ирина журавлева
Проект для среднего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 “Дельфиненок”
Образовательный проект
«Здоровый образ жизни - это сила»
Средний дошкольный возраст
Составила:
Воспитатель
I квалификационной категории
Журавлева И. А. ;
Мaйкоп - 2021г.
Проект : «Здоровый образ жизни - это силa»
Здоровье -это ценность и богатство,
Здоровьем надо людям дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить.
Публикация «Проект для среднего дошкольного возраста „Здоровый образ жизни — это сила“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Пояснительная записка
Сейчас стало часто наблюдаться значительное увеличение количества случаев заболеваемости в зимний период, что требует необходимость использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работы.
Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не в полной мере осознают значимость здоровья, как его сохранить и укрепить.
Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Условиями реализации проекта являются : создание интереса у детей к тематике проекта, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, разработка бесед, проблемных ситуаций, консультаций по теме, создание картотек, альбомов и т. д.
Дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, партнерских отношений работников ДОУ и родителей. Ведь здоровье – это бесценный дар.
Понимая важность здорового образа жизни, было решено запустить проект «Здоровый образ жизни- это сила!».
Участники проекта :
- дети среднего дошкольного возраста группы "Звездочки";
- родители группы;
- воспитатели группы.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта Практико-ориентированный
Вид проекта Групповой
Проблемная ситуация:
Дети не могут в достаточном объёме рассказать об основах здорового образа жизни- Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Основной проблемой является, неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми и нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми- Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста. - Родители недостаточно уделяют внимания формированию здорового образа жизни в семье
Цель проекта : формирование культуры здоровья у детей 4-5 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни; выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить c здоровыми принципами питания, витаминами.
Задачи.
Для детей.
Оздоровительная :
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательные :
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
4. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
5. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
6. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
7. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
8. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
9. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
Для родителей:
Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. Изучить интересы, мнения родителей, к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения;
Организовать консультации и обмен опыта между родителями;
Обогатить родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, закаливанию, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Объединить родителей и педагогов в решении вопроса оздоровления детей и привлечь детей к занятию массовыми видами спорта.
Для педагогов:
Изучить литературу по заданной теме
Создать условия для применения новых методов и приемов при оздоровлении детей
Пополнить методические копилки картотеками самомассажа, дыхательной гимнастики и т. д.
Ожидаемые результаты:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Формы и методы реализации:
- словесные,
- игровые,
- наглядные,
- практические.
- беседы,
- наблюдения,
- чтение художественной литературы,
- игры.
Предметно развивающая среда :
Физкультурный уголок в группе
Спортивный зал
Спортивный участок на территории МБДОУ.
Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
Набор для игры «Я доктор»
Набор для игры «Я работаю в аптеке»
Наглядно-дидактические пособия:
Картинки с изображением частей тела человека
Картинки с изображением различных видов спорта и атрибутов
Картинки с изображением различных ситуаций : «Таня заболела», «Таня делает зарядку», «Таня - замарашка»
Картинки с изображением овощей и фруктов
Картинки с изображением докторов
Художественная литература:
Личная гигиена:
Потешки: «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»
И. Демьянов «Замарашка»
Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Е. Благинина «Аленушка»,Г. Лагздынь «Лапки»
Культура питания:
О. Дриз «Ну и каша!»
Э. Мошковская «Маша и каша»
С. Капутикян «Кто скорее допьет?»
Самообслуживание:
Потешки: «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
А. Кондратьев «Зеркало»
З. Александрова «Мой мишка»
Сон и покой:
Р. Сеф «Тишина»
И. Токмакова «Тихо-тихо»
Режим дня:
Е. Серова «Лягушонок»
А. Говоров «Секрет бодрости»
Дидактические игры:
«Одень ребят на прогулку»
«полезная и вредная еда».
«Азбука здоровья»
«Скорая помощь»
«Где живут витамины»
«Овощи и фрукты»
«Съедобное, несъедобное»
«Кому что нужно»
Методический материал:
пальчиковaя гимнастикa «Наши пальчики»
упражнения самомассажа «Я здоров»
загадки по теме: «Я здоровым быть хочу»
Консультации для родителей:
«Движение - основа здоровья»,
"Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Используемая литература
1. В. Г. Алямовская, Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. - М. : 1993. - 122с.
