Оксана Казакова
Долгосрочный проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта : психолого-педагогический.
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы №11, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Темочки:
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили меня в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир. Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
-трудности в поиске друзей среди одноклассников,
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель проекта : формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».
4. Картины художников:
5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.
Используемая литература:
А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение,
ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.
Завьялова Н. А., Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе, -Учитель, 2009.
Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада/ З. А. Михайлова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 56с
Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М. : Школа – Пресс, 1998. – 156с. 14.
Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей/
А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - Спб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 52с. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику/ А. А. Смоленцева. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008. – 49с
Обучаем детей грамоте в игровой форме // И. А. Быкова. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005. – 67с. 17.
Т. А. Сидорчук. Окно в школьный мир : Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) Стр. 63
Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению : Программа – конспект/ Д. Г. Шумаева. – СПб: «Детство - Пресс», 2010.-160с
ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы
Между педагогами МБДОУ № 104 и учителями МСОШ № 27 г. Ульяновск сложились продуктивные формы сотрудничества по реализации плана подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия:
взаимное ознакомление с программами;
посещение открытых уроков и занятий;
сотрудничество с методическим кабинетом;
совместное участие в педсоветах и семинарах;
взаимосвязь педагогов-психологов детского сада и школы, обмен новинками психолого-педагогической литературы;
сотрудничество с медработником.
План реализации проекта
Тема и форма проведения мероприятия, участники
Месяц, Образовательные области Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь НОД «День знаний. Скоро в школу мы пойдём».
Экскурсия в школу. (Приложение 1)
Подбор психолого-педагогической литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.
Диагностика. Помощь родителей в подборе иллюстрированного и видеоматериала.
Родительское собрание: «От дошкольника к школьнику».
Октябрь
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие Беседа: «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе».
Беседа :
«Профессия — учитель»
НОД. «Кто нас учит в школе?» Консультации:
«Психологический портрет ребенка 6-7 лет»
«Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
«Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе».
«Ваш ребенок идет в школу».
Художественно – эстетическое развитие
Познавательное развитие НОД «Рисование» - «Школьный портфель».
Интеллектуальная игра «Я знаю все»
Речевое развитие
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мы играем в школу». Папка-передвижка «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья!», «А мы в школу пойдем».
Ноябрь
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие Экскурсия в школу.
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ)
Сюжетно-ролевая игра «Школа» Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».
Речевое развитие Познавательное развитие НОД «Речевое развитие» - «Школа. Школьные принадлежности». Консультация «Леворукий ребёнок».
Речевое развитие
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: В. Берестов «Считалочка». Памятки, буклеты: «Влияние установок взрослых на развитие детей»
«Основные психологические особенности будущего первоклассника»
Речевое развитие Познавательное развитие Театрализованная игра: «Петрушка идет в школу».
Декабрь
Речевое развитие Ситуативная беседа «Почему нужно учиться?», «Вспомним, какими мы были в младшей группе» Памятка для родителей: «Готовим руку к письму»
Речевое развитие
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: В. Воронкова «Подружки».
Познавательное развитие
Речевое развитие НОД «Путешествие по сказке Гуси - лебеди». Деловая игра «Идем в школу с радостью» (Приложение 2)
Физическое развитие Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена». Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»
Январь
Художественно – эстетическое развитие
Познавательное развитие НОД «Аппликация» «Закладка для книги «Мышка»» (подарки ученикам 1 класса)
Интеллектуальная шоу-игра «Волшебный квадрат»
Речевое развитие
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения».
НОД «По дороге в школу» Папки-передвижки: «Рекомендации по здоровьесбережению будущих дошкольников»
«Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду»
«Психологическая готовность к школьному обучению»
Февраль
Речевое развитие
Познавательное развитие Дидактические игры: «Для чего нужен предмет», «Первоклассник». Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников».
Художественно – эстетическое развитие Познавательное развитие
Речевое развитие Театрализованная игра: «Незнайка идет в школу».
Выставка детских работ «Я рисую школу» Родительское собрание:
«Скоро в школу»
Речевое развитие Познавательное развитие НОД «Путешествие с солнечным зайчиком»
Чтение пословиц и поговорок о школе.
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие Беседа: «Моя любимая игрушка» Интеллектуальная викторина
«Счастливый случай».
Март
Речевое развитие Познавательное развитие Загадки: о школе, школьных принадлежностях.
Экскурсия в школьную библиотеку Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе»»
Физическое развитие
Речевое развитие Самомассаж пальцев и кистей рук «Наш веселый карандаш» (с ребристым карандашом). Пальчиковая гимнастика «В школу».
НОД. «Составление рассказа по картине «Скоро в школу!»
Речевое развитие
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи», «Собирание портфеля», В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы».
Речевое развитие Театрализованная игра: «Мальвина учит Буратино». Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Режим дня для первоклассника»
Апрель
Речевое развитие Игра – фантазия «Когда я буду учеником…»
Социально – коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Сюжетно – ролевые игры: «Магазин канцтоваров», «Школьный урок».
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
НОД «Звучащие кубики»
Речевое развитие Познавательное развитие Чтение художественной литературы: умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность». Помощь родителей в подборе иллюстрированного материала для изготовления стенгазеты «В добрый путь!».
Речевое развитие Театрализованная игра: «Незнайка собирает портфель»
Май
Художественно – эстетическое развитие Мастер-класс «Аппликация» - «Пригласительная открытка на выпускной бал». Родительское собрание «Что должен знать ребёнок 6-7 лет при поступлении в школу».
Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие Песни, стихи про детский сад.
Выпускной бал.
Диагностика