то же время существует ряд программ и технологий по проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А. М. Щипицина «Азбука общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения с взрослыми, однако отсутствует координация работы с ними. По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно.
В связи с этим перед нашими встала задача поиска эффективных форм работы с детьми и родителями.
Актуальность проблемы
состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Поэтому объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, социально-личностный.
Сроки реализации проекта : 2015 - 2019 гг.
Место реализации: II младшая - подготовительная группа, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Щелкунчик", муниципального образования г. Саяногорск 655619, г. Саяногорск, п. Черемушки д. 31.
Участники проекта : педагоги, педагог-психолог, воспитанники и их родители.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Форма реализации проекта : родительский клуб.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически- действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта :
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта :
- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности детей.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
- обобщать опыт семейного воспитания.
Принципы взаимодействия с родителями :
-умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения ребенка с другими детьми.
Проект реализуется в три этапа.
Подготовительный этап (2015г. сентябрь)
(1, 2 недели сентября) предусматривает следующие виды деятельности:
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
• обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы с семьёй.
Основной этап (2015г. октябрь - 2020г. апрель)
В ходе основного (второго) этапа реализации проекта (сентябрь по май) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Аналитический этап (2019г. май)
3,4 недели мая подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы.
Механизм реализации:
Результаты работы над проектом
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы
• Активизация и обогащение педагогическими знаниями и умениями родителей
• Повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей
• Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
• Обобщение опыта семейного воспитания
• Формирование сплоченного коллектива педагогов и родителей- единомышленников,
• Повышение доверия к педагогам группы
• Снижение количества семей группы риска.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
1. уровень педагогической компетентности родителей;
2. уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей и детей;
3. положительные отзывы партнеров и участников проекта;
4. формы сотрудничества семьи и ДОУ ;
5. посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений;
6. отсутствие фактов жестокого обращения с детьми.
Формы проведения работы
с родителями
• Консультации и беседы
• Родительские собрания
• Конференции
• Семинары-практикумы
• Анкетирование
• Дни открытых дверей
• Мастер-классы для родителей
• Деловые игры
• Семейные гостиные
• Участие в праздниках
• Круглые столы
Обратная связь
• Анкеты
• Ответы на вопросы из почтового ящика
• Консультации по запросу
• Рефлексия мероприятий
• Составление плана работы с учетом запросов родителей.
Перспективное планирование по работе с родителями
План реализации Пути решения, результаты
Подготовительный этап (I,II недели сентября)
1. Организовать информационную деятельность 1. Создать стенды и другую наглядную агитацию
2. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми 1. Провести анкетирование родителей по организации дополнительных образовательных услуг
2. Оформить родительские уголки
3. Провести День открытых дверей
Основной (второй) этап (сентябрь-май)
1. Установить партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса 1. Оформить домашнюю игротеку.
2. Организовать проведение праздников
3. Организовать походы и экскурсии
4. Оформить совместные фотовыставки и выставки творческих работ:
2. Привлечь родителей к сотрудничеству 1. Работа в родительском клубе «Страна Понимайка» (круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, диспуты, деловые игры с родителями)
2. Собрать библиотеку для родителей
3. Провести родительские собрания
3. Наглядное информирование родителей :
1. Об истории и традициях ДОУ, группы
2. О возрастных особенностях дошкольников,
3. О значении семейного воспитания,
4. О творческих способностях детей дошкольного возраста
5. Об особенностях художественных искусств в воспитании дошкольников и др.
Заключительный (третий) этап (III, IV недели мая)
1. Итоги,
перспектива В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Выявляются образовательные потребности семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в группе и ДОУ.
Перспективное планирование по работе с родителями в старшей группе.
№п/п Тематика Ответственный
Сентябрь
1 Родительское собрание «Я- семья-род-народ»» Воспитатели, психолог, медработник
2 Помощь в изготовление флажков и ленточек в физкультурный уголок. родители
3 Консультация :«Современные мультфильмы и их роль в жизни ребёнка» .
«Как правильно одевать ребёнка».
«Современная семья»
«Детские выдумки и фантазии» воспитатель
психолог
4 Папка-передвижка «Осень» воспитатель
5 Газета «Азбука безопасности» родители
воспитатель.
6 Фотовыставка «Как мы провели лето» родители
Октябрь
1 Изготовление подарков детьми к празднику «День пожилого человека» Воспитатели
родители
2 Праздник «День пожилого человека» музработник, воспитатели
родители
3 Выставка поделок из природного материала «Подарки осени» родители
4 Консультации: «Какие родители такие и дети»,
«Нежелательное поведение и как с ним быть»
«Как воспитать патриота?»
«Чем чаще болеют дети осенью?» -рекомендации воспитатели, медработник
5 Папка-передвижка «Как провести выходной день с ребёнком» воспитатели
Ноябрь
1 Изготовление подарков детьми к празднику «День Матери» воспитатели
папы
2 Праздник «День Матери»
Организация мам. Изготовление атрибутов к празднику «Краски Осени» родители
3 Праздник «Краски Осени» воспитатели
музработник
4 Рекомендации «Вакцинация от гриппа» медработник
5 Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр. участие пап и мам.
6. Консультация ПДД. «Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения на дороге». воспитатели
Декабрь
1 Консультации: «Если ребёнок вновь твердит вам – Я хочу».
ПДД. «Особенности безопасного поведения в зимнее время».
«Приобщение детей к народным традициям». воспитатели
2 Организация пап. Заливание ледяной дорожки на участке. папы
3 Фоторепортаж, рекомендации «Покормите птиц зимой» родители
воспитатели
4 Круглый стол «В каждой семье свои праздники и традиции» воспитатели
психолог
5 Подготовка к проведению праздника ёлки.
Изготовление новогодних костюмов. Оформление группы. воспитатели
родители
музработник
6 Изготовление оригинальных поздравительных открыток к новогоднему празднику. родители воспитатели
7 Папка-передвижка «Хрустальные игрушки» воспитатели
8 Утренник «Новый год» воспитатели, музработник
родители
Январь
1 «Родительская почта» Тетрадь отзывов и предложений воспитатели
психолог
2 Полезные советы «Наши верные друзья – полезные привычки» воспитатели
3 Фотогазета «Зимние забавы» родители
4 Рекомендации «Основы безопасности жизни дошкольников» воспитатели
5 Консультация ПДД. «Причины нарушения детьми ПДД» воспитатели
Консультация «Разговор с взрослым».
«Как отвечать на детские вопросы?» воспитатели
Февраль
1 Консультация ПДД. «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». «Роль совместного отдыха детей и родителей». «Роль отца в воспитании ребенка». воспитатели
2 Выставка детских рисунков «Лучше папы друга нет» мамы
воспитатели
3 Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка». родители
4 Праздник «День Защитника Отечества» воспитатели
музработник.
Март
1 Выставка детских рисунков «Портрет моей мамы» родители
воспитатели
2 Подготовка к празднику мам. Репетиция с папами музработник
воспитатели
3 Чаепитие ко дню 8 марта. родители
воспитатели
4 Утренник «Поздравление с секретом для мам и бабушек» с участием детей и пап. родители
воспитатели
музработник
5 Организация мам «Огород на окне» родители
воспитатели
6 Консультация ПДД. «Причины детского ДТП»
«Нежелательное поведение и как с ним быть» воспитатели
психолог
Апрель
1 Консультация «Как учить стихи». «Неполная семья. Особенности воспитания». воспитатели
2 Фотогазета «Цветущая весна» родители
3 Папка-передвижка «Нарушение осанки у детей»
4 Видеофильм «Нам вместе весело» родители
воспитатели
5 Рекомендации «Всей семьей- в музей! воспитатели
6 Итоговое собрание. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». родители, психолог
воспитатели
Май
1 Консультация:«Вежливость воспитывается воспитатели
вежливостью».
«Чем и как занять ребенка дома?»
«Ребенок и компьютер».
ПДД. «Дорожные уроки»
2 Акция «Весеннее настроение».(оформление клумб) воспитатели
родители
Перспективное планирование по работе с родителями в подготовительной группе.
№ Тематика Ответственные
Сентябрь
1 Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни».». Анкетирование «Знаю ли я своего ребенка?» воспитатели, медработник, ,
родители, психолог
2 Консультации: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
«Искусство хвалить».
Нравственные отношения в семье и в детском саду».
«Семья- здоровый образ жизни». воспитатели
психолог
физрук
3 Наглядно-тестовая информация «Защита прав и достоинства ребенка» воспитатели
4 Папка-передвижка «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех. (В. Леви). воспитатель
5 Фотовыставка «Ах, лето,лето!»»
родители
6 Пополнение атрибутов к сюжетно ролевым играм в соответствии возрасту. родители
Октябрь
1 Вернисаж «Мои бабушка и дедушка» ко дню пожилого человека родители
2 Выставка подделок из природного материала «Осенние чудеса»
родители
воспитатели
3 Консультация: «Если ребенок дерется».
«Закаливание».
«Семейное чтение»
«Сказка в жизни ребёнка» воспитатели
медработник
4 Папка - передвижка ПДД «Дорога это опасно». воспитатели
5 Развлечение «Волшебница Осень» воспитатели
родители
музработник
6 Пополнить театральный уголок пальчиковым театром, театром из варежек, ко всем русским народным сказкам старшего дошкольного возраста воспитатели
родители
Ноябрь
1 Консультация: «Милая мама моя».
«Как приучить ребёнка к порядку».
«Игры в слова по дороге в детский сад» .
«О чем и как беседовать с детьми после чтения сказки» логопед
психолог
воспитатели
2 Праздник «День матери» воспитатель
музработник
3 Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей воспитатели
родители
4 Папка - передвижка «Справиться с детским непослушанием помогут сказки. воспитатели
психолог
Декабрь
1 Консультации: «Как подружить ребенка с книгой».
«Компьютерные игры: вред или польза?» воспитатели
психолог
2 Помощь пап «Берегите птиц зимой» (изготовление кормушек) родители
3 Родительское собрание совместно с учителем «Будущие первоклассники» воспитатели
4 Пополнить театральный уголок русскими национальными костюмами. мамы
5 Памятка «Спички детям – не игрушки» воспитатели
6 Подготовка к проведению праздника ё лки: изготовление новогодних костюмов, оформление группы. воспитатели музработник
7 Ярмарка поделок, выполненных руками детей и родителей «Новогодний сюрприз» родители
8 Памятка «О мерах пожарной безопасности на новогодних праздниках» воспитатели
9 Праздник «Новогодний карнавал» воспитатели музработник
Январь
1 Фотогазета «Зимушка зима» родители
2 Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»
«Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» воспитатели
3 Памятка «Как мы формируем патриотические чувства у детей (из опыта семейного воспитания)»
ПДД (Зимние опасности на дороге). воспитатели
4 Заливка горки. папы
5 Мастерская для родителей «Изготавливаем массажный коврик» родители
воспитатели
Февраль
1 Развлечение совместное с папами, посвященное Дню защитника Отечества «В здоровом теле - здоровый дух»
воспитатели
музработник
родители
2 Консультации: «Грипп и его профилактика».
«Отец как воспитатель!» воспитатели
3 Фотовыставка «Папы разные нужны - папы разные важны!» воспитатели
родители
4 Выставка
совместных творческих работ родителей и детей «Зимние сказки» родители
воспитатели
5 Папка – передвижка «Рисуем сказку» родители
Март
1 Утренник «8 марта»
2 Фотовыставка «Моя бабушка - лучше всех»
3 Выставка рисунков «Мама и я, счастливые мгновения» Выставка рисунков
4 Информация (ширма) «Витаминный календарь. Весна»
5 Консультация : «Семья и семейные ценности».
«Памятка о вредных привычках в питании».
«Широкая Масленица».
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» воспитатели
музработник
психолог
Апрель
1 Консультация «Осанка. Профилактика заболеваний».
«Развитие творческих способностей ребенка».
«Опыты и фокусы в домашних условиях».
«Организация семейных прогулок». воспитатели
медработник
2 «Огород на подоконнике» воспитатели
родители
3 Информация (ширма) «День космонавтики» воспитатели
4 Выставка совместных работ родителей с детьми ПДД. «Я знаю правила дорожного движения!» родители
5 Оформление выставки
рисунков детей и родителей «День Победы» воспитатели
родители
6 Итоговое собрание «Вот и стали мы на год взрослей…» воспитатели
психолог
Май
1 Консультация: «Осторожно клещи!»
«Основные правила семейного воспитания» воспитатели
медработник
2 Папка - передвижка «Безопасность детей на дороге» воспитатели
3 Информация (ширма) «Времена года. Лето» воспитатели
4 Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» воспитатели
родители
музработник
Литература
1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Кадникова С. Ю. Основы проектной деятельности педагога-психолога. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - М. : ЗАО «МЦФЭР», 2015, - 82 с.
5. Москалюк О. В., Л. В. Погонцева. Педагогика взаимопонимания. - Волгоград: Учитель, 2013. - 123 с.
6. Шитова Е. В. Работа с родителями : практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград: Учитель, 2015. -169.
8 Л. В Михайлова- Свирская «Работа с родителями» Просвещение 2015