2. В. И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М. : Просвещение, 2006. – 176 с.
3. М. Д. Маханева, «Воспитание здорового ребенка». – журнал «Дошкольное воспитание». - 2002. - №6. - с. 46-49
4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
5. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».
6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : - М. : Линка- Пресс, 2007. - 108 с. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007
Этапы проекта :
Этапы проекта Содержание деятельности Практическая деятельность
1 этап
Подготовительный Анализ проблемы, определение источников информации.
Ввод в игровую ситуацию.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Планирование деятельности.
Принимают задачу проекта, обозначают заинтересованность в теме и необходимости получений новых знаний. 1. Беседы:
«Откуда берутся болезни? (микробы, вирусы).
«Что делать, если человек заболел?», «Беседа о пользе спорта для здоровья»,
«Мои витамины» и т. д.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2 этап.
Этап аналитический Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме, создание РППС по теме.
Оформление информационного стенда для родителей по теме «Что нужно, чтобы быть здоровым?».
Планируют с педагогом как будут решать проблему: рисовать, оформлять, собирать, разучивать песни; договариваются со специалистами; несут из дома дополнительный материал по теме проекта. Родители принимают участие в образовательном процессе : дома ведут подготовительные беседы с детьми.
3 этап.
практический 1. Цикл познавательных занятий: «Человек и его здоровье».
«Где прячется здоровье?»
2. Чтение литературных произведений и научно-популярной литературы:
энциклопедия для детей «Почемучка»; К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; "Федорино горе"
В. Сутеев «Палочка выручалочка»
Тувим Ю. «Овощи»;
Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»;
Токмакова И. «Мне грустно – я лежу больной»;
Пословицы, загадки по теме.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Магазин».
4. Подготовка материала для реализации данного проекта.
Беседы: «Человек и его здоровье».
«Где прячется здоровье?».
Беседы по прочитанным произведениям.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека».
Познавательное занятие «Правильное питание»
Рассматривание иллюстраций с разными видами спорта.
Викторина «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»
Изготовить атрибуты к играм вместе с детьми и родителями.
Изготовление лэпбукa по теме проектa
4 этап.
Заключительный Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Подведение итогов проекта, диагностика знаний детей. Подводят итоги проекта, выделяют, что им больше всего понравилось, делятся своими знаниями.
Отчет по проекту.
В ходе проекта проведены беседы о закаливании и правильном питании, дидактические игры, а так же ежедневные мероприятия по укреплению здоровья детей (утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; подвижные и спортивные игры; пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм; профилактика плоскостопия (хождение по ребристой дорожке).
В процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили своё здоровье и здоровье окружающих.
Постaрaлись способствовать формированию положительных эмоций, активности в двигательной деятельности. В течение всего проекта продолжали формировать привычки здорового образа жизни : делать зарядку по утрам и после сна, проводили закаливающие процедуры, вели беседы о том, что нужно делать, для того чтобы быть здоровым, с помощью игровых обучающих ситуаций старались вызвать у детей эмоциальный отклик, также читали литературные произведения, анализировали их и делали выводы.
Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей, воспитывать культуру поведения, помогать другу, развивать желание делать поделки совместно с взрослыми. Для детей была проведена викторина «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу».
Для родителей были подготовлены и проведены консультации на темы «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», ««Как с пользой провести выходной день с ребенком?»
Таким образом, в завершении проекта детей сформировалось представление о здоровом образе жизни, дети с удовольствием стали ходить на зарядку, могут рассказать о том, как человеку необходимо заниматься спортом, как важны витамины, а также что не нужно боятся походов к врачу, даже если очень страшно. По итогам проекта 50% детей могут сами рассказать о том, что такое здоровый образ жизни 40 % отвечают на вопросы педагога и свободно ориентируются с помощью наглядного материала, 10 % отвечают на наводящие вопросы воспитателя.