Лучший педагог года

Проект «Слава русской старине» для детей 5–6 лет

Пахомова Нина
Проект «Слава русской старине» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы проекта - воспитатели группы комбинированной направленности для детей от 5-6 лет.

Целевая группа – воспитанники группы комбинированной направленности от 5-6 лет.

Проект :

• по характеру контактов – открытый;

• по количеству участников – групповой;

• по продолжительности – долгосрочный.

В работе над проектом участвуют :

• дети 5-6 лет

• воспитатели;

• родители (законные представители);

• музыкальный руководитель.

Публикация «Проект „Слава русской старине“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Образовательные области:

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие;

• Физическое развитие.

Проблема: недостаточная информированность детей дошкольного возраста о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.

Цель: формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).

Задачи:

• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

• прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха);

• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание, чувство любви к Родине и уважения к русскому народу; развивать активную гражданскую позицию;

• развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

• приобщать родителей к истокам русской культуры, традициям и ценностям русского народа, к нравственным и духовным ценностям русской культуры через практические формы работы (привлечение к участию в развлечениях, выставках, мастер-классах, оформление тематических альбомов);

• объединять усилия дошкольного образовательного учреждения, и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий для духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Гипотеза проекта : если прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха, то это будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста.

Методы работы

Наглядный метод

• просмотр фильмов, презентаций;

• рассматривание иллюстраций;

• знакомство с экспонатами музея «Русская изба»;

• составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД.

Словесный метод

• чтение стихотворений, сказок, былин;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.);

• загадывание загадок;

• разучивание пословиц, потешек, поговорок;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц;

• проведение викторин, конкурсов;

Практический метод

• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.);

• рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД;

• организация календарно – обрядовых праздников.

Формы работы с детьми.

• Организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;

• Проведение календарно – обрядовых праздников (4 праздника в год, осень – «Пётр Павел Рябинник» (или «Сергий – капустник», или «Саватий – пчеловник»); зима – «Колядки», «Масленица»; весна – «Посиделки у самовара» (или – «Благовещение – птиц на волю отпущение», или «Егорьев день»).

• Просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей.

• Разучивание элементов русского фольклора.

• Организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей).

• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.

Этапы проекта :

• организационно- подготовительный

• практический

• заключительный

Этапы реализации проекта :

Организационно-подготовительный Сентябрь

Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры

2. Практический В течение учебного года Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.

Организация взаимодействия с родителями.

3. Заключительный Май

Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Ожидаемые результаты проекта :

• проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;

• знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;

• знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т. п.)

• участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;

• знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);

• воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.

Взаимодействие с родителями при реализации проекта :

• выступление на родительских собраниях;

• консультации для родителей;

• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

• проведение совместных мероприятий (календарно – обрядовые праздники, выставки);

• изготовление родителями вместе с детьми творческих альбомов «Слава русской старине.

Продукт проектной деятельности :

• Перспективное планирование «Приобщение детей старшего возраста к истокам русской культуры»

• Сборник конспектов НОД.

• Сценарии календарно – обрядовых праздников.

• Альбомы «Слава русской старине

Этапы реализации проекта :

I этап – организационный

Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка плана реализации проекта.

• планирование форм работы по реализации задач (беседы, НОД, продуктивная деятельность, игровая деятельность (подвижные игры, народные игры); консультации для родителей, воспитателей, активные формы взаимодействия;

• организация предметно – развивающей среды в музее «Русская изба»;

• работа с методической литературой, интернет – ресурсом;

• подготовка конспектов НОД, презентаций, сценариев мероприятий;

• информационная работа с воспитателями, специалистами, родителями;

• подбор музыкального и литературного материала

II этап – основной этап реализации проекта. Перспективное планирование.

№ Тема Программные задачи Предварительная работа

Октябрь

1 Здравствуй, музей «Русская изба»

Знакомить детей с понятием «музей», назначением, видами музеев. Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Развивать интерес к посещению музея «Русская изба». Расширять активный словарь: музей, экскурсовод, экспонат, выставка, изба, печь, лавка, кочерга и т. д. Презентация; рассматривание иллюстраций, фотографий и предметов обихода.

2 Знакомство с особенностями русской избы

«Матушка - печка» Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Прививать интерес к самобытной красоте жизни наших предков. Активизировать словарный запас: изгородь, плетень, околица, хозяйство, изба, печь, ухват, чугунок, лопата, кочерга. Чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь и предметы быта; рассматривание иллюстраций, фотоальбома «Чудо-печь».

3 Русское гостеприимство

«Самовар кипит – уходить не велит» Знакомить с традицией русского гостеприимства и чаепития. Знакомить с кухонной утварью, ее возникновением и использованием. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков. Презентация; чтение сказки «Федорино горе», рассматривание альбома «Русский самовар», мини-выставка «От самовара к чайнику»

4 «Праздник урожая». Труд людей осенью.

