Aнна Oдинцова
Проект «Солнечная страна — Армения»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Общая информация
2. Календарное планирование
3. Заключение
4. Приложения
5. Список литературы
Проект
«Солнечная страна - Армения»
Тип проекта : комбинированный
Возраст детей: старшие дошкольники 5-7 лет
Продолжительность проектной деятельности : краткосрочный (1 неделя)
Раздел программы: национально-региональный компонент
Публикация «Проект „Солнечная страна — Армения“» размещена в разделах
Актуальность. Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно – угорские, тюркские, балтийские, армянские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Мы и наши дети живем в мире межнациональной резни и конфликтов. В связи с чем, с малолетнего возраста, ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешить конфликты» (ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. С. 28)
Проблема:
- Отсутствие знаний детей о различных народах, проживающих на территории Приморского края, их быте, культуре.
Неумение видеть другого человека как носителя культурных ценностей.
Цель: формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи:
- Расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- Познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- Приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Прогнозируемый результат
У детей появится интерес к истории, культуре армянского народа. Расширится кругозор. Будет сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.
Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их национального достоинства.
Ресурсы:
Интеллектуальные - администрация ДОУ; воспитатель; дети старшего дошкольного возраста, их родители и родственники.
Материальные - набор материалов и оборудование (пластилин, ножницы, иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, ИКТ (презентации, наглядные пособия.
План мероприятий
Чтение методической и художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Проведение цикла тематических бесед.
Творческие работы семей по теме: «Кукла в армянском костюме»
Выставка продуктов детской деятельности.
Подбор пословиц, поговорок, загадок национальных.
Подборка «Энциклопедические данные об армянах».
Подборка «Армянские подвижные игры».
Подборка «Армянские сказки».
Подборка «Иллюстративный материал».
Изготовление армянского узора «Элементы Армянского узора».
МЕРОПРИЯТИЯ
1 этап (подготовительно- организационный).
• Подбор методической и детской литературы, иллюстрационного материала, видеозаписей и т. д. по данной теме.
• Составление перспективного плана.
• Подготовка атрибутов для сюжетных игр.
• Сбор различных экспонатов прикладного искусства.
• Проведение бесед, с использованием ИКТ.
• Знакомство с армянскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.
• Знакомство с подвижными играми армянских детей.
• Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.
- Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной одежды «Кукла в армянском костюме».
2 этап (основной).
• Проведение бесед, с использованием ИКТ.
• Знакомство с армянскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.
• Знакомство с подвижными играми армянских детей.
• Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.
- Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной одежды «Кукла в армянском костюме».
- Художественно – продуктивна деятельность – занятие по теме «Элементы Армянского узора», в технике пластинография.
- Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, Познание, Речевая, Художественно – эстетическая деятельность, Физическое развитие.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Понедельник
Знакомство с Арменией. Чтение загадок.
Рассматривание иллюстраций. Сюжетная игра «Пастух».
НОД: Познание. Тема «Путешествие в Армению».
Речевое развитие. Армянская сказка «Берекендан».
Вторник
Беседа: Быт армянской семьи.
Подвижная армянская игра «Перетягивание палки».
НОД: Чтение художественной литературы. Чтение армянской сказки «Счастье глупца»
Прогулка. Подвижная игра «Цветки и ветерки.
Среда
Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей.
Чтение поговорок.
НОД. Речевое развитие по теме «Фрукты Армении»
Прогулка. Подвижная игра «Побеги, подбери и скорее вернись»
Четверг
Чтение армянской сказки «Бесхвостая лиса»
Беседа: «Интересные факты про Армению»
НОД. Пластинографика. Тема «Элементы Армянского узора».
Прогулка. Подвижная игра «Статуя»
Чтение армянской сказки «Волшебная роза»
Пятница
Беседа «В какие игры играли армянские дети и чем они похожи на русские игры».
Чтение сказки «Воробей»
Подвижная игра «Похитители огня»
НОД. Художественно – эстетическое, Рисование «Армения – страна солнца»
Заключение
Без формирования толерантности движение к цивилизованному (гражданскому) обществу невозможно. В настоящее время в среде молодежи достаточно широко распространились националистические настроения, предпосылками которых стали процессы миграции народов. Из–за большого количества переселенцев другой национальности, вероисповедания, собственной неграмотности и нежелания принять новое, возникают конфликты на рассовой почве. Поэтому, именно ДОУ и школа являются важнейшими институтами воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность (терпимость, потому что с раннего возраста надо приучать детей жить в мире и согласии, не смотря на его национальную принадлежность.
Приложение №1
Армения — древняя страна с самобытной культурой и глубокой историей. Здесь до сих пор живы веками чтимые традиции, здесь людей окружает невероятные природные красоты, а местные жители гостеприимны, как в былые времена. Поистине, Армения стоит того, чтобы хотя бы раз увидеть её красоту собственными глазами.
Интересные факты об Армении.
1. Гору Арарат принято считать символом Армении. Вот только сама эта гора находится вовсе не на территории страны — она уже много лет является частью Турции.
2. Европейцы долгое время называли абрикосы армянскими яблоками. Всё дело в том, что раньше фруктам давали названия согласно стране, в которой их выращивали.
3. Впервые христианство стало государственной религией именно в Армении.
4. Если вы мечтаете попробовать армянскую кухню, то будьте готовы к тому, что еда здесь ну очень соленая. Это напрямую связано с климатом — на жаре соль помогает дольше сохранить пищу.
5. Столица Армении – Ереван — является одним из самых древних городов на земле. Даже Рим был построен почти три десятка лет спустя.
6. В Армянских школах шахматы являются обязательным предметом, по которому дети сдают экзамен.
7. Интересно, что в Армении большинство населения — это сами армяне. Только 3% приходится на другие народы.
8. Именно в Армении была построена первая церковь — настоящий клад для паломников.
9. Армянское вино прославлено на весь мир. И не зря, ведь вино здесь делают из особых плодов винограда. Кстати, качество армянского вина было признано даже французами.
10. Абрикос – это символ страны. Если посмотреть на флаг Армении, то нижняя оранжевая полоса символизирует именно этот фрукт.
11. Удивительно, что на пути к Нораванскому монастырю расположилась «Деревня аистов». Почти на каждом столбе есть гнездо, а в нем стоит аист.
12. Скромная по размерам Армения, однако, находится сразу в трёх климатических поясах.
13. В Армении была обнаружена самая древняя обувь, найденная на территории поселка Арени. Предполагается, что обуви более 5500 лет.
14. В 2014 году армянский хлеб был включен в нематериальное наследие ЮНЕСКО.
15. Здания в городе Ереван построены из особого вида камня, который имеет розовый оттенок. Не удивительно, что этот город называют «розовым».
16. В Армении была построена самая длинная канатная дорога в мире – «Крылья Татева», расположенная неподалеку от монастыря Татев. Это сооружение было построено всего лишь за 10 месяцев. Длина его 5752 м. Путь в монастырь занимает всего лишь 11 минут. За час канатная дорога пропускает 200 пассажиров.
17. Армянский коньяк является известным на весь мир. Именно этот напиток так любил Уинстон Черчилль.
18. Армянский народ считает гору Арарат священной, потому что, по мнению армян, именно здесь остановился ковчег Ноя после библейского потопа.
19. Интересно, что, в какой бы точке Армении вы не находились, вы всегда увидите гору Арарат
20. Армения может похвастаться самой древней винодельней в мире. Она сейчас не функционирует, но археологи нашли то, что от неё осталось.
Приложение № 2
Беседа "Что такое толерантность»
Цели:
• ознакомление воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
Задачи:
• дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности;
• развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” воспитанниками).
Воспитатель: Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
- Нашу беседу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Воспитатель: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Нядма) :
Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник, и вдруг взмахнул волшебной палочкой. И предстали перед ними пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Нядма: Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь: Они все прекрасны! Не знаю, кого и выбрать.
-Нядма: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки) :
Девушка по имени Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы) Потому что доброта это самое главное качество в человеке и любовь без доброты не бывает.
Воспитатель: Как вы, думаете, какими качествами должен обладать современный человек. Каким он должен быть. (Ответы детей) Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Он должен быть образованным, порядочным, аккуратным, воспитанным, целеустремлённым. А ещё он должен обладать таким качеством, как толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров. Поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Воспитатель: Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
• во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Воспитатель: толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Слово толерантность давайте изобразим в виде цветка. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лепестков. (Участники высказывают свои мнения). Например:
Воспитатель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва преступления.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Литература:
1. «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно – методическое пособие. Авторы: Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская. Издательство: Ростовский областной ИПК и ПРО. Ростов – на – Дону.
2. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Методическое пособие. Современные подходы. Авторы: О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013год.
3. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Ст. 1.2, принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
5. «Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» - 2009год.
6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»- 2009г.
7. Журналы «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду».
.
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad
https://www.maam.ru/
https://fb.ru/article/271192/natsionalnyie-traditsii-armyanskogo-naroda