Галина Жукова
Снижение депривации методами психолого-логопедической коррекции у детей с тяжёлыми, множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
Жукова Галина Николаевна – педагог-психолог
Демичева Наталья Владимировна-учитель-логопед
Постановка проблемы, с указанием причин.
В ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дом социального обслуживания» (далее ДДИ) проживает более 100 детей. 100 % из которых это дети с тяжёлыми, множественными нарушениями развития (далее ТМНР, в силу того что дети проживают не с семьёй, а растут в закрытом детском учреждение, они живут в ситуации «социальной изоляции». В связи с этим происходит недостаточное поступление стимулов—социальных, чувственных, также сенсорных, что ведет к возникновению депривации.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции : сосанием пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головой, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др. Многие реакции проявляются в генерализованном виде и сопровождаются вегетативной симптоматикой: учащенным пульсом, потливостью, рвотой, запорами, головными болями, тревогой, беспокойством, кожной сыпью и даже судорогами. Что мы можем наблюдать у части наших воспитанников
Степень нарушений зависит от тяжести депривационного фактора, а также от времени начала и перманентности его воздействия. Характерной особенностью депривационных психопатологических отклонений является их обратимость, при изменении условий жизни ребенка, прекращении или уменьшении депривационного влияния. Однако следует отметить, что раз возникшие депривационные нарушения имеют свойство входить в структуру формирующейся личности и фиксироваться. При коррекции депривационных условий они редуцируются, но не исчезают полностью и при декомпенсации психофизического состояния модель прежнего психофизического реагирования возобновляется.
Специалисту, сталкивающемуся с подобными проявлениями, не всегда понятно, с чего начались данные психопатологические отклонения и как выстроить коррекционную работу с ребенком.
В данном проекте был обобщен опыт работы педагога–психолога и учителя логопеда, который окажет помощь специалистам, в работе с целью прекращения или уменьшения депривационного влияния.
Актуальность проекта:
Определяя актуальность проекта, отметим что, педагогическая работа в детском доме с детьми ТМНР должна строиться как комплекс мер коллективной и дифференцированной психолого-логопедической и воспитательной работы, обеспечиваемой согласованными действиями различных специалистов по созданию всесторонних условий для обогащения развития, формирование разнообразного опыта в сфере эмоционального двигательного, когнитивного, сенсорного и социальных отношений воспитанников. Что в свою очередь обеспечит профилактику возникновения депривации. А в ситуации возникновения депривационных психопатологических отклонений создаст условия для прекращения депривационного влияния.
Отсутствие разработанного систематизированного материала в развитии и воспитания детей с ТМНР, преемственность и взаимосвязь в работе различных специалистов затрудняет преодоление депривации у детей данной категории. Все это послужило мотивом для создания данного проекта.
Степень разработанности проблемы.
Изучая данную проблему, столкнулись с тем, что на постсоветском пространстве, до настоящего времени, сохраняется большой дефицит средств описания состояния развития ребенка с ТМНР и возможностей таких детей, а тем более способов и методов которые можно использовать в работе по данной теме.
Однако хотелось бы отмерить настольную книгу сотрудников нашего учреждения, это «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Информационно-методический сборник для специалистов. Под редакцией А. Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О. С. Бояршиновой, канд. биол. Наук. ;
Здесь в доступной форме изложен полезный материал по данной теме.
Остальную информацию собирали по крупицам из источников, с которыми можно ознакомится в разделе литература.
Объект: Система психолого-логопедической коррекции по снижению депривации у детей с ТМНР в условиях ДДИ.
Предмет: Методы и приемы психолого-логопедической коррекции по прекращению или уменьшению по снижению депривации.
Цель:
Разработать рекомендации по снижению депривации у детей с ТМНР в условиях детского дома-интерната методами психолого-логопедической коррекции.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме депривации детей, её последствий и методов коррекции. Отобрать целевую группу.
2. Подобрать материал (диагностику, упражнения, приспособления и изготовить недостающие) для осуществления проекта.
3. Создать поэтапный план реализации проекта.
4. Апробировать систему совместной работы специалистов по прекращению или уменьшению депривационных психопатологических отклонений у детей с ТМНР в условиях ДДИ.
5. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов.
6. Оформить рекомендации.
7. Выпустить брошюру: «Методы психолого-логопедической коррекции по снижению депривации у детей с ТМНР в условиях детского дома-интерната.»
Гипотеза
Если с разработанными рекомендациями, ознакомятся все специалисты учреждения и будут применять её в работе с каждым ребенком с ТМНР, то это в свою очередь снизит проявления депривационных психопатологических отклонений.
Ресурсы
Информационные: методическая литература, интернет-ресурсы.
Материально-технические:
• Ноутбук;
• Аудио-видеоаппаратура;
• Сенсорная комната
• Кабинет логопеда
• Атрибуты для различных игровых позиций.
Принципы построения занятий:
• системность и последовательность подачи материала;
• наглядность обучения;
• цикличность построения занятий;
• доступность;
• развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Тип проекта
• По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный;
• По продолжительности – 2 года
• По количеству детей – 5 человек.
• По самостоятельности – совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Целевая аудитория
• Дети, с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающие в Полотняно-Заводском ДДИ. Включили представителей:
-всех возрастных групп;
-различная тяжесть проявления ТМНР;
- различная тяжесть проявления депривационных психопатологических отклонений.
• Сотрудники
Этапы проекта
Проект состоит из 3 этапов.
Организационный этап
Мероприятия
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Изучение научно - практических и методических источников по проблеме.
Подбор методического материала.
Разработка системы работы.
Диагностика.
Практический этап
Мероприятия Коррекционно-развивающие занятия.
Обобщающий этап
Мероприятия
Итоговая диагностика.
Анализ проделанной работы.
Установление перспективы на будущее.
Разработка рекомендаций.
Подготовка брошюры.
План работы
Первый этап – поисковый проектировочный
Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
-Исследование (первичная диагностик уровня депривации Андрея Кошмина, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная апробация.
- Выявить возможность, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта.
- Выявить исходный уровень проявления депривации у детей с ТМНР.
Второй этап Практическая деятельность
Профилактика и коррекция сенсорно двигательной депривации
Прослушивание музыки.
-Игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка: «Слушай звуки», «Покажи, что звучит», «Будь внимательным», «Узнай по звуку», «Найди мишку», «Близко – далеко», «Покажи звук», «Тишина», «Высоко – низко»
Использование Аромолампы
-Игры на вкусовые ощущения и запах:
«Мы предприниматели», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Фрукт или овощ?», «Что приготовил повар на обед?», «Угадай, какой вкус?», «Найди пару», «Что, каким бывает?», «Лото запахов»
-Использование сенсорных комнат.
Использование тренажёра «Соволет»
Утяжеленный плед Совы.
Яйцо Совы, Сенсорный мешок. Использование тренажёра для офтальмотренажа – Телескоп», «Вижу не вижу», «Верёвочка», «Рисуем носом».
-Использование тренажёра для зрительно – двигательных траекторий: «Дождик», «Листья», «Ёжик», «Цапля и лягушонок», «Волчонок»
Оборудование для релаксации. «Сигнальные метки», дидактические игры: «Волшебная перчатка», «Витаминное лото»
Профилактика и коррекция когнитивной депривации
-«Активное обучение» Лили Нильсен, использование тренажеров:
«Маленькая комната».
«Жилет активности».
-Логоритмика
-Коррекционно-развивающие упражнения:
«Сдуй бабочку с цветка», «Найди одинаковые игрушки», «скачут ножки по дорожке», «Волшебном мешочке», «На что похоже солнце», «Соедини линиями одинаковые игрушки», «Съедобное-несъедобное», «Самое вкусное лакомство», «Четвертый лишний» «Где чей малыш»,«Сходства и различия» и др
Профилактика и коррекция эмоциональной депривации
-Эмоциональное общение
Психо гимнастические упражнения: «Обзывалки», «Слушай команду», «Два барана», «Кто за кем?», «Тух-тиби-дух», «Жужа», «Камень мудрости», «Замри», «Аэробус», «Разрывание бумаги», «Бумажные мячики», «Тряпичная кукла», «Дракон», «Тряпичная кукла и солдат», «Глаза в глаза», «Путешествие на облаке», «Маленькое привидение», «Черепаха», «Обзывалки», «Быстрые превращения», «Птенцы», «Попроси игрушку», Кто за кем?»,«Прогулка с компасом», «Поссорились два петушка», «Зайчики», «Иголка и нитка»
«Я вижу.», «Дракон кусает свой хвост», «Приведение», «Замри», «Толкалки, «Скучно, скучно так сидеть», «Лисонька, где ты?», «Рубка дров», «Сова», «Головомяч», «Почесать спинку», «Аэробус», «Смеяться запрещается», «Бумажные мячики», «Камень мудрости» «Глаза в глаза», «Маленькое привидение», «Замри» и др.
Профилактика и коррекция социальной депривации
-Прогулки по учреждению
-Прогулки по территории
-Прогулки на детскую площадку.
-Прогулки в лес
-Экскурсии.
-Поездки.
-Тематические занятия: В гости, день рождения. Праздник.
Сюжетно ролевые игры:Магазин, больница и т. д
Третий этап. Обобщающий.
-Анализ проделанной работы.
-Установление перспективы на будущее.
-Разработка рекомендаций.
-Подготовка брошюры.
Конечный продукт проекта
На конечном этапе провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, оформить рекомендации, и выпустить брошюру: «Методы психолого-логопедической коррекции по снижению депривации у детей с ТМНР в условиях детского дома-интерната.»
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Важной частью работы является диагностика ребенка.
На начальном этапе педагогом-психологом и логопедом проводится обследовании детей. Выясняется исходный уровень развития проявления депривации ребенка.
После половины занятий проводится промежуточная диагностика с целью коррекции проекта.
В конце подготовки проводится заключительная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов.
Диагностика, составленная на основе симптомов проявления депривации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Андрей Кошмин).
Условные обозначения при оценке:
0- нет проявлений,
1- редко
2- часто
3-всегда
Оценка результатов
С целью определения выраженности деривационных психопатологических проявлений, суммируются все позиции теста по конкретному ребенку. Выводится общий показатель.
Количественные показатели выраженности депривации
60-75 – очень высокий уровень
41-59- высокий уровень
21-40- средний уровень выраженности проявлений депривации
6-20- низкий уровень выраженности проявлений депривации
0-5- признаки депривации носят незначительный характер или отсутствуют (условная норма)
Литература
1. Выготский Л. С., //Развитие высших психических функций. – М., 1984, т. 4;
2. Данилюк С. В., //В кн. Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М., 1994;
3. Козловская Г. В., // Варианты психической депривации и их влияние на процесс формирования личности у слепых детей // В кн. Матер. VIII конф. молодых научных сотрудников. – М., 1969, С. 64-65;
4. Козловская Г. В. Проселкова М. Е. ,//Особенности психических нарушений у детей сирот раннего возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1995, №5, С. 52-56. ;
5. Козловская Г. В., Проселкова М. Е., //Нарушения психического развития у детей сирот // Журнал невропатологии и психиатрии С. С. Корсакова. 1995. №5. С. 52-56. ;
6. Козловская Г. В., Проселкова М. Е., Парааутизм - психогенная форма аутизма // Развитие личности, 2004, № 3, С. 83-93. ;
7. Лангмейер Й., Матейчик З., //Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. – 334 с. ;
8. Лисина М. И., Дубровина И. В. ,//Психическое развитие воспитанников детского дома. – М., 1990. ;
9. Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей /сост. Л. В. Лобода; ред. Е. В. Поле. – 2-е изд. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 80с.
10. Орлов Ю. М. //В кн. Дети с отклоняющимся поведением, М 1989.;
11. Пиклер Э., //Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред. -сост. B.C. Мухина. М., 1991. ;
12. Проселкова М. О., //Особенности психического здоровья детей-сирот: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1996. ;
13. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Информационно-методический сборник для специалистов. Под редакцией А. Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О. С. Бояршиновой, канд. биол. Наук. ;