«Как хлеб на стол пришел» Расширение представлений детей об уборке урожая осенью. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду взрослых.

Формировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Познакомить с зерновыми культурами и разнообразием хлебобулочных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обогащать словарный запас.

д. Чтение «Три ржаных колоска» С. Топелиуса, рассматривание репродукций с изображением уборки урожая в саду, в поле, огороде.

Чтение «Слепая лошадь» К. Ушинского, беседы о разнообразии.

5 Календарно – обрядовые праздники осенью Ознакомление детей с традиционными календарно-обрядовыми праздникам, которые отмечались осенью: «Пётр Павел рябинник», «Сергий – капустник», «Тит грибной», «Куприянов день» и т. Просмотр презентаций, беседы, разучивание, игры хлебобулочных изделий.

Проведение календарно – обрядового праздника «Пётр Павел рябинник» (или «Сергий капустник», или «Савватий – пчеловник»)

Ноябрь

1 «Вся семья вместе – и душа на месте» Знакомить с семейными традициями в старину на Руси; приобщать к бытовой и семейной культуре предков; воспитывать уважение к старшим. Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, фольклора.

2 «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Знакомить детей с историей возникновения электрической лампочки. Познакомить с предметами русского быта : лучиной, свечой, керосиновой лампой. Активизировать словарный запас. Чтение сказок «Огниво», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок», рассматривание альбома «История лампочки»

3 «Путешествие в страну волшебной прялки» Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда: прялкой, веретеном. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. Расширять словарный запас: пряха, прялка, веретено, пряжа, рукодельница Чтение сказки «Морозко», «Хаврошечка», рассматривание альбома «Женские ремесла», выставка «Рукоделие наших бабушек»

4 «Путешествие в прошлое одежды. Русский народный костюм» Конкретизировать представления о традиционном народном костюме. Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых. Учить классифицировать предметы одежды. Знакомить с принципами украшения одежды, орнаментами, цветом. Рассматривание альбома «Одежда крестьян», игра «Одень куклу», рассматривание одежды, разучивание русских народных игр, презентация.

3 «Путешествие в прошлое утюга и стиральной машины» Знакомить детей с историей утюга. Вызвать интерес к предметам обихода прошлого. Расширять активный словарь: каток, валек, чугунный утюг, угли, электричество.

Научить понимать назначение стиральной машины; человек создал стиральную машину для облегчения своего труда. Познакомить с предметами быта русского народа, использованными для стирки белья. Расширять словарный запас: каток, валек, корыто, стиральная доска. Чтение русских народных сказок, рассматривание альбома «Электрические приборы».

Рассматривание альбома «От камня до стиральной машины», чтение сказки «Мойдодыр», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Декабрь

4 «Рукоделие на Руси» Знакомить детей с такими видами традиционного рукоделия как вышивка, вязание крючком, ткачество, кружево. Прививать интерес и уважение к труду наших предков. Показать преемственность поколений. Активизировать словарь детей. Чтение сказок «Морозко», «Золушка», выставка «Рукоделие», рассматривание альбома «Русские узоры», презентация «Ткачество на Руси».

1 «На печи сидим, сказки слушаем» Закрепление знаний о русских народных сказках, их видах, героях, смысле и особенностях. Познакомить с новыми для детей сказками. Закрепление понятий «печь», «сундук», «лучина». Закрепление знаний о животных – диких и домашних – героях сказок Чтение сказок «Крошечка Хаврошечка», «Бычок смоляной бочок»; игры, кроссворды, презентация

2,3 Праздники Рождество, история Нового года, Святки, Колядки Знакомить с праздниками народного календаря и традицией их отмечать. Приобщать к истокам русской народной культуры. Создать положительный эмоциональный настрой. Беседа с детьми о народных праздниках и обычаях, слушание русских народных песен, рассматривание иллюстраций.

Январь

«Пришла Коляда – отворяй ворота!» Проведение календарно – обрядового праздника.

3 «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Синяя сказка Гжели» Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – Гжель. Углубление и уточнение представлений о жизни русского народа в прошлом и настоящем. Расширять словарный запас. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации

4 Народные промыслы. Глиняная игрушка. Знакомить с промыслами, их особенностями (Дымково, Филимоново, Хлуднево). Развивать знания о культуре и ценностях русского народа. Рассматривание альбомов, предметов обихода, репродукций по народным промыслам. Презентации

Февраль

1 «Праздник Масленицы» Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Масленица. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Формировать эмоциональную отзывчивость. Развивать речь, разучивая заклички. Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», разучивание народных хороводов, песен, изготовление атрибутов для театрализованного представления.

