Папки-передвижки

Проект «Сказочная карта России»

Елена Александровна Толкачёва
Проект «Сказочная карта России»

Семинар - практикум

«Игры и упражнения с использованием нейротренажеров в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста»

Ставрополь, 2024

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами играми и упражнениями с использованием нейротренажеров, которые можно использовать для развития и коррекции речи.

Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущественно в интеллектуальном развитии.

Мы наблюдаем, что у детей, имеющих, недостаточную сформированность высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, как правила наблюдаются и нарушения речи, что свидетельствует о незрелости определенных структур головного мозга.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно подключаем отработку и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие (норма, а можно — с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы,

способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Нейротренажеры – тренажеры предназначены для стимуляции, работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, и активизации речи.

Примеры некоторых нейротренажеров, игр и упражнений, которые могут быть использованы для активизации, развития и коррекции речи:

Су-Джок массажеры - легкий шарик с острыми шипами. Внутри шариков- «ежиков» находятся два металлических кольца. Способствует развитию мелкой моторики, речи, при плохой подвижности пальцев.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика.

Межполушарная доска - инструмент для развития интеллекта, нейротренажер для развития ребенка, его мыслительных операций и способностей к обучению. Игрушка представляет собой планшет с рамкой для вкладывания, 3 досочки с замысловатыми трафаретами, 2 стилоса – палочки. Для игры нужно на планшете установить досочки так, чтобы изображения были зеркальны друг другу.

Межполушарные лабиринты – трафареты - это нейротренажёр для межполушарного развития. Доска с двумя зеркально расположенными лабиринтами, которые нужно проходить одновременно. При синхронном выполнении упражнений задействуются оба полушария мозга, и между ними разрастаются нейронные связи. Мозг может лучше контролировать всю поступающую от сенсорных систем информацию и легче переключаться на нужный вид деятельности.

Также являются разновидностью межполушарных досок, со сменными вкладышами. Их можно использовать как на доске, так и отдельно на листе бумаге.

Двуручное рисование — это метод развития межполушарного взаимодействия и творческих способностей дошкольников.

Он активизирует оба полушария мозга (правое и левое) и учит мозг работать слаженно и эффективно. Рисование двумя руками (одновременное или попеременное) способствует формированию и укреплению нейронных связей в головном мозге, улучшает межполушарное взаимодействие. Это обеспечивает ребёнку всесторонний охват явлений внешнего мира, даёт возможность осваивать новые навыки и быть успешным в любом виде деятельности.

Задачи метода:

• развитие мелкой моторики;

• развитие мышления;

• развитие пространственного восприятия;

• формирование навыка двуручного рисования;

• воспитание умения контролировать свою деятельность.

Кинезиологические упражнения (схемы на переключение) – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше либо не принимали участия, либо были недостаточно задействованы в учении и в решении поставленных задач.

Здесь работа может быть направленна, над темпом, ритмом речи. С помощью игр, можно проводить дифференциацию звуков, отрабатывать поставленные звуки, работать над лексикой.

Нейроскакалка - тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи.

Инструкция игры: определить сколько в слове слогов, и прыгнуть столько раз сколько слогов в слове

• Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

• Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей, предметы обуви и т. д.)

• Дидактическое упражнение «Назови первый звук».

• Чтение чистоговорок.

Балансиры – Балансборд — игровой тренажер, который применяют для развития межполушарных связей и в методике мозжечковой стимуляции. Это помощник для тренировки баланса, улучшения сенсорной интеграции и развлечение, которое понравится детям любого возраста. Ребенок может использовать баланс борд c лабиринтом по-разному: использовать доску только как балансир: удерживать равновесие, задействует мышцы пресса, ног, грудные, ягодицы и мышцы-стабилизаторы; стоять на доске и одновременно управлять шариком в лабиринте при помощи баланса тела; взять лабиринт в руки и двигать шарик балансом движения рук или пальцами. И все занятия, и игры с тренажером принесут пользу и помогут: улучшить крупную моторику; развить логическое мышление; стимулировать концентрацию внимания; работать с улучшением навыка чтения и письма; улучшить работу вестибулярного аппарата и ориентацию в пространстве; развить координацию; Балансборд с лабиринтом — полезная игрушка, развивающий, спортивный тренажер для увлекательных игр и занятий с детьми.

Таким образом, активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей не только психические процессы, но и речевые недостатки, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и коррекции.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Основным требованием к использованию нейроигр, является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно увеличивая время и сложность.

Публикации по теме:

Коллективная работа по рисованию карандашами с элементам оригами «Карта России» детей подготовительной группыКоллективная работа по рисованию карандашами с элементам оригами «Карта России» детей подготовительной группы .

Дидактическое пособие-пазл «Карта России»Дидактическое пособие-пазл «Карта России» Ни для кого не секрет, что игра – это основной вид деятельности дошкольников. Она зачастую помогает нам, взрослым/, успешно и доступно преподнести.

Конспект мастер-класса для педагогов «Интерактивная магнитная карта России в работе с детьми»Конспект мастер-класса для педагогов «Интерактивная магнитная карта России в работе с детьми» МАСТЕР-КЛАСС Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством интерактивной магнитной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Сказочная карта России»
Опубликовано: 22 августа 2024 в 02:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказочная карта России»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Толкачёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

 22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.

19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД