Надежда Сергеевна Быкова
Проект «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Растим патриотов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Проект «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
«Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности, которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться
о воспитании у своих детей
чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
ПРОБЛЕМА
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Положительный результат достигается от систематической работы, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Нам педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работы по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
1. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, о родном городе, об истории страны, особенностях русских традиций.
2. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу, умение и желание чтить память предков, знать и гордиться военными и трудовыми подвигами отцов и дедов-защитников Отечества – и есть патриотизм.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готового встать на защиту своей Родины.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к людям, к стране и государству, где живёт человек.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для человека черты, как любовь к семье, родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к традициям и промыслам. Мы знаем, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, поселку, родному краю, родной стране. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни
воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
• создание развивающей среды по нравственно–патриотическому воспитанию;
• тематические занятия;
• взаимодействие с родителями;
• взаимодействие с социумом – посещение районного историко-краеведческого музея и т. д, участие в районных тематических мероприятиях
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному поселку, родной природе, к своей Родине, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, детям войны, труженикам тыла, героям труда. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Цель:
Создание условий для формирования гражданско - патриотических
чувств у дошкольников и вовлечение семьи в единое образовательное
пространство для развития нравственной воспитанности детей
Задачи:
1. Формировать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость,
стремление защищать свою Родину, свою семью.
2. Развить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного
учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского
сада.
3. Привлечь родителей и педагогов к формированию у детей чувства
гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее
историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
4. Воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество
и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной
войне.
5. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в
мероприятиях патриотического воспитания.
6. Обогатить предметно-развивающую среду. Практическая значимость: Данная разработка может применяться при проведении мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию, которую могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
• принцип игрового обучения;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей;
• принцип непрерывности и системности образования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта: старший воспитатель Быкова Н. С.
Название проекта: «Растим патриотов России»
Вид проекта: общесадиковский.
Тип проекта: информационно-познавательный
Предмет исследования: Нравственно-патриотическое воспитание.
Место проведения проекта: МБДОУ «Тевризский детский сад №4»
Направленность развития деятельности: нравственно-патриотическая
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Срок реализации проекта: Январь – май.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России, родного края.
2. Привлечение к совместной работе родителей.
3. Расширить систематизировать знания о Великой Отечественной войне, о военных и трудовых подвигах наших земляков.
4. Формирование уважительного отношения к участникам войны, детям войны, труженикам тыла; ветеранам труда, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
5. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация ООД, мини-выставки, составление рассказов, беседы о трудовых, военных подвигах людей, консультации для родителей, оформление выставки детского творчества ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, проведение музыкальных праздников, «День защитника Отечества», «День Победы».
Формы реализации: беседы, викторины, экскурсии, знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов, использование детских художественных произведений, в том числе фольклорных, показ иллюстраций, фильмов, слайдов, ознакомление с продуктами народного творчества, организация тематических выставок, участие в общественных и календарных праздниках и другое.
Содержание проекта
Задачи Мероприятия
Создание
развивающей среды
в группе нравственно- патриотического воспитания. Организация тематических, краеведческих мини-центров в группе. Оформление стендов, выставки.
Подбор альбомов, фотографий.
Подбор художественной литературы
Подбор дидактических игр
Сбор коллекции видеофильмов, презентаций
Подбор образцов народного
декоративно-прикладного искусства
Создание речевой среды Использование в повседневной жизни произведений устного народного творчества, лучших образцов литературных произведений, поэтических произведений
Формирование у родителей мотивации к ведению совместной работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
Мастер- классы (согласно плана работы).
Творческие работы (совместная продуктивная деятельность).
Игры-путешествия по поселку, стране. Оформление стендов, выставок детских работ.
Родительское собрание «Растим патриотов России».
Обмен педагогическим опытом Обмен опытом по темам: «Ознакомление дошкольников с семьёй и семейными традициями»;
«Наш любимый детский
сад»;
«Вот эта улица, вот этот
дом»;
«Ознакомление с родным
поселком»;
«Знакомство с народными традициями и праздниками»;
«Наша Родина – Россия»;
проекты по нравственно - патриотическому воспитанию»
Формирование у детей об истории культуре, традициях народа, о его социальной жизни в настоящее время через систему мероприятий познавательного
цикла, в продуктивной игровой, исследовательской деятельности Циклы ознакомительных мероприятий НОД: о семьях детей и традициях:
- о детском саде;
- об истории, культуре, географии поселка, округа, России; Об общественно значимых профессиях
- о воинской славе России, о Великой Отечественной войне, её героях-земляках;
-о государственных и народных праздниках.
Этапы реализации проекта:
I подготовительный этап:
• Определение темы проекта,
• Формулирование целей и задач проекта,
• Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
• Разработка плана работы по реализации проекта;
II основной этап реализации проекта осуществляется по плану
НОД, беседы, целевые экскурсии в музей, к аллее славы, к памятникам героев Росссии, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций о России, о своем родном крае, о тружениках родного поселка, на военную тематику, участие детей на торжественных мероприятиях района, праздники, посвященные защитникам Отечества, Дню победы, выступления детей - экскурсоводов перед мамами и папами, ветеранами.
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми группы среднего дошкольного возраста
Тематический блок Группа среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Мой дом Учить называть членов; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам
Детский сад Развивать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Мой поселок Познакомить детей с названием поселкаа, вызвать интерес к своему поселку
Мой родной край Познакомить с растительным и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе.
Родная страна Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам русского народа.
Наша Армия
День победы
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тематический блок Группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Моя семья
Мой дом Формировать представления о мире семьи; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи.
Детский сад Знакомство с сотрудниками детского сада, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском саду. Учить ориентироваться в детском саду.
Мой город Познакомить с городом, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями
Мой родной край Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края.
Родная страна Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество.
Знакомство с символикой России.
Воспитывать любовь к своему Отечеству.
Наша Армия
День победы Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.
Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Тематический блок Группа старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Моя семья
Мой дом Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.
Детский сад Познакомить с адресом детского сада, учить находить детский сад на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада.
Мой город Познакомить с историей родного города,
Мой родной край Расширять представления о растительном и животном мире, птицах, богатствах родного края, занятиях людей.
Родная страна Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве. Расширять представления о государственных праздниках.
Наша Армия
День победы Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Содержания работы педагогических проектов совместно с родителями и детьми
Работа с детьми Работа с родителями
1 Блок: Моя семья. Мой дом.
Проект «Вместе дружная семья»
Беседы: «Семья и родной дом», «Общение с родными», «Этикет в семье»
НОД: «Моя семья», «Мужчины и женщины в семье», «Дерево дружбы», «Я украшаю свой дом»
д/и: «Готовим обед»
п/и: «Вальс друзей»
с/р игры: «Семья»
разучивание пословиц и поговорок о семье. Изготовление газеты «Один день нашей семьи».
Совместная работа с детьми «Я рисую с мамой»
Стенгазеты: «Семейные традиции»
Наглядная консультация: «Совместные игры с детьми- зачем?»
Рисунки «Герб моей семьи»
Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
НОД «Профессии наших мам», «Портрет мамы»
Беседа о профессиях мам.
д/и: «Кто чем занимается?».
Слушание песен о маме, чтение художественной литературы.
Детский лепет «Как я маме помогаю» Встреча-рассказ: Мамы рассказывают о своих профессиях.
Выставка «Мамины умелые руки»
Праздник «Мамин день»
Фото выставка «Мамочка»
2 Блок: Детский сад.
Мини-проект «Неделя игры и игрушки»
НОД: «К нам в гости пришла игрушка» (познавательное развитие,
«Моя любимая игрушка» (художественно-эстетическое развитие).
Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду».
Изготовление игрушки своими руками.
Чтение художественной литературы «Игрушки» Оформление фотогалереи «Как мы играем дома и в саду»
Оформление тематического уголка «Волшебный мир игры»
3 Блок: Моя малая Родина
НОД: «Мой родной город» (познавательное развитие, «Моя улица» (художественно-эстетическое развитие).
Экскурсия к достопримечательностям города.
Просмотр видеофильма «Наш поселок - Тевриз» Оформление фото альбома
«Мой - Тевриз» (подбор фотографий, исторических фактов)
4 Блок: Мой родной край
Экологический проект «Они должны жить»
НОД: «Для чего нужна Красная книга?», «Что такое заповедник?» (познавательное развитие,
«Летят перелетные птицы», «Лебедь» (художественно-эстетическое развитие).
п/и «Гуси-лебеди»
Изготовление «Красной книги» Консультации: «Мифология о лебеде», «Особо охраняемые территории»
Стенгазета «Эти удивительные птицы»
5 Блок: Родная страна
Проект «Широка моя страна родная»
НОД: «Мое отечество Россия», «Россия Родина моя» (познавательное развитие).
Беседы: «Наша родина Россия», «Наша родина Россия, наш язык русский», «Символика России».
Разучивание стихов и пословиц о Родине Я рисую вместе с мамой и папой «Столица нашей родины - Москва»
Изготовление макета «Москва златоглавая»
6 Блок: Наша Армия
НОД: «День защитников Отечества» (познавательное развитие)
с/р игра «Моряки», «Пограничники» Организация выставки совместных с детьми рисунков «Защитники Отечества»
Проект «День победы»
НОД: «Поздравительная открытка», «Праздник победы» (художественно-эстетическое развитие).
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о войне, о Дне Победе.
Беседа о традициях празднования Дня Победы.
Чтение произведений о войне.
Разучивание стихотворений.
Прослушивание песен военных лет. Оформление информационного стенда: «Что и как рассказать детям о войне»
Рассказ о родных и знакомых участниках войны, тружениках тыла.
Оформление стены «Салют Победы».
Оформление фотоальбома «Имена Победы»
III завершающий этап
• Музыкальный досуг «Растим патриотов России!»
• Выступление на методическом занятии с итогами работы по проекту; презентация.
• Итоговое родительское собрание с показом презентации проекта, как отчёта о проделанной работе.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф. и. ребенка
1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2. Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России
3. История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4. Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)
5. Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других
Высокий уровень
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Вопросы для бесед с детьми старшего дошкольного возраста
(нравственно – патриотическое воспитание)
1. Как ты понимаешь, что такое семья?
2. У тебя большая семья?
3. С кем ты живешь?
4. Есть ли у тебя бабушки, дедушки?
5. Как зовут твоих родителей?
6. Кто ты в семье?
7. Вы собираетесь вместе семьей?
8. Чем вы занимаетесь все вместе?
9. Куда ты любишь ходить вместе с мамой?
10. Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
11. Какие праздники бывают у вас дома?
12. Какой праздник ты любишь больше всего?
13. Почему он тебе нравится?
14. Есть ли в вашей семье традиции?
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
___
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
___
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
___
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
___
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
___
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки, культурно-массовые мероприятия нашего города Барабинска? Если нет, то почему?
___
Спасибо за сотрудничество!