Проведение календарно-обрядового праздника «Широкая Масленица»

2 «Богатыри земли русской» Знакомить с традицией защиты Родины – богатыри, витязи, воины, дружина. Знакомить с историей, со старинными былинами, сказаниями о богатырях и героях. Воспитывать любовь к Родине, желание защищать и беречь её. Беседы, чтение, презентации, рассматривание картин Васнецова.

3 «Устное народное творчество» Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами. Дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Заучить новую считалку с целью применения в игровых ситуациях. Стимулировать запоминание малых форм фольклора. Слушание народных песен, разучивание считалок, потешек, рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам.

Март

1, 2 Закликание весны. Весенние обряды и праздники

«Благовещение – птиц на волю отпущение»

«Алексей – с гор потоки»,

«Егорьев день» Знакомить с традицией встречи весны на Руси

Знакомить с обрядами и традициями на Руси весной, с трудом людей весной, календарно-обрядовыми праздниками, связанными с прилётом птиц, с весенними изменениями в природе, традиции встречи весны, заклички, песни, обряды. Изготовление жаворонков. Разучивание закличек. Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы, продуктивная деятельность (аппликация, конструирование»

3 «Знакомство с народной куклой. Матрёшка» Продолжить знакомство с историей старинной игрушки, особенностями изготовления и росписи русской матрёшки (Семёновская матрёшка, Майдан, Сергиев Посад) Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы

4 «Знакомство с русской кухней. Каша – матушка наша» Знакомить детей с блюдами национальной русской кухни. Показать преемственность поколений. Воспитывать интерес и уважение к истории русской кухни. Расширять словарь детей. Познакомить с разными видами и способами приготовления каш на Руси. Беседа «Мои любимые блюда», отгадывание загадок о кухонной посуде, овощах и т. д.

Презентация. Чтение сказки «Крупеничка»

Апрель

1 «Народная тряпичная кукла» Знакомить детей с видами русских народных кукол : игровые, обереговые, обрядовые. Знакомить с процессом изготовления куклы-закрутки, куклы-пеленашки. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. Расширять словарный запас: закрутка, пеленашка. Презентация, рассматривание фотоальбома «Куклы»,

беседа «Моя любимая игрушка».

2 «Деревня, село, город». Труд людей весной. Закрепить знания о русской деревне, чем отличается деревня от села, рассказать об истории появления нашего города. Презентация, создание макета деревни и села, чтение и разучивание стихотворений о русской деревне

Проведение календарно – обрядового праздника «Посиделки у самовара» (или «Благовещение», или «Егорьев день»)

4 Праздник Великой Пасхи Знакомить с традициями русского народа - обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям Беседы с детьми о народных праздниках, рассматривание альбома «Русские праздники», мини-выставка коллекции сувенирных яиц.

Май

1 «Пчёлкины заботы» Знакомить с весенними изменениями в природе и жизни людей, животных, насекомых; с традицией сбора мёда, праздником «Медовый спас» Чтение художественной литературы и фольклора, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы

2 Итоговое развлечение «Веселые посиделки» Совершенствовать знания о предметах старины, обрядах, праздниках, традициях. Развивать интерес к старине, народному творчеству. Активизировать словарный запас. Подвести итог изученному в течение года. Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции Разучивание пословиц и поговорок о труде, мини-выставка, повторение народных игр, хороводов, песен, частушек; викторина

3, 4 Мониторинг на конец года. Оформление материалов проекта.

III этап заключительный.

Подведение итогов проекта. Определение перспектив дальнейшей работы.

Литература:

1. Бударина. Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С. -Петербург,1998.

2. Князева. О. Л., Маханёва. М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С. Петербург. 1998

3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

4. Л. А. Лялина. Народные игры в детском саду. М 2009

5. Дыбина О. В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М. :Издательство «ТЦ Сфера», 1999.

6. Короткова М. В. Путешествие в прошлое русского быта. – М. : Издательство «Дрофа», 2006.

7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

Интернет – ресурсы:

1. https://nsportal.ru/

2. https://doshkolnik.ru/

3. https://www.maam.ru/

4. https://festival.1september.ru/

Публикации по теме:

Образовательный проект «Этих дней не смолкнет слава. 75 лет со дня Победы Великой Отечественной Войны» Образовательный проект "Этих дней не смолкнет слава. 75 лет со дня Победы Великой Отечественной Войны" Подготовительная группа 1. Пояснительная.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава!» (подготовительная логопедическая группа)Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава!» (подготовительная логопедическая группа) Введение Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольниковПознавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле,.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Проект для разновозрастной (3–5 лет) группы «Этих дней не смолкнет слава!» Никто не забыт, Ничто не забыто …» Актуальность 9 Мая весь народ нашей страны будет отмечать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава»Проект в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава» ПРОЕКТ в подготовительной группе «Этих дней не смолкнет слава» Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Слава русской старине» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 16:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Слава русской старине» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Пахомова Нина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД