Елена Александровна Толкачёва
Проект «Сказочная карта России»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Игры и упражнения с использованием нейротренажеров в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста»
Ставрополь, 2024
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами играми и упражнениями с использованием нейротренажеров, которые можно использовать для развития и коррекции речи.
Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущественно в интеллектуальном развитии.
Публикация «Проект „Сказочная карта России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Мы наблюдаем, что у детей, имеющих, недостаточную сформированность высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, как правила наблюдаются и нарушения речи, что свидетельствует о незрелости определенных структур головного мозга.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно подключаем отработку и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие (норма, а можно — с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы,
способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Нейротренажеры – тренажеры предназначены для стимуляции, работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, и активизации речи.
Примеры некоторых нейротренажеров, игр и упражнений, которые могут быть использованы для активизации, развития и коррекции речи:
Су-Джок массажеры - легкий шарик с острыми шипами. Внутри шариков- «ежиков» находятся два металлических кольца. Способствует развитию мелкой моторики, речи, при плохой подвижности пальцев.
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика.
Межполушарная доска - инструмент для развития интеллекта, нейротренажер для развития ребенка, его мыслительных операций и способностей к обучению. Игрушка представляет собой планшет с рамкой для вкладывания, 3 досочки с замысловатыми трафаретами, 2 стилоса – палочки. Для игры нужно на планшете установить досочки так, чтобы изображения были зеркальны друг другу.
Межполушарные лабиринты – трафареты - это нейротренажёр для межполушарного развития. Доска с двумя зеркально расположенными лабиринтами, которые нужно проходить одновременно. При синхронном выполнении упражнений задействуются оба полушария мозга, и между ними разрастаются нейронные связи. Мозг может лучше контролировать всю поступающую от сенсорных систем информацию и легче переключаться на нужный вид деятельности.
Также являются разновидностью межполушарных досок, со сменными вкладышами. Их можно использовать как на доске, так и отдельно на листе бумаге.
Двуручное рисование — это метод развития межполушарного взаимодействия и творческих способностей дошкольников.
Он активизирует оба полушария мозга (правое и левое) и учит мозг работать слаженно и эффективно. Рисование двумя руками (одновременное или попеременное) способствует формированию и укреплению нейронных связей в головном мозге, улучшает межполушарное взаимодействие. Это обеспечивает ребёнку всесторонний охват явлений внешнего мира, даёт возможность осваивать новые навыки и быть успешным в любом виде деятельности.
Задачи метода:
• развитие мелкой моторики;
• развитие мышления;
• развитие пространственного восприятия;
• формирование навыка двуручного рисования;
• воспитание умения контролировать свою деятельность.
Кинезиологические упражнения (схемы на переключение) – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше либо не принимали участия, либо были недостаточно задействованы в учении и в решении поставленных задач.
Здесь работа может быть направленна, над темпом, ритмом речи. С помощью игр, можно проводить дифференциацию звуков, отрабатывать поставленные звуки, работать над лексикой.
Нейроскакалка - тренажер для развития межполушарного взаимодействия, общей моторики. Так же может использоваться для развития речи.
Инструкция игры: определить сколько в слове слогов, и прыгнуть столько раз сколько слогов в слове
• Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
• Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей, предметы обуви и т. д.)
• Дидактическое упражнение «Назови первый звук».
• Чтение чистоговорок.
Балансиры – Балансборд — игровой тренажер, который применяют для развития межполушарных связей и в методике мозжечковой стимуляции. Это помощник для тренировки баланса, улучшения сенсорной интеграции и развлечение, которое понравится детям любого возраста. Ребенок может использовать баланс борд c лабиринтом по-разному: использовать доску только как балансир: удерживать равновесие, задействует мышцы пресса, ног, грудные, ягодицы и мышцы-стабилизаторы; стоять на доске и одновременно управлять шариком в лабиринте при помощи баланса тела; взять лабиринт в руки и двигать шарик балансом движения рук или пальцами. И все занятия, и игры с тренажером принесут пользу и помогут: улучшить крупную моторику; развить логическое мышление; стимулировать концентрацию внимания; работать с улучшением навыка чтения и письма; улучшить работу вестибулярного аппарата и ориентацию в пространстве; развить координацию; Балансборд с лабиринтом — полезная игрушка, развивающий, спортивный тренажер для увлекательных игр и занятий с детьми.
Таким образом, активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей не только психические процессы, но и речевые недостатки, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и коррекции.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Основным требованием к использованию нейроигр, является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно увеличивая время и сложность.