Ольга Болотова
Проект «Сплочение педагогического коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют : положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание.
Цель:
повышение сплоченности коллектива
Задачи:
• Улучшение эмоционального состояния педагогов;
• Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
• Повысить сплоченность педагогического коллектива.
Ожидаемые результаты:
• Воспитатели лучше узнают друг друга.
• Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
• Улучшится психологический климат в коллективе.
• Повысится сплоченность педагогического коллектива.
1. Семинар. «Сплочение педагогического коллектива. Развитие чувства коллективизма»
Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»
Цель: развитие рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.
Упражнение «Крабы»
Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.
Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола мяч.
Упражнение «Сквозь кольцо»
Цель: координация совместных действий, сплочение тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.
Упражнение «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их.
2. Педагогическая гостиная. «Сплочение педагогического коллектива»
Упражнение «Ассоциации».
Каждый участник говорит какое-то слово. Задача соседа с левой стороны – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришлоему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово,
и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть слова:
песня, дружба, команда, общение, коллеги и т. д.
Упражнение «Автобус».
Все участники группы встают в маленький круг, начерченный на полу (это может быть обруч) – это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из автобуса. Задача каждого участника – пробраться от входа к выходу. Главное, чтобы ни один участник не «выпал» из «автобуса». После выполнения упражнения обсуждение.
Упражнение. «Два зеркала»
Все выстраиваются в линию (можно сидеть на стульях, напротив, лицом к педагогам встает один из участников – «немое зеркало». Перед всеми участниками, лицом к немому зеркалу встает «говорящее зеркало». Очень тихо, по одному каждый из членов группы подходит к спиной стоящему «говорящему зеркалу», а «немое зеркало» должно объяснить жестами и мимикой этого человека. «Говорящему зеркалу» необходимо отгадать, кто подошел.
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Описание упражнения: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить группе, нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Каждый из вас скажет, он дарит группе. Я, например, вам дарю взаимное доверие и оптимизм». Далее каждый из участников говорит, что он хотел бы подарить группе.
Психологический смысл упражнения: ритуал, позволяющий завершить тренинг на положительной эмоциональной ноте.
3. Психологический тренинг.
Тренинг проводятся 1 раз в неделю.
Механизм реализации: приводится через цикл встреч с педагогами
Встреча 1.
Упражнение «Приветствие».
Мы будем передавать по кругу мягкое сердце со словами: "Я рада Вас видеть! ", а вместе с этими словами отдавать частичку своего тепла, доброты и любви.
Упражнение «Друг к дружке».
Игра, во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку.
Предлагаются слова, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда будет сказано: «Друг к дружке!», должны поменять партнера.
Упражнение «Постройтесь по алфавиту!»(музыкальное сопровождение)
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Ход: Участникам выдаются буквы алфавита в разном порядке. Задача состоит том, чтобы в короткий срок построиться в ряд по алфавиту. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Обсуждение:
• Удалось ли группе это сделать?
• Что помогало? Поддерживало?
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Упражнение. «Подарки по кругу»
Предлагается нарисовать подарки. Далее участники дарят друг другу на память свои композиции с самыми теплыми пожеланиями.
Упражнение. «Пожелания»
Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы встаете рядом с тем человеком, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому сделали пожелание, продолжает эстафету.
Встреча 2.
Упражнение «Приветствие».
Мы будем передавать по кругу мягкое сердце со словами: "Я рада Вас видеть! ", а вместе с этими словами отдавать частичку своего тепла, доброты и любви.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…».
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что.» Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
• Какие эмоции испытывали во время упражнения?
• Что нового узнали о других?
• Что интересное узнали?
Упражнение «Карета». Необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Встреча 3 и др.
Упражнение «Выбери фигуру»
Выберете ту фигуру, которая вам нравится больше всего.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности
Квадрат Неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность Треугольника способность концентрироваться на главной цели.
Круг. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг. чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура. Комбинирование различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального.
Упражнение «Узнай рисунок»
Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по-другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 - 10 минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».
После завершения работы собирает рисунки в общую пачку. Затем достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:
• Каков этот человек?
• Кто это может быть?
• Участники угадывают автора рисунка.
После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение.
Упражнение «Цветок». На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это …
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Мое хобби…
Вы еще не знаете обо мне, что я.
Упражнение «Сердце коллектива» (музыкальное сопровождение)
Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. (Из ватмана вырезано большое сердце). Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).
И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!
Рефлексия:
Какие чувства испытывали при участии в нашей работе?
Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
«Квик – настройка»
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Педагог 21 века - это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, умеющий постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием.
Грамотно построенная система работы с педагогическими кадрами - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу!