ЕленаСоболева
Проект «Я, ты, он, она — вместе целая страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малыш» ГО «Поселок Агинское»
п. Агинское ул. Бадмы Цыренова 4 тел. 83023934182
Проект
«Ты, я, он, она – вместе целая страна»
Номинация: «Мы разные, но мы вместе : воспитание поликультурности и толерантности»
Автор проекта : воспитатель
Соболева Елена Викторовна
2018г.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2018 года –сентябрь 2019 года).
Актуальность проекта
Темочки:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная волевая и духовная незрелость. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания толерантности у старших дошкольников. В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "толерантности" в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей дошкольного возраста, выявили средства воспитания толерантности. Для проверки эффективности средств мы провели исследование.
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания толерантности в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:
• включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
• использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;
• широкое применение методов эмоционального воздействия.
Исследование проводилось на базе нашего детского сада. Исследованием было охвачено 20 детей.
Для выявления уровня воспитанности этики толерантности на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:
1. Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;
2. Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, независимо от их пола, расы, национальности;
3. Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций, а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
Диагностика исходного уровня этики межнационального общения дошкольников на констатирующем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.
Полученные данные послужили практической основой организации и проведения формирующего этапа по воспитанию толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого разработан план занятий, ориентированный на формирование толерантности дошкольников, расширение их межкультурной компетентности, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. С целью повышения уровня толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами был поведён формирующий этап. Результаты контрольного этапа показали качественные изменения толерантности у детей экспериментальной группы на основе приобщения к культуре разных народов.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
В исследованиях последних десятилетий проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. Сформировалось представление о толерантности в работах зарубежных (П. Кинг, Дж. Милль, К. Поппер, А. Тейлор) и отечественных (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, М. Поташник, Г. У. Солдатова и др.) ученых. Единство подходов заключается в понимании толерантности как уважения прав человека, его свободы, человеческого достоинства, забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть. Развитию представлений о сущности толерантности способствовали исследования терпимости как морального качества личности (Д. В. Зиновьев, В. М. Золотухин, терпимости как условия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей (В. Г. Маралов, Г. У. Солдатова, установок толерантного поведения (А. Г. Асмолов).
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения к себе, другим людям, природе и культуре (Л. И. Божович, Е. И. Исаев, В. С. Мухина, В. И. Слободчиков и др.). Л. С. Выготский доказал, что основные факторы психического развития ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому воспитание толерантностиу детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
Цель : Создание условий для воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством народных традиций и фольклора.
Задачи:
• Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста;
• Формирование у детей духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры народов родного края, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
• Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие
Основные принципы:
1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах
Принципы содержания работы:
комплексно- тематический подход к планированию.
личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
интеграция образовательных областей.
использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.
Механизмы реализации проекта
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ с образовательными и культурными структурами п. Агинское.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенныйметод:- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
-наблюдение;- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
-экскурсии,целевыепрогулки.
2. Словесно-образныйметод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
-загадывание и отгадывание загадок;- рассматривание наглядного материала;
-рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей дра-матизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом, дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд.
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Работа с детьми:
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
• Беседы
• Проекты
• Конструирование
• Видеопросмотры
• Экскурсии
• Целевые прогулки
• Фольклорные и тематические праздники
• Театрализованные представления
Инновационная направленность проекта :
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской и бурятской народной культуре.
Новизна проекта. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Участники проекта :
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 4 до 5 лет;
- родители (законные представители).
инструктор по физ. культуре
Календарно-тематический план реализации проекта
Месяц Мероприятия Ответственнные
Сентябрь Беседа «Чем мы похожи друг на друга и что нас отличает друг от друга» воспитатель
Октябрь Игры народов мира (спортивное развлечение,подвижные игры) воспитатель, инструктор по физической культуре
Ноябрь Беседа «Как контролировать свои поступки» воспитатель
Декабрь Новогодние обычаи стран и народов мира музыкальный руководитель, воспитатель
Январь Тематическое развлечение «Колядки» музыкальный руководитель, воспитатель
Февраль Тематическое развлечение «Саагалган» музыкальный руководитель, воспитатель
Март Развлечение «Масленица» музыкальный руководитель, воспитатель
Апрель Мероприятие «Костюмы разных народов» Воспитатель
Май «День Победы» беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей Воспитатель
Результаты реализации проекта : В результате, нами созданы условия для развития толерантного отношения. Налажена организация партнерских отношений между МДОУ и семьями воспитанников. Дети знают, что все люди. внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время проблема воспитания толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.
Таким образом, на основе проведённой опытно – практической работы по воспитанию толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что народные традиции являются эффективным средством воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В результате нашего проекта мы также пришли к следующим выводам, что воспитание толеранстности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы этики межнационального общения. Мы убеждены, что воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.
Как показывают исследования отечественных ученых и наша опытно-практическая работа ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Итак, воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
Углубленная, обогащенная по содержанию работа по воспитанию толерантности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов через народные традиции, проведенная с детьми показала положительную динамику в исследуемой проблеме, что подтверждается на последнем этапе нашего исследования.
Источники:
1. Асмолов А. Г. ,Солдатова Г. У. ,ШайгероваЛ. А. Осмыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
2. Менская, Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т. Б. Менская// Общество и образование в современном мире. -Вып. 2. - М., 1993.
3. Музенитова Э. А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора: дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. — 250 с
Литература
4. Абдулкаримов, Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст]/ Г. Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. – 2002. – № 2.
5. Абсалямова, А. Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст]/А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997.
6. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов. – М. : Мемориал. 2001.- №24.- С. 61-63.
7. Вовк Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л. А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003.
8. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. -С. 24.
9. Дерманова, И. Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. – СПб. :Питер, 2001.
10. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование [Текст]/Г. Д. Дмитриев. - М. : Народное образование, 1999.
11. Дробижева, Л. М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л. М. Дробижева. – М. : Педагогика,1994.
12. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М. Н. Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.
13. Ильинская Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. – СПб., 2009. – 23 с
14. Зимбули, А. Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А. Е. Зимбули. – М. :Просвещение, 1996. С. 233.
15. Камынина, С. Ю. Международное сотрудничество как фактор обновления отечественного дошкольного образования [Текст] / С. Ю. Камынина, Г. Ю. Максимова// Кросс-культурный диалог: Компаратив. исслед. в педагогике и психологии: Сб. ст. / Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир: Нерль, 1999. - С. 37 - 44.
16. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М. : Академ. проект, 2004. - 175 с
17. Кон, И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) [Текст]/И. С. Кон// Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю. В. Чернявская-Мн. : Харвест,1998.- С. 40.
18. Копченова, Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е. Е. Копченова// Психолог в детском саду. - 1999. - № 1. - С. 64 - 66.
19. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию: Учебное пособие [Текст]/Н. М. Лебедева. - М: Ключ - С, 1999. - С. 194 - 210.
20. Люсиер, Г. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса [Текст]/Г. К. Люсиер// Новые ценности образования. -2004.- № 4. - С. 20-24.
21. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.
22. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества [Текст]/В. С. Мухина. – М. : ИПП, 1998.
23. Немов, Р. Психология [Текст]/Р. Немов / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1 Общая психология. – 3-е изд. – М. : гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
24. Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис.. докт. психол. Наук [Текст]/А. П. Оконешникова. - Якутск, 1998.
25. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
26. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова// Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73.
27. Платохина Н. А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ //Дошкольная педагогика. - 2010 - № 5
28. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
29. Снежкова, И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества [Текст]/И. А. Снежкова// Советская этнография – 1982. - № 1 - С. 80 - 88.
30. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
31. Суслова, Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры [Текст]/Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - C. 86 - 89.
32. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" [Текст]/Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26.
33. Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/Э. Суслова// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 25.
34. Уолдер М. О терпимости. Перевод с англ. яз. И. Мюрнберг. М. : Идеал-Пресс, 2009
35. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 2000. – 304с.
36. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем. : в 4-х томах. Т. 1. [Текст]/ К. Фопель. – М. : Генезис, 2003. – 160 с.
37. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]/ И. Ф. Харламов. – М. : Посвещение, 2000. 272 с.
38. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания : (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н. Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С. 16.